Сознания: функции и структира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:34, доклад

Краткое описание

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Вложенные файлы: 1 файл

Сознание.docx

— 21.40 Кб (Скачать файл)

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения  объективной действительности, способ его отношения к миру и к  самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а  приобретаемыми только через общение  с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Сознание человека –  это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего  мира в форме словесных понятий  и чувственных образов.

 

 К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

 

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность  знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта  и объекта (противопоставление  себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда  входят самосознание, самопознание  и самооценка.

3. Отношения человеку  к себе и окружающему миру (его  чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует  новые образы и понятия, которых  ранее не было в нем с  помощью воображения, мышления  и интуиции).

5. Формирование временной  картины мира (память хранит образы  прошлого, воображение формирует  модели будущего).

6. Формирование целей  деятельности (исходя из потребностей  человека, сознание формирует цели  деятельности и направляет человека  на их достижение).

 

2. Основные функции  сознания

 

Каковы основные функции  сознания? Первая и важнейшая - познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно  связанная с первой, - творчески - конструктивная, проявляющаяся в  опережающем отражении, в мысленном  моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа  не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Третья функция - регулятивно-управленческая, обеспечивающая разумное регулирование  и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с  внешним миром. Наконец, четвертая  функция - прогностическая. Человек  до определенного предела с некоторой  вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить  планы и осуществлять их. Можно  еще указать систематизирующую  функцию, критически-оценочную и  описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

 

         Сознание это, прежде всего  осознание ближайшей чувственно  воспринимаемой среды и осознание  ограниченной связи с другими  лицами и вещами, находящимися  вне начинающего сознавать себя  индивида; в то же время оно  - осознание природы.

 

         Сознанию человека присущи такие  стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются  лишь тогда, когда человек выделяет  себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека  от психики самых развитых  представителей животного мира.

 

         Сознание невозможно вывести  из одного лишь процесса отражения  объектов природного мира: отношение  “субъект-объект” не может породить  сознания. Для этого субъект должен  быть включен в более сложную  систему социальной практики, в  контекст общественной жизни.  Каждый из нас, приходя в  этот мир, наследует духовную  культуру, которую мы должны освоить,  чтобы обрести собственно человеческую  сущность и быть способными  мыслить по-человечески.

 

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него возникнуть, развиваться и просуществовать. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и  общественное сознание как бы “нагружены”  друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

 

         Сознание реализуется в двух  способностях: отражательной и активно- творческой. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

 

         Но подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность.  Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

 

         Итак, сознание как отражение  и как активно-творческая деятельность  представляет собой единство  двух нераздельных сторон одного  и того же процесса: в своем  влиянии на бытие оно может  как оценивать его, вскрывая  его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность  людей преобразовывать его. А  поэтому общественное сознание  эпохи может не только отражать  бытие, но активно способствовать  его перестройке. В этом и  заключается та исторически сложившаяся  функция общественного сознания, которая делает его объективно  необходимым и реально существующим  элементом любого общественного  устройства.

 

         Тот факт, что общественное сознание  включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое,  общественную психологию, идеологию  и т.д.), и то, что каждым уровнем  сознания общественное бытие  отражается по-разному, как раз  и составляет реальную сложность  в понимании феномена общественного  сознания. И поэтому нельзя рассматривать  его как простую сумму понятий  “сознание” и “общественное”.

 

Обладая объективной  природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие в  рамках закономерного для данного  общества эволюционного процесса. В  этом плане общественное сознание может  играть роль активного стимулятора  общественного процесса, либо механизма  его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в  целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного отдельным  человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

 

4. Структура сознания.

 

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова  под ним имеют в виду психическое  отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

 

В более узком и  специальном значении под сознанием  имеют в виду не просто психическое  состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в  закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как  осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к  содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким  нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о  самом человеке. Познание, осознание  вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание  мира, а также чувственный и  рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они  не исчерпывают всей его структурной  полноты: оно включает в себя и  акт внимания как свой необходимый  компонент. Именно благодаря сосредоточенности  внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

 

Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит  и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

 

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

 

В силу определенного  отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми  чувствами. А это является показателем  особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

 

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс  познавания затрагивает все стороны  внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как  образное выражение, так и чувства.

 

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными  на объект (внимание), эмоциональной  сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества  составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое. Природа человеческого сознания.

 

 

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23—33. Активность психического отражения: 56—72. Деятельность и сознание: 124—158.)


Информация о работе Сознания: функции и структира