Сознание, его природа и происхождение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:31, реферат

Краткое описание

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

1. Введение
2. Возникновение сознания у человека
3. Свойства сознания
4. Структура сознания
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОЗНАНИЕ.docx

— 22.82 Кб (Скачать файл)

                                                                ГБОУ ПОМК

 

 

 

     Реферат на тему  « Сознание, его природа и происхождение»

 

 

                                                            Работу выполнила:Кузнецова Яна

                                                                     Работу проверила: Клыченко С.И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Г.Пенза 2015

Содержание:

  1. Введение
  2. Возникновение сознания у человека
  3. Свойства сознания
  4. Структура сознания
  5. Заключение
  6. Список  литературы

 

 

Введение

 

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Сознание состоит из чувственных образом предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.Объектом данной работы является сознание, а предметом происхождение и сущность сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы

психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга,

который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для

австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников -

питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало

изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно

продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их

ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец,

человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще

большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания

получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган

сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно

рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с предметами)

орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу.

Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием

исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В

процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные

ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась

в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он

уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и

средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его

сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок

своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих

умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.

Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы

элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение

трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают

связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с

достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с

возникновением  общественных отношений, которые требовали подчинения жизни

индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей,

исторически сложившихся обычаев и нравов.

 

 

Свойства сознания:

Активность - Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер - Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)

Обобщенность и отвлеченность - Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность - Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов.

Константность - Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность - Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность - Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности) 

Индивидуальный характер - Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии - Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

 

 

Структура сознания.

 

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду

психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне

оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым

подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной

организации.В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не простопсихическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения

действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой

целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в

закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются

прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также

переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что

отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для

него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего

обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,

осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и

степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое

и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни

сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро

сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает

в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря

сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе

сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только

познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие

нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и

ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности

включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к

внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение

или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и

аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную

значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в

убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является

показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным

ориентиром.Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познаваниязатрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы,

чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное

выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект

(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются  в дело благодаря

усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его

элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное

сложноструктурированное целое.

 

Заключение.

 

В заключение рассмотрения темы  настоящего реферата необходимо резюмировать

все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1)  Сознание - высшая форма отражения  действительного мира, свойственная

только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими

обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром” сознания, способом  его существования является знание.

3)  Формирование сознания связано  с возникновением труда.

4)  Необходимость труда в процессе  общения вызвала появление языка. Труд и

язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

5)  Сознание - функция сложнейшей  материальной, физиологической системы -

человеческого мозга.

6)  Сознание имеет многокомпонентную  структуру, тем не менее оно - единое  целое.

7)  Сознание обладает возможностью  воздействовать на окружающую  его

действительность. Оно активно.

 

Список литературы.

 

1)  Семинарские занятия по  философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2)  А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3)  Введение в философию: Учебник  для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.

4) http://works.tarefer.ru/91/100573/index.html

 

 


Информация о работе Сознание, его природа и происхождение