Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:54, реферат
Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс.
Введение. 3
Направления работы практического
психолога начальной школы. 6
Содержание диагностической работы. 8
Содержание коррекционно-развивающей работы. 9
Заключение. 13
Список литературы. 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра педагогики и психологии детства
Реферат
по дисциплине «Психологическая служба в начальной школе»
на тему:
«Содержание диагностической
и коррекционно-развивающей
Выполнила студентка
2 курса, 21 группы
заочной формы обучения
Кривко Т. С.
Проверил преподаватель:
Романенко И. Г.
Омск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
психолога начальной школы. 6
ВВЕДЕНИЕ.
Сейчас, практически в каждой школе появилась должность детского психолога. Но далеко не все родители понимают, что именно должен делать психолог в начальной школе. Это и не удивительно, ведь раньше у нас такая профессия не была слишком распространена. Популярной работа психолога стала только в последнее десятилетие. Поэтому, отдавая своего ребенка в школу, многие задаются вопросом, чем именно может помочь ему психолог? Да и вообще, есть ли в этом необходимость. На самом деле, работа психолога в начальной школе очень важна. Ведь для детей большим стрессом является поход в первый класс. Ребенок, который привык к определенному коллективу и графику, далеко не сразу может подстроиться под школьное расписание, научиться общаться с коллективом и так далее. Вот поэтому, именно работа в школе для психолога становится самой ответственной.
Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Цели и задачи психологической службы можно определить в соответствии с «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации ».
Целями службы являются:
· содействие администрации и педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
· содействие в приобретении учащимися, воспитанниками образовательных учреждений психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
· оказание помощи обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
· содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
· психологический анализ социальной ситуации развития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
· содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
· формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
· содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;
· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
· участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами образовательных учреждений в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
· содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
· содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
В основе коррекционной работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является медико – психолого – педагогический консилиум. Его главная задача: защита прав интересов ребенка; диагностика по проблемам развития; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.
Содержание коррекционной
— соблюдение интересов ребёнка
— системность
— непрерывность
— вариативность
—рекомендательный характер оказания помощи.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями
здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций
по оказанию им психолого-медико-
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— своевременное выявление
детей, нуждающихся в
—диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
— комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, педагога-психолога, учителя-логопеда, врача-педиатра, врача-психиатра.
— изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся, испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ.
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в обучении и в общении, с ОВЗ;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка испытывающего трудности в обучении и в общении, с ограниченными возможностями здоровья;
— анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение
специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-
— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
— коррекцию и развитие высших психических функций;
— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
— социальную защиту ребёнка
в случаях неблагоприятных
Консультативная работа включает:
— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),
— проведение тематических
выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению индивидуально-
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Психологическая диагностика представляет собой психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Психологическая диагностика проводится
специалистами как
Психодиагностическая работа включает:
В рамках реализации психодиагностической работы в образовательном учреждении возможно выделение трех форм организации данного направления профессиональной деятельности педагога-психолога: