Социально-психологическая помощь молодым семьям, имеющим и не имеющим детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать социально-психологическую помощь на основе социально-психологических проблем, наиболее сильно влияющих на степень конфликтности молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Объект исследования: социально-психологические проблемы молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь молодой семье в решении социально-психологических проблем.
Задачи исследования:
Описать социально-психологические особенности молодой семьи;
Изучить общую рассогласованность представлений о семейных ценностях у супругов в семьях двух типов;
Выявить рассогласованность в ролевых ожиданиях супружеских пар с детьми и без детей;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Молодая семья: понятие и основные проблемы……………………………………………
1.1 Теоретический подход к понятию «молодая семья»………………………………………
1.1.1 Проблемы адаптации в молодой семье…………………………………………………..
1.1.2 Функционально-ролевая совместимость молодых супругов..........................................
1.2 Изменение взаимоотношений супругов с появлением ребенка………………………….
1.2.1 Формирование треугольника отношений: определение понятия «триангуляция»…..
1.3 Семейные конфликты и их разрешение…………………………………………………..
1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей двух категорий……………..
1.3.1 Понятие и сущность социально-психологической помощи…………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЧИСТОВИК.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА»

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра психологии развития

 

 

Допущена к  защите

Заведующий кафедрой

Психологии  развития

__________И.Е. Валитова

«____»___________2013 г.

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОМОЩЬ СУПРУГАМ, ИМЕЮЩИМ

И НЕ ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

     

Выполнила:

Яскович Евгения  Михайловна

студент 6 курса

заочной формы  обучения

специальность «Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность)»

 

Научный руководитель:

Валитова Ирина Евгеньевна

Кандидат психологических  наук, доцент

 

 

Брест 2013

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….

1. Молодая семья: понятие и основные проблемы……………………………………………

1.1 Теоретический подход  к понятию «молодая семья»………………………………………

1.1.1 Проблемы адаптации  в молодой семье…………………………………………………..

1.1.2 Функционально-ролевая  совместимость молодых супругов..........................................

1.2 Изменение  взаимоотношений супругов с появлением  ребенка…………………………. 

1.2.1 Формирование  треугольника отношений: определение  понятия «триангуляция»…..

1.3 Семейные конфликты и их разрешение…………………………………………………..

1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей двух категорий……………..

1.3.1 Понятие и сущность социально-психологической помощи…………………………….

Выводы по первой главе…………………………………………………………………………

 

ВВЕДЕНИЕ

Молодость –  это такой возраст, в котором  у человека еще нет полной самостоятельности, определенного социального положения, он полностью зависит от родителей, родственников. Каждый из них делится своим жизненным опытом, что-то советует, а иногда настойчиво указывает свое мнение.

В молодости  человек задумывается о себе, о  своей значимости, привлекательности, о своем будущем и о своем жизненном пути. Он развивается, формируется, впервые встречается с любовью – новым, не всегда понятным и объяснимым чувством и многие жизненные вопросы нужно решать одновременно.

Создание семьи  – не только радостное событие, но и трудное испытание: тяжело приспосабливаться к привычкам своего партнера, возникает желание его «переделать», «перевоспитать», заставить поступать в угоду нашим желаниям и влечениям. Мысль о том, что «перевоспитывать», «переделывать», «переламывать» придет позже – после размолвок с любимым человеком. После понимания того, что каждый человек имеет право на свою индивидуальность самобытности.

Рождение ребенка - это и огромная радость, и огромный стресс для родителей. Привычная  жизнь меняется такими безумными темпами, что молодые родители не успевают считать дни. А в связи с этим у них появляются новые социально-психологические проблемы, которые кардинально меняют их жизнь.

Актуальность  проблемы исследования заключается в том, что молодые семьи аккумулируют в себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий, что приводит к увеличению уровня конфликтности и разводов между супругами. Это подтверждается данными национального статистического комитета Республики Беларусь. Так, в январе – августе 2012 года расторгнуто почти 27,6 тысяч браков – разводов стало больше на 12 % по сравнению с январем – августом 2011 года. Пресс-секретарь Национального статистического комитета Елена Кондратенко отметила, что в Беларуси ухудшилось соотношение регистрируемых и расторгаемых браков: если в январе — августе прошлого года на 1000 браков приходилось 460 разводов, то в январе — августе текущего года — уже 568.

