Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:21, доклад
Основными науками, изучающими проблему сознательного и бессознательного являются психология, философия и биология. Фрейдизм содержит в себе аспекты всех этих наук. До Фрейда психология исследовала, как правило, феномен сознания, но неврологические учения втрой половины 19-го века обнаружили необходимость внутрипсихических, более глубоких характеристик личности. Зигмунд Фрейд не был первым, разделившим психику на сознательное и бессознательное, однако его понимание бессознательного отличалось от предыдущих философских и психологических трактовок. Он опирался на конкретный материал полученный из клинических наблюдений над людьми страдающими нервными расстройствами . Он пришел к выводу, что любой психический акт начинается как бессознательный, и только потом может осознаться, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает преграду, которую не может преодолеть.
введение. Фрейдизм.
2- сознание.
3-бессознательное.
3.1- свойства бессознательного по Фрейду
3.2- развитие теории бессознательного
3.3- принципы деятельности бессознательного
4- список литературы
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Е.Ф. СГА. |
Вид работы |
Телеэссе |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Сознательное и |
Фамилия студента |
Торопов |
Имя студента |
Максим |
Отчество студента |
Валерьевич |
№ контракта |
1520011400302077 |
Здесь разместите содержание.
2- сознание.
3-бессознательное.
3.1- свойства бессознательного по Фрейду
3.2- развитие теории
3.3- принципы деятельности
4- список литературы
1.Введение. Фрейдизм.
Основными науками, изучающими проблему сознательного и бессознательного являются психология, философия и биология. Фрейдизм содержит в себе аспекты всех этих наук. До Фрейда психология исследовала, как правило, феномен сознания, но неврологические учения втрой половины 19-го века обнаружили необходимость внутрипсихических, более глубоких характеристик личности. Зигмунд Фрейд не был первым, разделившим психику на сознательное и бессознательное, однако его понимание бессознательного отличалось от предыдущих философских и психологических трактовок. Он опирался на конкретный материал полученный из клинических наблюдений над людьми страдающими нервными расстройствами . Он пришел к выводу, что любой психический акт начинается как бессознательный, и только потом может осознаться, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает преграду, которую не может преодолеть.
Модель психики человека представленная Фрейдом расщеплена на две сферы: сознательного и бессознательного, как противостоящие друг другу стороны, в психике субъекта. Но он не считал эти сферы равнозначными в своём влиянии на человека. Бессознательное он представил основным компонентом строения человеческой психики, а сознательное- как особую переходящую инстанцию, отвечающую за взаимодействие бессознательного и окружающего мира.
Образ личности комбинируется из 3-х элементов, которые определенными методами соподчиняются друг другу: “Оно”- глубинная среда бессознательного, психическая основа индивида; “Я”- сфера сознания ; “Сверх-Я”- являющееся своего рода совестью и моральной цензурой, олицетворяющее собой устои общества и воспитание.
На первый взгляд может показаться, что именно “Я” является сознательным началом, и той силой, что заставляет “Оно” направлять свои действия в соответствии с социальным бытием индивида. Но во Фрейдовской структуре личности именно “Оно” является основной силой влияющей на сознание.
2.Сознание.
Это совокупность знаний об окружающем мире, в структуру которого входят познавательные процессы, обогащающие знания человека. В сознании закреплено различие субъекта и объекта, отделение “Я” от “не Я” и противопоставление своего “Я” окружающему миру. Сознание это свойство высокоорганизованной материи мозга, по этому основой сознания является мозг человека и органы его чувств.
3.Бессознательное.
1. Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга. По словам Фрейда, "они свободны от противоречий". Когда два желания, чьи цели кажутся несовместимыми, одновременно проявляют активность, они не умаляют и не аннулируют друг друга. Происходит их комбинация и формируется компромиссная цель.
2. Процессы в бессознательном существуют
вне времени. Они не изменяются по истечении
времени и не имеют временной последовательности.
Временные отношения являются функцией
сознания.
3. Бессознательному не
4. Бессознательные процессы
имеют очень незначительное
5. Энергия, связанная с бессознательными идеями, гораздо мобильней, чем энергия предсознания или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с "первичным процессом". Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики; легкость сгущения, перемещения обусловлены только вероятностью разрядки. "Вторичный процесс", которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.
3.2.Развитие теории бессознательного.
В отличии от теоретиков, искавших причину поведения человека во внешней, окружающей среде, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам. По его мнению, психические процессы, формирующие структурное поведение человека приводят в движение именно внутренние стимулы.
