Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:31, реферат
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
1. Введение
2. Возникновение сознания у человека
3. Свойства сознания
4. Структура сознания
5. Заключение
6. Список литературы
Реферат на тему « Сознание, его природа и происхождение»
Содержание:
Введение
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственных образом предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.Объектом данной работы является сознание, а предметом происхождение и сущность сознания.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы
психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности.
Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга,
который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для
австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников -
питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало
изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно
продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их
ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился
изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец,
человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще
большую высоту.
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания
получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган
сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно
рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся с предметами)
орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу.
Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием
исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В
процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные
ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась
в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он
уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и
средства достижения этого результата.
Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его
сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок
своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих
умственных способностей.
Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.
Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы
элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение
трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают
связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с
достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с
возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни
индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей,
исторически сложившихся обычаев и нравов.
Свойства сознания:
Активность - Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.
Избирательный характер - Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)
Обобщенность и отвлеченность - Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность - Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов.
Константность - Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность - Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность - Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)
Индивидуальный характер - Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии - Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
Структура сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду
психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне
оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым
подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной
организации.В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не простопсихическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения
действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой
целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в
закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются
прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также
переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что
отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для
него, это - знание. Развитие сознания предполагает прежде всего
обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание,
осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и
степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое
и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни
сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро
сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает
в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе
сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие
нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное
искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого
искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности
включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к
внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение
или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную
значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в
убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является
показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным
ориентиром.Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познаваниязатрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы,
чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное
выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
(внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря
усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его
элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное
сложноструктурированное целое.
Заключение.
В заключение рассмотрения темы настоящего реферата необходимо резюмировать
все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
1) Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная
только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими
обобщениями, абстрактными понятиями.
2) “Ядром” сознания, способом
его существования является
3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
4) Необходимость труда в
язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы -
человеческого мозга.
6) Сознание имеет
7) Сознание обладает
действительность. Оно активно.
Список литературы.
1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.
4) http://works.tarefer.ru/91/