Большое количество разводов беспокоят нашу страну: ведь под угрозой срыва находится демографическая программа. Чтобы исправить ситуацию, специалисты по социальной работе, психологи решили активизировать работу, направленную на пропаганду (особенно в молодежной среде) семейного образа жизни и успешной семьи с детьми.

Цель исследования: обосновать социально-психологическую помощь на основе социально-психологических проблем, наиболее сильно влияющих на степень конфликтности молодых семей, имеющих и не имеющих детей.

Объект исследования: социально-психологические проблемы молодых семей, имеющих и не имеющих детей.

Предмет исследования: социально-психологическая помощь молодой семье в решении социально-психологических проблем.

Задачи исследования:

  1. Описать социально-психологические особенности молодой семьи;
  2. Изучить общую рассогласованность представлений о семейных ценностях у супругов в семьях двух типов;
  3. Выявить рассогласованность в ролевых ожиданиях супружеских пар с детьми и без детей;
  4. Изучить особенности конфликтности молодых семей;
  5. Разработать и частично апробировать программу социально-психологической помощи молодым семьям;

Методы исследования:

- опросник «Ролевые  ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова);

- проективная  рисуночная методика (разработана  нами).

 

 

 

 

 

 

1. МОЛОДАЯ  СЕМЬЯ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1 Теоретический  подход к понятию «молодая  семья»

В социологической  науке и законотворческой деятельности Республики Беларусь не так давно  сложилось понятие «молодая семья». Под молодой семьей у нас в  стране мы понимаем супружескую пару с детьми или без них; брак – первый; возраст супругов не старше 30 лет [ ]. По статистическим данным, каждая пятая в Беларуси семья – молодая. Термин «молодая семья» понимается расширенно – он включает в себя «совсем молодые браки» - от 0 до 4 лет и «молодые браки» от 5 до 9 лет.

Автор книги  «Основы социальной работы» П.Д. Павленок дает следующее определение  молодой семье: молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. Молодые семьи бывают большими, состоящие не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми [ ]. В структуру молодых семей входят следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы.

Молодая семья  – это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора [ ]. Можно считать, что одной  из проблем в молодой семье  является проявление обычного феномена открытия в другом более сложного человека, т.е. начинается период адаптации – изменение всего образа жизни. Также стоит обратить внимание на распределение ролей в семье. На первоначальном этапе семейной жизни молодая пара сталкивается с этим впервые, и как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок».

Таким образом, определением понятия «молодая семья» занимались многие специалисты, однако все они убеждены в одном, что  основные трудности семьи проходят на стадии адаптации и распределения  ролей в семье.

 

1.1.1 Проблемы адаптации в молодой семье

Строительство молодой семьи – длительный процесс. Адаптация супругов – не просто приспособление, но и физиологическая  перестройка организма, освоение новых  ролей в семье, формирование семьи  как единого организма. Когда молодые люди вступают в брак, то им кажется, что они всё друг про друга знают. Но это далеко не так.

Первые месяцы семейной жизни выявляют много нового, и не всегда приятного, в характере, привычках партнёра.  Идёт процесс  действительного узнавания, привыкания, приспособления, вырабатывается свой стиль семейных отношений. У супругов вырабатывается умение сопереживать. Конечно, не у всех получается сразу установить отношения взаимопонимания. Но мы должны знать, что процесс солидарности, близости не совершается автоматически. Каждый из супругов должен приложить максимум усилий, чтобы наладить семейный отношения.

По определению  И.В. Гребенникова, адаптация – это приспособление супругов друг к другу и к той обстановке, в которой находится семья. Психологическая сущность взаимной адаптации заключается во взаимоуподоблении супругов и во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения.

Адаптация осуществляется во всех сферах семейной жизни. Материально-бытовая  адаптация заключается в согласовании прав и обязанностей супругов в выполнении домашних дел и формировании удовлетворяющей их обоих модели планирования и распределения семейного бюджета.