Понятие бессознательного
влечения Фрейд поставил в центр
своих психологических
Сексуальные влечения, или
Либидо, присущи каждому индивиду
с момента начала его жизни. В
некоторые периоды оно
Позже Фрейд изменил свою теорию, и заменил влечения “Я” на влечение к смерти. Инстинкт смерти отвечает за проявления агрессивности, жестокости, убийств. Под эросом Фрейд понимает влечение к органической жизни, к сохранению и развитию ее во что бы то ни стало - в форме ли продолжения рода или сохранения индивида. Задачей влечения к смерти (танатоса) является возврат всех живых организмов в безжизненное состояние неорганической, мертвой материи, стремление прочь от беспокойства жизни и эроса. Возможно на внедрение в свою теорию “инстинкта смерти“ повлияли личные мотивы и впечатления психолога, так как незадолго до этого умерла его дочь, а сыновья находились на фронте. Именно изза субъективности этой теории, она и вызывает критику у большинства философов-теоретиков.
Само же влечение “Я“ отошло к сфере сексуальных влечений , так как в нашем обществе пища человеку достается легче чем на ранних стадиях его развития, человек строит жилища и создает условия, делающие его жизнь максимально комфортной и безопасной. По этому инстинкт самосохранения утратил свою первоначальную значимость, уступив место для Либидо.
3.3.Принципы деятельности бессознательного
Для Фрейда смыслом раскрытия динамики и всех способов функционирования психических процессов. Согласно его теории деятельность человеческой психики регулируется “принципом удовольствия“ , который направляет бессознательное на
путь получения наибольшего удовольствия.
Изучая принципы получения максимального удовольствия, Фрейд наталкивается не противодействующие ему силы. Эпикур говорил “человек имеет потребность в удовольствии только когда страдает от его отсутствия, в ином случае в удовольствии он не нуждается“. Теперь Фрейд выводит мысль о том, что в психике сформирована некая область, деятельность которой сообразуется с условиями внешней реальности. Этот новый принцип был назван принципом реальности.
Фрейдовский "принцип реальности" предполагал, что для человека представляется важным не то, что приятно и доставляет ему удовольствие, а то, что действительно, реально, даже если оно и неприятно. Подобно тому как стремящийся к удовольствию человек руководствуется желанием получить удовольствие и избежать неудовольствия, так и придерживающийся "принципа реальности" ориентируется на поиск пользы и путей, застраховывающих его от вреда. Разумеется, Фрейд был далек от мысли, что психоаналитический "принцип реальности" устраняет всякую возможность получения человеком удовольствия, Нет, этот принцип не исключает конечной цели - достижения удовольствия, он лишь отодвигает возможность непосредственного удовлетворения, ведя окольными путями к удовольствию: мгновенное - значит, и неполное - удовольствие устраняется для того, чтобы обеспечить человеку более надежное, хотя и отсроченное удовлетворение. Таким образом, фрейдовский "принцип реальности" является не чем иным, как модификацией "принципа удовольствия", программное действие которого сохраняет свою значимость для функциональной деятельности человека.
Исходя из описанного выше соотношения между "принципом реальности" и "принципом удовольствия", Фрейд соответствующим образом истолковывает и возникновение конфликтных ситуаций между сознанием и бессознательным: психический аппарат не всегда в состоянии согласовать деятельность "Оно", руководствующегося "принципом удовольствия", с деятельностью "Я", подчиняющегося "принципу реальности"; поскольку "принцип удовольствия" является господствующим в сфере бессознательных влечений, он часто берет верх над "принципом реальности", что, в свою очередь, неизбежно ведет к внутрипсихическим конфликтам. Так структурно-функциональный анализ личности привел Фрейда к признанию трагичности человеческого существования: сложные взаимосвязи между различными пластами личности, принципами функционирования человеческой психики, влечения одновременно к созиданию и разрушению, стремления к продолжению жизни и уходу в небытие - все это во фрейдовской интерпретации человека служило подтверждением тех непримиримых антагонистических отношений, которые якобы существуют с момента рождения человеческого существа и до самых последних лет его жизни между сознанием и бессознательным, разумом и страстями.
Г. Блюм. “Психоаналитические теории личности”
Зигмунд Фрейд. “Психоанализ и русская мысль”
З.Фрейд. “Я и Оно”
Информация о работе Сознательное и бессознательное. Фрейдизм