Социально-психологический микроклимат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 15:52, доклад

Краткое описание

Внутренний социально-психологический климат — совокупность обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность людей.
Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:
- характер и содержание деятельности;
- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь);
- престижность;
- размер вознаграждения; — перспективы роста;

Вложенные файлы: 1 файл

микроклимат.docx

— 18.35 Кб (Скачать файл)

«Социально-психологический микроклимат в коллективе»

Внутренний социально-психологический климат — совокупность обстоятельств, в рамках которых осуществляется деятельность людей. 
Психическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности им своей деятельностью и ее результатами. На степень удовлетворенности влияют:

- характер и содержание деятельности; 
- отношение людей к деятельности (любовь, нелюбовь); 
- престижность; 
- размер вознаграждения; — перспективы роста; 
наличие сопутствующих возможностей (решить какие-то собственные проблемы, увидеть мир, познакомиться с интересными или полезными людьми, прославиться и пр.)

Сплоченность коллектива — сила притяжения к нему его членов, возможность их совместного воздействия на отдельного человека, побуждающая того сохранять активность в группе и препятствующая выходу из коллектива.

Сплоченность зависит от: 
• Психологической совместимости — соответствия темпераментов членов коллектива; 
• Социально-психологической совместимости — соответствия профессиональных и моральных качеств.

Сплоченность обусловлена: 
• Тяготением людей друг к другу в поисках помощи и поддержки; 
• Взаимными эмоциональными предпочтениями; 
• Пониманием роли коллективного начала.

Классификация типов взаимоотношений в коллективе  осуществляется в зависимости от внимания к человеку  и внимания к производству.

Опираясь на эти параметры, авторы описывают пять основных типов взаимоотношений: 
1. Невмешательство (1,1) — низкий уровень заботы руководителя о производстве и людях; большую часть работы руководитель выполняет сам, избегает делегировать полномочия, не стремится к производственным успехам, старается сохранить свое положение. 
2. Теплая компания (9,1) — высокий уровень заботы о людях, стремление установить приятную атмосферу, удобный темп работы, отсутствие заботы о выполнении производственного задания. 
3. Задача (1,9) — руководитель сосредоточен только на решении производственных задач; человеческий фактор недооценивается или игнорируется. 
4. Золотая середина (5,5) — стремление руководителя оптимально сочетать интересы производства и интересы людей; к сотрудникам не предъявляет особенно высоких требований, но в то же время не позволяют и бездельничать. 
5. Команда (9,9) — самый предпочтительный тип взаимоотношений; сочетает в себе максимальный учет интересов производства и персонала — соединение деловитости и человечности.

Психологическая совместимость — способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников.

Выделяют три уровня совместимости:

• Психофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание особенностей системы органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.) и свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности. Холерик и флегматик будут выполнять задание в разном темпе, что может повлечь за собой сбои в работе и напряженность в отношениях между рабочими.

• Психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения.

• Социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Двум субъектам, стремящимся к доминированию, будет сложно организовать совместную деятельность. Совместимости будет способствовать ориентация одного из них на подчинение. Вспыльчивому и импульсивному человеку больше подойдет в качестве напарника спокойный и уравновешенный сотрудник. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.

Сработанность — это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах.

Срабатываемость заключается в следующем:

1. В дополняющих функциях, когда два человека удовлетворяют  разным потребностям совместной  деятельности. 
2. В контрастных свойствах и качествах деловых партнеров, которые позволяют эффективно решать поставленную задачу. 
3. В потребности разных вознаграждений за работу (например, деньги — слава)

Для достижения психологической совместимости не достаточно осознания факта ее существования, необходима волевая корректировка отношения и поведения. В коллективе сосуществуют и в принципе совместимы:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других  членов группы; 
2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку; 
3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов; 
4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Для успешной работы важна не только объективно существующая психологическая совместимость, но и су субъективное желание работать вместе с конкретным партнером. Процесс предпочтения одних людей другим называется межличностной аттракцией. 
Психологические приемы формирования аттракции:

1. «Имя собственное» —  обращайтесь к человеку по  имени (или по имени отчеству), желательно начинать каждую третью  фразу с имени партнера, не  использовать безличных оборотов. 
2. «Зеркало отношений» — демонстрируйте такое отношение к партнеру, которое вам было бы желательно иметь с его стороны, ведите себя так, как будто установлению желательных отношений уже ничего не мешает. 
3. «Золотые слова» — говорите комплименты и формулы вежливости, улыбайтесь. 
4. «Терпеливый слушатель» — развивайте в себе умение внимательного и заинтересованного слушания. 
5. «Личная жизнь» — говорите о том, что интересно вашему партнеру, искренне интересуйтесь его делами, можно рассказать о себе подходящий к теме разговора случай, но не будьте назойливым и навязчивым. 
6. Обратная связь — постоянно показывайте или говорите ваше отношение к конкретному вопросу или позиции.

 


Информация о работе Социально-психологический микроклимат в коллективе