Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 04:11, доклад
Исследования этапов вхождения дитя в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность дитя формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с различными людьми ребенок играется различные "роли". таковым образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя воспринимает. Огромное значение, как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети в первый раз обучаются воспринимать на себя разные роли и соблюдать определенные правила.
Социальный бихевиоризм
Не считая процесса обучения, бихевиористы изучали и социализацию детей, приобретение ими общественного опыта и норм поведения того круга, к которому они принадлежат.
Американский ученый
Джордж Мид (1863-1931), работавший в Чикагском
институте, попытался учитывать
своеобразие обусловленности
Исследования этапов вхождения дитя в мир взрослых привели Д. Мида к мысли о том, что личность дитя формируется в процессе его взаимодействия с другими. При этом в общении с различными людьми ребенок играется различные "роли". таковым образом, его личность является как бы объединением раз личных ролей, которые он на себя воспринимает. Огромное значение, как в формировании, так и в осознании этих ролей имеет игра, в которой дети в первый раз обучаются воспринимать на себя разные роли и соблюдать определенные правила.
Теория Мида именуется также и теорией ожидания, так как, по его мнению, дети проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий взрослого. Конкретно в зависимости от ожиданий и от прошедшего опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-различному играются одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ждут лишь хороших отметок, играется по-другому, чем ребенок, которого "сдали" в школу лишь по тому, что это нужно и чтоб он хотя бы полдня не путался дома под ногами.
Мид различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей воспринимать и играться разные роли, изменять их по ходу игры, как это позже придется делать в жизни. До начала этих игр дети знают лишь одну роль – дитя в собственной семье. Сейчас они обучаются быть и матерью, и летчиком, и поваром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развивать произвольность по ведения, овладевать теми нормами, которые приняты в обществе, так как в этих играх существует, как пишет МИД, "обобщенный другой", т.Е. Правило, которое дети обязаны делать. Понятие "обобщенный другой" было введено Милом для то го, чтоб объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в настоящей жизни. C его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партнером, который со стороны смотрит за деятельностью детей, не позволяя им отклониться от нормы.
Большой энтузиазм представляют и исследования асоциального (агрессивного) и просоциального поведения, предпринятые психологами этого направления. Так, Д. Доллард разработал теорию фрустрации (фрустрация – дезорганизация поведения, вызванная невыполнимостью справиться с трудностями). Теория Долларда утверждает, что сдерживание слабых проявлений злости (которые явились результатом прошедших фрустраций) может привести к их сложению и сделать совсем мощную злость. Согласно этому мнению, может быть, что все фрустрации, которые переживаются в детском возрасте, могут привести к злости в зрелом возрасте. В настоящее время это обширно распространенное мировоззрение считается спорным. (Тем более, что ряд исследователей обосновывают невозможность воспитания и развития детей без каких-или фрустрационных ситуаций. Так, подсчитано, что раз в день каждый ребенок до школьного возраста переживает около 90 фрустрационных ситуаций в семье и в детском саду, но лишь маленькое число этих фрустраций могут привести к агрессивному поведению.)
огромное значение имеют и работы Ф. Петермана, А.Бандуры и остальных ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.
Исследования процесса социализации детей привели бихевиористов и к открытию таковых принципиальных феноменов, как конформизм и негативизм. Нужно отметить, что исследования ученых данной школы открыли многие законы и механизмы обучения и тем самым способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей.