Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:04, реферат
Цель: Рассмотреть специфику социально-психологического подхода как важнейшего вопроса не только социальной психологии, но и социологии.
Задачи:
1.Раскрыть специфику социально-психологического подхода.
2.Рассмотреть социально-психологический подход к пониманию личности.
Введение………………………………………………………………..................3
Основная часть………………………………………………………………...6-10
1. Специфика социально-психологического подхода………………………….6
2.Социально-психологический подход к пониманию личности ……………...8
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное федеральное бюджетное образовательное
учреждение высшего
«Тобольская социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
филиал ТГСПА им. Д.И. Менделеева в г. Салехарде
Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Реферат по дисциплине «Поликультурное образование»
на тему: «Социально-психологический подход»
студентки ____ гр. ___ курса
заочной формы обучения
_________________________ ________ факультета
(направление подготовки
«____________________________
профиль: «_____________________________
№ зачетной книжки_______________
______________________________
Салехард 2013
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Специфика социально-психологического подхода………………………….6
2.Социально-психологический подход к пониманию личности ……………...8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
3
ВВЕДЕНИЕ
Для изучения я выбрала тему: « Социально-психологический подход». Социально-психологический подход при анализе социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. Поэтому в современной психологии внимание многих исследователей концентрируется на данной проблеме, причём не только интеркционистов, но и представителей других ориентаций, например необихевиористской (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюком) и др. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалоь уже много преимущественно эмпирических, но так же и теоретических исследований в данной области. Такая популярность ролевых исследований объясняется некоторыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет собой большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной психологии. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической проблематикой, как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.
В настоящее время, как справедливо отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории прочно закладывались многими авторами – М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсосом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых
4
теорий и практически не касались её субъективных сторон. Один лишь Вебер отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.
Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введённым им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределённое. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «понятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.
В большинстве случаев роль индивида при её социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определённых социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.
Цель: Рассмотреть специфику социально-психологического подхода как важнейшего вопроса не только социальной психологии, но и социологии.
5
Задачи:
1.Раскрыть специфику социально-психологического подхода.
2.Рассмотреть социально-психологический подход к пониманию личности.
М. Дойч и Р. Краусс отмечает, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта, они выделяют следующие аспекты:
1. Роль как существующая
в обществе система ожиданий
относительно поведения
2.Роль как система
3.Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определённое положение.
Перейдём к рассмотрению основной цели моего реферата специфика социально-психологического подхода, о котором речь пойдёт в первой главе.
6
1.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Проблема малой группы – одна из важных в социальной психологии, поскольку малая группа выступает той первичной средой, в которой личность совершает первые шаги и продолжает свой путь развития.
Очевидным становится тот факт, что с первых дней жизни человек связан с определёнными малыми группами. Он не только испытывает на себе влияние, но и получает в них и через них первую информацию о внешнем мире, а в дальнейшем организует свою деятельность.
Прежде всего, следует отметить, что понятие «группа» может употребляться в разных значениях. Одно из них связано с задачами социологического или демографического статистического анализа, в таком случае выделяются произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в рамках конкретной системы этого анализа.
Другое понимание термина «группа» имеет место в психологии, когда в результате тестовых испытаний конструируются группы людей, давших показатели в каких-то одних пределах.
Наконец, под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком или видом совместной деятельности, помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Хотя степень такого осознания может быть различна.
С точки зрения социологического подхода выбирается некий объективный критерий различия групп и в его рамках анализируют каждую социальную группу, её отношение с обществом, с личностями, в неё
7
входящими.
Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.
Для социальной психологии недостаточно множество людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Социальная психология исследует, прежде всего, закономерности поведения людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Следовательно, фокусом анализа здесь выступает именно содержательная психологическая характеристика таких групп.
Общность содержания деятельности и поведения групп порождает и общность их психологических характеристик: групповых интересов, групповых потребностей, групповых норм, групповых ценностей, групповых целей, группового мнения.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие именно этих характеристик, что и позволяет ему идентифицировать себя с данной группой. Доказано, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», в отличие от другого – «они».
8
«Мы-чувства» выражает потребность отличать одну общность от другой и служит индикатором определённой социально-психологической идентичности.
Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется. Рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, и в них определяются те черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью.
2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ.
Социально-психологический подход к пониманию личности предполагает изучение и толкование механизмов её привлечения к общественной жизни, в систему общественных отношений, обретению ею социальных качеств для самостоятельной деятельности и активности, для самопознания и самоутверждения в реальной действительности.
Анализу подвергаются такие
важные социально-психологические
проявления личности, как социальная
адаптация, индивидуализация, интеграция
личности, социальная деятельность, активность,
статусо-ролевая реализация личности
в группе, её дифференциация, нормативное
поведение и т.д. При этом учитывается,
что вся сложная система
9
Личность является не только следствием, но и причиной социально-этнических действий, происходящих в данном социуме. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определённого типа общества переламываются, воспринимаются, отображаются и воспроизводятся каждым человеком по-разному, определяя его социальное качество, содержание и характер практической деятельности. Именно в процессе такой деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой – вырабатывает своё особое отношение к миру.
Раскрытие социально-психологической структуры личности, её жизненного пути, движения в системе общественных отношений даёт возможность увидеть принципы, на основе которых формируются те или иные личностные характеристики, диагностировать социально-психологические свойства личности и влиять на них.
Т.о, понимание становления личности в социуме с точки зрения социальной психологии невозможно сегодня вне общественных отношений, вне взаимодействия, общения и деятельности, активным субъектом которых является личность. Хотя человек развивается во взаимодействии с окружающей средой, жизнь его является индивидуальным достоянием, процесс развития личности всегда остаётся глубоко неповторимым явлением.
Относительно социально-
10
Задатки служат предпосылкой формирования социально-психологической личности индивидуальности. Развитость той или иной коммуникативной характеристики, своеобразие её проявления и предопределяют социально-психологическое отличие одной личности от другой, оригинальность общения и взаимодействия в социуме.
Следовательно, можно вести речь о индивидуальном социально-психологическом отражении существующих социальных отношений между людьми и социальных сообществ, возникающих на почве этих отношений. Речь идёт о устойчивости индивидуально-специфической системе социально-психологических средств, приёмов, методов восприятия и отражения человеком социальных отношений.
Причём люди с разными
индивидуально-типологическими
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Это даёт основание заключить, что существует несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. В американской, например, социальной психологии существует и «индивидуальный подход». Они являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Во-вторых, разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований характерно для многих. Один блок связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие. Другой блок исследований связан именно с изучением групп. В-третьих, для традиционной социальной психологии характерно внимание лишь к определённому типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.