Содержание, направления и технологии социальной работы с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:02, контрольная работа

Краткое описание

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. В подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка.

Содержание

Понятие неполной семьи…………………………………………………3
Основные направления социальной работы с неполными семьями…6
Технологии социальной работы с неполной семьей…………………..9
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

контр.docx

— 32.90 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Социальной работы и социальной педагогики

Специальность социальная работа, 4 года обучения

 

 

 

 

Контрольная работа

По предмету: Социальная работа с семьями «группы риска»

Тема: Содержание, направления и технологии социальной работы с неполной семьей

 

                                                                 

 

 

                                                                 Выполнил: студент IV курса

Платова Светлана Викторовна

                                                 Проверил: доцент

Рачковская Н. А.

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание 

  1. Понятие неполной семьи…………………………………………………3
  2. Основные направления социальной работы с неполными семьями…6
  3. Технологии социальной работы с неполной семьей…………………..9

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие неполной семьи и ее проблемы

Неполная семья - это малая социальная группа, с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать – отец - ребенок».

Выделяют несколько источников формирования неполных семей. Наиболее массовый из них связан с распадом семьи вследствие развода супругов. В подавляющем большинстве случаев  инициатором развода выступает  женщина. Что касается ранних браков, то они оказываются менее жизнестойкими, чем обычные. Этот процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской  незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным отношением к семье, а также увеличением числа  вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка.

В связи с изменением моральных  норм в области взаимоотношений  полов, распространением добрачных  связей, неподготовленности молодежи к браку, завышении требований к  брачному партнеру увеличивается число  детей, рожденных вне брака.

Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым  относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические.

   Среди проблем неполных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Совокупный бюджет семьи складывается из индивидуального трудового дохода, пособий, пенсий, компенсаторных выплат и льгот, определяемых государством, алиментов на детей после развода, подарков в деньгах или вещами, продуктов от родственников и друзей.

   Сегодня идет вытеснение  женщин с рабочих мест на  биржу труда или в сферу  низкооплачиваемых бюджетных учреждений. Необходимость содержания и воспитания  ребенка/детей чаще побуждают  женщин быть активнее и предприимчивее в поисках более оплачиваемой работы или дополнительного заработка.

   Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети – инвалиды. Если ребенок – инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

      Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе.

    Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В отцовских неполных семьях отсутствует материнская ласка, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

    В рамках воспитательной деятельности одному родителю сложно осуществить полноценный контроль над ребенком и в целом влиять на их поведение.

    Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления  социальной работы с неполными семьями

 

В России неполные семьи  являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х  годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных  социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной  из основных категорий семей, находящихся  в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в  мерах социальной защиты и поддержки.  Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

На сегодняшний день в  этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.), оказание социальной поддержки в рамках патронажа, привлечение детей и родителей из неполных семей в специально организуемые для них клубы общения, «службы знакомств» и т.д.

Суть этой широкой и  многоплановой деятельности – оказание помощи одинокому родителю и его  ребенку (детям) на личностном уровне в  решении любых проблем их жизнедеятельности, начиная от получения положенного  по закону пособия, содействия в трудоустройстве  до оказания психологических, юридических, социально-бытовых и иных услуг. Как правило, потребность в этих услугах возникает в периоды  кризисного состояния, при возникновении  каких-либо затруднений (в семье, школе, на работе, с ближайшим окружением), при появлении различных психологических  проблем и т.д.

В целом можно выделить четыре основных направления, в практике социальной работы с неполными семьями  учреждений социальной защиты:

– оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

– среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

– долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

– профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Экстренные меры включают в себя экстренную помощь, оказание разовой или регулярной материальной поддержки неполной семье, предоставление натуральной помощи (детская одежда, обувь, школьные принадлежности и т.п.).

Экстренные меры также  необходимы в тех ситуациях, когда  обнаруживается, что в неполной семье  дети подвергаются жестокому обращению  со стороны одинокого родителя, оставлены  им без родительского попечения  и т.п. Мерами экстренного реагирования в этих случаях должно быть немедленное  удаление детей из неблагополучной  семьи, предоставление им убежища через  помещение их на временное пребывание в социальный приют, постановка перед  органами опеки и попечительства вопроса о лишении такого одинокого  родителя родительских прав, сбор необходимых  для этого документов.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет  ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

Одним из значимых направлений  поддержки неполных семей в рамках среднесрочной и долгосрочной работы является оказание им психологической  помощи и поддержки. Дети и подростки, растущие в неполных семьях, особенно в неблагополучных, в большинстве случаев остро нуждаются в проведении с ними постоянной психологической работы. Как правило, острую потребность в психологической поддержке испытывают и их одинокие родители или опекуны.

Следует отметить, что оказание индивидуальной психологической помощи неполным семьям проводится в рамках среднесрочной и долгосрочной социальной работы, через социальный патронаж и по отдельным индивидуальным запросам. В каждом центре и отделении социальной помощи семье и детям работают психологи. Они берут на себя основную ответственность за психологическое состояние своих подопечных. Число проживающих в неполной семье лиц, обращающихся за психологической поддержкой, из года в год растет, что говорит о большой значимости такого вида социальной работы.

Утилитарные задачи проведения профилактической работы с подростками, особенно с девушками, – просветить их как лучше предохраняться от беременности, необходимо также воспитывать в  них уважение к духовным началам  отношений полов, пропагандировать такие понятия, как «гордость», «девичья честь», «мужское поведение» и т.п.

 Весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

Технологии социальной работы с неполной семьей

 В зависимости от  характера семейных проблем, их  сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной  неполной семьей используются  различные формы и методы социальной  работы. Это и индивидуальная, и  групповая (клубная) социальная  работа, работа в рамках семейного  консультирования (семейной терапии)  и социального патронажа, работа  отдельно с ребенком, с родителем  или с ними обоими одновременно.

   В случае если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.

   Разработка и проведение  индивидуальной программы реабилитации  ребенка из неполной семьи  включает в себя диагностику  семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной  сети подростка, обязательный  анализ его медико-социального  и психологического статуса, определение  степени развития его интеллектуальной  и эмоционально-волевой сферы.  На основе данных, полученных  в ходе этой комплексной диагностики,  составляется индивидуальная программа  работы с ребенком, включающая  меры по разрешению школьных  проблем ребенка, вовлечению его  в более благоприятное социальное  окружение, разрешению его психологических  проблем, содействие в преодолении  у него девиантных наклонностей.

   При сборе информации  о ребенке во внешней среде  (в школе, среди соседей и  пр.) должны проявиться особые  профессиональные качества социального работника: способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию и делать выводы. При общении с лицами, способными дать необходимую информацию, необходимо соблюдать особенный такт: не дать повода соседям, учителям или др. собеседникам для лишних сплетен.

   Специалисту следует  разобраться, не является ли  девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

   Параллельно с  этими мероприятиями должна быть  осуществлена социальная и психологическая  диагностика семейной ситуации  ребенка. В нее должны быть  включены мероприятия по обследованию  условий проживания ребенка в  семье, а также должно быть  проведено собеседование с его  матерью (отцом) с целью выявления  существующих в семье экономических,  жилищных, бытовых, педагогических, психологических, проблем с трудоустройством  и т.п. 

Информация о работе Содержание, направления и технологии социальной работы с неполной семьей