Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 06:16, реферат
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическомупространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественноесущество. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Социальное пространство и время
Возникновение
социально организованной материи
связано с формированием новых,
качественно специфических
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическомупространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественноесущество. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено наряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоныхозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которуювключено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей ДревнегоЕгипта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.
Освоенное человеком, «очеловеченное», и неосвоенное пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются.Но в социальном плане их различие существенно. Оно определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводстваспособов человеческой деятельности и поведения.
Специфические
черты и характеристики социального
пространства отражаются, хотя и не всегда
адекватно, в мировоззрении человекасоответствующей
исторической эпохи. Например, в древних
мифах ясно прослеживается представление
о качественном различии частей пространства,
Привычные нашему здравому смыслу представления о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет какоднородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.Их становление в качестве мировоззренческих ориентиров в европейской культуре происходило в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано сломкой мировоззренческих ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство какнекоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мирнебесный — мир «чистых сущностей».
Чтобы понять особую
природу социального
Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое являетсявнутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.
Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей.На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родо-племенные общества и пришедшие им на смену первыецивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носилоквазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которыевыступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.
Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческоевремя проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства посравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мереэто ускорение свойственно современной эпохе, когда бурно развертывается научно-техническая революция.
Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественногопрогресса. Причем само ускорение социально-исторического времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это ускорение, своеобразноеспрессовывание исторического времени, его насыщение социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.
Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций, можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально индивидуально значимых для него событий.
Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.