Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2015 в 17:15, реферат

Краткое описание

Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.
Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Вложенные файлы: 1 файл

Первичные образы, их роль в жизни человека.docx

— 256.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, потом закрыть глаза и представить его себе, то начальная четкость образа быстро угаснет.

Персеверирующие образы - это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образ построенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов.

 

Образы представлений следует отличать от «родственных» первичных им образов памяти и персеверирующих образов.

Первичные образы памяти - это образы объектов, возникающие сразу за процессом восприятия. Их характерные особенности заключаются в том, что они:

- появляются по принципу  «только сейчас и здесь»;

- кратковременны (их «продолжительность  жизни» составляет секунды);

- имеют ббльшие наглядность, четкость и яркость, чем образы представления;

- являются точными копиями  воспринимаемого объекта, не содержащими  обобщений;

- зависят от степени  концентрации внимания на воспринимаемый  объект.

Таким образом, они отличаются от представлений динамикой появления и скоростью исчезновения.

Так, если выглянуть в окно, зафиксировать на одну-две секунды взглядом какой-нибудь объект, потом закрыть глаза и представить его себе, то начальная четкость образа быстро угаснет.

Персеверирующие образы - это образы, возникающие в сознании после продолжительного и (или) сильного эмоционального восприятия объектов и сохраняющие яркость и четкость в течение многих часов или даже суток. Например, после посещения концерта еще долго удерживается в памяти услышанная и очень понравившаяся мелодия или зачастую при отходе ко сну непроизвольно возникают зрительные образы эмоционально пережитых ситуаций или длительного восприятия однородных объектов (образ построенного изящного крыльца, цветочный «ковер» на лугу, картины найденных грибов в лесу и др.).

Персеверирующие образы, в отличие от образов представления, являются как бы точной копией своих объектов без элементов обобщения. Это объясняется значительной интенсивностью эмоциональных переживаний, сопровождающих их отражение в сознании. Кроме того, они появляются непроизвольно сами по себе;

Характерным отличием образов представления от других образов, формируемых психикой человека, является тот факт, что в них находятся в единстве чувственное восприятие объекта и его смысловое содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль первичных образов в жизни человека.

2.1. Восприятие.

 

В отличие от ощущения, выделяющего раздражитель из среды посредством биохимических и психофизических реакций, восприятие является психическим процессом более высокого уровня и связывает, синтезирует различные ощущения.

Восприятие (от лат. perceptio, percipio; англ. perception) – это:

- организация, идентификация и интерпретация сенсорной информации в целях представления и понимания окружения;

- субъективный образ объекта, сформированный через совокупность ощущений, воздействующих на анализатор / систему анализаторов (перцептивный образ или образ восприятия);

- процесс формирования перцептивного образа (перцептивный процесс).

Перцептивная система (англ. perceptual system) – система, состоящая из одного или более анализаторов (сенсорных систем), обеспечивающих акт восприятия.

Восприятие – система перцептивных действий. Перцептивные действия (англ. perceptual actions) – структурные единицы перцептивного процесса: обнаружение объекта восприятия, выделение его информационных признаков, идентификация, категоризация.

 
Рис. 1. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия

 

Рассмотрим различные классификации видов восприятия:

1) По модальности (видам анализаторов).

Перцептивный образ формируется на основе ощущений разных модальностей (с участием нескольких анализаторов). По ведущему в данном акте восприятия анализатору различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное восприятие.

2) По характеру активности (степени волевого контроля) выделяют непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие.

3) По степени организованности различают организованное и неорганизованное восприятие.

4) По характеру и продолжительности выделяют следующие виды восприятия:

- симультанное (от лат. simul – вместе) – единомоментное, обобщенное, целостное восприятие перцептивного образа;

- сукцессивное (от англ. successive – последовательный) – последовательное, развернутое во времени восприятие, обусловленное необходимостью проведения детального сенсорного анализа поступающей информации.

5) По формам существования материи различают:

- восприятие пространства (расстояние до предметов, их форма, величина, объем и др.);

- восприятие времени (продолжительность, темп событий);

- восприятие движения (форма, характер, направление, скорость, ускорение, амплитуда, продолжительность движения).

