Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 19:28, контрольная работа

Краткое описание

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно сказать, индивид становится обучающимся.

Вложенные файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине:

« Социальная психология»

Вариант 5

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент______________________

№ зач. кн. _____________________

Группа_______________________

Преподаватель_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

Вариант 5

 

Задание №1

 

Опишите эксперимент, проведенный  А. Бандурой в 1961 г. «Кукла Бобо».

  1. Феномен, исследуемый Бандурой:

А. Бандура (род. в 1925) называет такой способ научения социально-когнитивным, соответственно, теорию социального научения - социально-когнитивной. Когнитивное научение подразумевает гораздо большую активность обучаемого; можно сказать, индивид становится обучающимся. Он отслеживает последствия своих действий, замечает и запоминает, какие из них были успешны по своим результатам, а какие бесполезны или вредны. Более того, научение не обязательно требует прямого участия в каком-либо акте, достаточно быть наблюдателем поведения модели (человека, образец поведения которого впоследствии воспроизводится). В этом случае человек может опереться на видимые последствия чужого действия: получить информацию и скорректировать собственное поведение. Наблюдение создает «бихевиоральное предрасположение» к определенной форме поведения, когнитивный образ действий. Следование поведению модели происходит с опорой на закодированную информацию.

     2.  Цель эксперимента:

Альберт Бандура хотел донести до взрослых чтобы они как можно больше уделяли внимания своему поведению в обществе, семье. Демонстрировать, как мы умеем идти на компромисс, договариваться, проявлять заботу, доброту, вежливость, взаимопонимание и сочувствие. 
Критически относитесь к тому, что смотрит и читает ваш ребенок. Какие персонажи оказывают на него влияние. Какой пример, они подают. 
Задуматься, чему учить своего ребенка и как можно серьезней подходить к этому вопросу.

    1. Гипотеза:

 

После открытий бихевиористов, в сфере поведения и приобретение страхов, мотивов и целей, за счёт научения. Появилось новое направление социально-когнитивное направление под руководством Альберта Бандуры, который был категорически не согласен с положениями бихевиористов. Он хотел доказать, что люди учатся не за счёт подражания другим людям, а за счёт наблюдения.

 

  4. Ход эксперимента:

В качестве доказательства своей гипотезы о социальном научении Бандура провел вот такой эксперимент. Точнее не один эксперимент, а целую серию. Несколько групп дошкольников (всего 63 ребенка) наблюдали за тем, как взрослый в комнате для эксперимента кричал на огромную надувную куклу «Бобо», бил ее по голове, удалял молотком, кидал по всей комнате, шлепал, пинал, ударял кулаком в лицо. В первом случае дети наблюдали действия взрослого, во втором – смотрели фильм. А в третьем – взрослый действовал в карнавальном костюме кошки. После того, как дети посмотрели эпизоды с Бобо, экспериментаторы увлекли малышню другими занятиями.  А потом запустили в комнату, где находилась кукла Бобо. Агрессивное поведение детей, наблюдавших взрослого «вживую», было заметнее по сравнению с малышами из контрольной группы, которые наблюдали за довольно дружелюбными манипуляциями с надувной куклой. Взрослый переносил куклу с места на место, обнимал ее.

Те дети, которые наблюдали за агрессивным взрослым, в проявлениях  своей агрессии оказались очень  креативны: они пытались проткнуть  куклу, кусали ее. Детишки, которые посмотрели, как с куклой обращается наряженный в кошку взрослый, были агрессивны в меньшей степени.

    1. Место эксперимента:

В эксперименте, проведенном А. Бандурой, изучали особенности наследования детьми поведенческих агрессивных  действий взрослых. Исследование проводилось  в Стэнфордском университете. После демонстрации модели поведения детей приглашали к экспериментальной комнаты, оборудованной зеркалом Гезелла, где было много игрушек и кукла Бобо, которую подбирали в соответствии с ростом детей. Та, с которой играли дети, была меньше, чем та, которая была у взрослого. Экспериментаторы имели целью понаблюдать, как особенности агрессивного поведения, продемонстрированы различными способами, повлияют на наследования детьми этого поведения, а также какие отличия будут у мальчиков и девочек. Перед началом наблюдений всех детей подвергли фрустрации: разрешили поиграть с интересными игрушками, которые через некоторое время забрали.

    1. Кто участвовал в эксперименте:

Двадцать  четыре дошкольника от 3 до 5 лет. 

 

 

    1. Результаты исследования:

Сравнение поведения испытуемых в  генерализованной ситуации показало, что испытуемые, которым представлялась агрессивная модель, показывали большое количество агрессивных реакций, соответствующих поведению модели, и их средние баллы значительно отличались от баллов испытуемых из неагрессивной и контрольной групп. Испытуемые из агрессивных условий также демонстрировали значительно больше частично имитирующих реакций и неимитирующей агрессии и были обычно менее сдержаны в своем поведении, чем испытуемые из неагрессивных условий.

Было обнаружено, что пол модели по-разному влияет на имитацию. Мальчики демонстрировали больше агрессии по сравнению с девочками, имитируя поведение модели мужского пола, эти  различия проявились в маскулинном поведении.

Испытуемые, наблюдавшие за неагрессивной  моделью, особенно за подавленной моделью  мужского пола, обычно были менее агрессивны, чем испытуемые из контрольной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

 

     1. Исследования понятия и динамики социальных установок. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности.

            Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. 
Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей.

           Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей че- 
ловека как личности субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет направленность будущего поведения личности. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

           В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации. Они предложили характеризовать обе стороны вышеприведенного отношения при помощи понятий «социальная ценность» 
(для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида).

           Впервые было внесено понятие аттитюда — «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании.Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

              В качестве основного метода были использованы различные шкалы, предложенные Л. Тернстоуном. Функции аттитюдов: 
1) приспособительная (адаптивная) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 
2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 
3) функция выражения (функция саморегуляции) —аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 
4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

             В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда: 
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); 
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта); 
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

значит, является показателем возможных  направлений деятельности.

             Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению.

            Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника). На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения. Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.

С 12 до 20 лет установки приобретают  более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется  кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы  убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно. Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам изменения социальных установок. Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций — бихевиористской и когнитивистской.

             В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов (обозначение «социальной установки» в западной социальной психологии)) используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки. Если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии «включения» социальных факторов. Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к «подкреплению». В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда. Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия внешнего мира. Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, 
включенного в сложное переплетение связей с другими людьми. Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их.

               Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности.

 
        2.    Разновидности существующих в обществе социальных установок Предубеждение — особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы.

Информация о работе Социальная психология