Нравственно-психологическая  адаптация основывается на совмещении мировоззрений, идеалов, интересов, ценностных ориентаций, установок, а также личностных и характерных особенностей мужа и жены (максимально возможным для данной пары, но во всех случаях превышающим уровень, ниже которого совместное существование супругов оказывается невозможным).

Интимно-личностная адаптация заключается в достижении супругами сексуального соответствия, предполагающего их взаимное не только физическое, но и морально-функциональное удовлетворение интимными отношениями [ ]. Первичную и вторичную (негативную) адаптацию выделяет С.В. Ковалёв, по первым двум стадиям жизни семьи: по совсем молодому и просто молодому бракам.

Первичная адаптация  супругов осуществляется в двух основных видах их соотношений: ролевых и  межличностных. Базовым, для ролевых  отношений выступает представление  о целях супружеского союза (скрытых для сознания), в которых выражается мотивация супругов. Общая мотивация семейного союза включает в себя семь ведущих мотива: интимно-сексуальный, личностная идентификация супругов, хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательный, социальная активность, эмоционально-психотерапевтический и внешней привлекательности [ ].

Таким образом, можно вступать в брак, в основном ориентируясь на него преимущественно  как на хозяйственно-бытовой союз, искренне считая, что главное в  семье – это хорошо налаженный быт и домоводство; как на союз эмоционально-психотерапевтический – желая найти верного друга и спутника вашей жизни, хорошо понимающего именно вас; как на союз родительско-воспитательный, исходя из того, что главная функция семьи – есть рождение и воспитание детей, или как на союз интимно-сексуальный – стараясь найти желанного и любимого партнера по любви. Следовательно, чтобы семья была благополучной, эти представления должны либо быть совместными, либо стать таковыми, чтобы поведение одного супруга в его семейной роли не противоречило представлениям другого супруга, и наоборот.

Если один супруг считает главной одну из них, а  другой – другую, конфликты в  семье неизбежны, особенно в острые, переломные, кризисные периоды семейной жизни, когда обнажаются главные бессознательные, истинные мотивы.

Исходя из этого, мы понимаем, что период адаптации  молодой семьи проходит менее  болезненно, если более или менее  согласованы роли и функции в  семье.

 

1.1.2 Функционально-ролевая  совместимость молодых супругов

Функционально-ролевая  совместимость – это один из ведущих  в современной психологии семьи  подходов к семейной совместимости. Функционально-ролевая совместимость  ориентирована на согласованность  представлений членов семейного  союза о своих ролях и функциях в семье.

Функции семьи  исторически изменчивы, что сопровождается изменением роли мужчины и женщины  в семье, всего уклада семьи. Полнота  и благополучие семейной жизни зависит  от того, как партнёры могут обеспечить выполнение всех семейных функций. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают, и какое значение имеют те или иные виды семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности [ ].

По данным последних исследований именно несоответствие согласованности ролевых ожиданий чаще всего оказывается причиной неуспеха супружества. Мы черпаем свои представления о ролевых обязанностях на основании того, что предстаёт перед нами в нашей семье и в других известных нам семьях, в повседневном обиходе и общении, игре «дочки-матери» и других, так называемых ролевых играх. Мы сначала прочувствуем эти роли, потом проигрываем их, затем осознаём и, наконец, реализуем наши представления о жене и муже, родителях и детях в собственной семье. Все эти представления глубоко индивидуальны и, поэтому, у разных людей они могут не совпадать. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять себе свою семейную жизнь. При этом, чем более не совпадают эти представления, тем менее прочной является семья, тем больше в ней возникает опасных для неё самой ситуации.

Если воспользоваться  понятием «роль» (под которым в  наиболее общем смысле понимается то поведение, которое ожидается от человека другими в ходе выполнения им определённых функций на таком-то месте, при таких-то обстоятельствах), то в подобных случаях можно и нужно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте или, более широко, о конфликте представлений [ ]. Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной.

Информация о работе Социально-психологическая помощь молодым семьям, имеющим и не имеющим детей