Свойства восприятия:

- предметность – способность выделять конкретные предметы, относящиеся к определенным классам;

- целостность – перцептивный образ содержит множество характеристик объекта, включая и те характеристики, которые не воспринимаются в данный момент;

- структурность – перцептивный образ представляет сформированную в течение некоторого времени обобщенную структуру, абстрагированную из ощущений;

- осмысленность (категориальность) – в процессе восприятия путем анализа, синтеза, сравнения, обобщения поступающей сенсорной информации осуществляется категоризация объектов восприятия (отнесение к определенной группе, классу, категории предметов);

- обобщенность – восприятие представляет процесс совместного отражения единичного и общего;

- избирательность – способность воспринимать предметы, представляющие наибольший интерес, основа – интересы, установки и потребности личности;

- константность – способность воспринимать объект при изменении условий его восприятия в относительно широком диапазоне;

- апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека;

- иллюзии восприятия – искаженное отражение реальности; может происходить в разных модальностях.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, восприятие может относиться к синтетическому / аналитическому,объяснительному / описательному, объективному / субъективному типам.

 

2.2. Представление.

 

Представление (англ. representation, mental representation)– это:

- процесс репрезентации образов восприятия, т.е. когнитивный процесс отражения объектов, которые в данный момент времени не воспринимаются органами чувств, а воссоздаются на основе предшествующего опыта (результатов ощущений и восприятий);

- чувственный образ объекта, полученный в данном процессе.

Представления следует отличать от персеверирующих образов и первичных образов памяти. Персеверирующие образы – непроизвольные образы, всплывающие в сознании после длительного восприятия объекта, оказавшего сильное эмоциональное воздействие.

Первичные образы памяти – образы, непосредственно следующие за восприятием объекта, которые удерживаются в памяти в течение короткого промежутка времени.

По сравнению с образами восприятия, представления воссоздают объект с меньшей точностью, могут содержать искажения. Представления отличаются меньшей яркостью, мысленные образы бледнее и фрагментарнее, часть сторон или черт объекта отсутствует.

Рис. 2. Виды, типы и характеристики представлений

 

Рассмотрим подходы к классификации представлений.

1. По видам ведущего анализатора.

По видам ощущений и восприятия, составляющего перцептивный опыт человека, который является основой представлений, выделяют зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные, кинестетические, органические представления.

2. По степени обобщенности выделяют единичные, общие и схематизированные представления.

Единичные представления связаны с восприятием отдельного объекта, часто сопровождаются эмоциями и являются основой узнавания.

Общие представления обобщенно отражают группу сходных объектов, формируются при участии речи.

Схематизированные представления объектов – представления в виде схем, графиков, карт, диаграмм и т. д.

В отличие от представлений, восприятия всегда являются единичными.

3. По происхождению выделяют представления, которые формируются на основе ощущений, восприятия, мышления, воображения.

4. По степени проявления волевых усилий выделяют представления:

- непроизвольные, возникающие спонтанно;

- произвольные, возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной цели; они контролируются сознанием и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

Типы представлений:

- представления памяти – возникают на основе прошлого опыта непосредственного восприятия какого-либо объекта;

- представления воображения – возникают без опоры на опыт непосредственного восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основные характеристики представлений:

- наглядность – представления являются чувственно-наглядными образами действительности;

- фрагментарность – представления не полностью отражают признаки и характеристики реальных образов;

- неустойчивость, непостоянство – фокусируясь на различных деталях воспроизводимого образа, представления изменяются;

- обобщенность – возникший в сознании образ объекта носит обобщенный характер.

Функции представлений в психической регуляции поведения:

- сигнальная – представление содержит информацию об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, которая преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением;

- регулирующая – представление об объекте, ранее воздействовавшем на органы чувств, позволяет отобрать нужную информацию для решения поставленной задачи оптимальным образом с учетом реальных условий предстоящей деятельности;

- настроечная – представления осуществляют ориентацию деятельности в зависимости от характера воздействий окружающей среды.

Важная познавательная роль представлений заключается в том, что они являются переходной ступенью от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому мышлению. Представления отличаются от абстрактных понятий наглядностью и отсутствием внутренних закономерных связей и отношений, скрытых от непосредственного восприятия. Произвольное оперирование представлениями в памяти, воображении и мышлении, а также их дальнейшая переработка в абстрактные понятия, осуществляется посредством языка.

 

Список литературы

 

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.

3. Лиидсей П., НорманД. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. — М.: Мир, 1974.

4. Леонтьев А. II. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

 

 


Информация о работе Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов