Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 21:37, реферат
Существование и функционирование русского языка в российском сегменте Интернета, безусловно, заслуживает и требует особого внимания. Хотя эта тема является во всех отношениях новой, однако уже сейчас становится понятно, что в ближайшее время она займет существенное место в языковедческих исследованиях.
СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ
Т. Ю. Виноградова
Существование и функционирование
русского языка в российском сегменте
Интернета, безусловно, заслуживает и
требует особого внимания. Хотя эта тема
является во всех отношениях новой, однако
уже сейчас становится понятно, что в ближайшее
время она займет существенное место в
языковедческих исследованиях.
Неоспоримым фактом является то, что
Интернет сегодня - это самый колоссальный
источник информации, который знало человечество.
Но его возможности, такие, как оперативность,
быстрота и доступность связи между пользователями
на дальних и близких расстояниях, позволяют
использовать Интернет не только как инструмент
для познания, но и как инструмент для
общения.
Можно выделить некоторые предположения
об особенностях общения через Интернет:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда
возможно получить некоторые сведения
анкетного характера и даже фотографию
собеседника, они недостаточны для реального
и адекватного восприятия личности. Кроме
того, наблюдается укрывание или презентация
ложных сведений. Вследствие подобной
анонимности и безнаказанности в сети
проявляется и другая особенность, связанная
со снижением психологического и социального
риска в процессе общения - аффективная
раскрепощенность, ненормативность и
некоторая безответственность участников
общения. Человек в сети может проявлять
и проявляет большую свободу высказываний
и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных
выражений, сексуальных домогательств),
так как риск разоблачения и личной отрицательной
оценки окружающими минимален.
2. Своеобразие протекания процессов
межличностного восприятия в условиях
отсутствия невербальной информации.
Как правило, сильное влияние на представление
о собеседнике имеют механизмы стереотипизации
и идентификации, а также установка как
ожидание желаемых качеств в партнере.
3. Добровольность и желательность контактов.
Пользователь добровольно завязывает
контакты или уходит от них, а также может
прервать их в любой момент.
4. Затрудненность эмоционального компонента
общения, в то же время стойкое стремление
к эмоциональному наполнению текста, которое
выражается в создании специальных значков
для обозначения эмоций или в описании
эмоций словами (в скобках после основного
текста послания).
5. Стремление к нетипичному, ненормативному
поведению. Зачастую пользователи презентируют
себя с иной стороны, чем в условиях реальной
социальной нормы, проигрывают не реализуемые
в деятельности вне сети роли, сценарии
ненормативного поведения.
Причинами обращения к Интернету как
инструменту общения могут быть:
1. Недостаточное насыщение общением
в реальных контактах. В подобных случаях
пользователи быстро теряют интерес к
интернет-общению, если появляются возможности
для удовлетворения соответствующих потребностей
в реальной жизни.
2. Возможность реализации качеств личности,
проигрывания ролей, переживания эмоций,
по тем или иным причинам фрустрированных
в реальной жизни. Подобная возможность
обусловлена вышеперечисленными особенностями
общения посредством сети - анонимностью,
нежесткой нормативностью, своеобразием
процесса восприятия человека человеком.
Желанием переживания тех или иных эмоций
объясняется, вероятно, и стремление к
эмоциональному наполнению текста.
Сегодня по сути дела возникла новая
форма языкового взаимодействия - письменная
разговорная речь. Русский язык существует
в Интернете в основном в письменном варианте,
но в условиях интерактивной сетевой коммуникации
темп речи приближен к устной её разновидности.
Основная проблема, препятствующая общению
в чате - это крайняя скудость средств,
имеющихся в вашем распоряжении. Первое,
что лежит на поверхности и сразу бросается
в глаза - "растворенная телесность",
- отсутствие тела как такового. В результате
чего люди не могут быть представлены
друг другу иначе, чем через тексты и только
лишь через тексты. В пределе текст и человек,
родивший его, становятся тождественными,
ведь ничего нет кроме текста. В реальности
не виртуальной в коммуникации всегда
участвует и тело, создающее свой собственный
текст, который, накладываясь на Слово,
и создает образ человека.
Обитатели чатов практически полностью
лишены вспомогательных (паралингвистических)
средств: тембра речи, акцентирования
части высказывания, эмоциональной окраски,
тембра голоса, его силы, дикции, жестов
и мимики. Отсюда надежность речевого
общения становится крайне низкой, ведь,
по мнению психологов, при обычной коммуникации
в акте общения невербальная коммуникация
определяет до 55% результата.
Столь глобальная нехватка не могла
не быть определенным образом компенсирована,
поэтому общение в чате все-таки не обходится
без телесности. В первую очередь был определенным
образом компенсирован "эмоциональный
дефицит" путем введения в виртуальный
дискурс суррогатных, частично типизированных
эмоциональных реакций - "смайликов"
(от английского "smile" - "улыбка"),
которые получили чрезвычайно широкое
распространение.
Однако это все-таки именно суррогат
эмоциональных реакций. Многократно предпринимались
попытки присвоить и закрепить обозначение
определенных эмоциональных состояний
за определенными смайликами, однако все
они оказались безуспешными. Фактически
на сегодняшний день смайлики только информируют
об эмоционально окрашенном отношении
автора к тексту, просто передавая направленность
и степень его эмоций (причем вид смайлика
никакого значения не имеет). Как мы видим,
эмоциональная палитра весьма бедна. Многие
создатели чатов осознанно или интуитивно
пытаются решить эту проблему (к примеру,
в чате "Беседы в песочнице" в распоряжении
посетителей набор нарисованных рожиц,
которыми они могут иллюстрировать свои
реплики), однако по-настоящему удачных
решений пока не встречалось.
Помимо "смайликов" для компенсации
тембра и акцентирования части высказывания
в виртуальном общении используется так
называемый "капс" (от английского
"Caps Lock" - блокировка верхнего регистра
клавиатуры; написание фразы или части
ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно
в Сети трактуется как повышение голоса.
Недостаточность или невозможность
передачи в Интернете цвета, звука, движения
заменяется вербальными и знаковыми аналогами
- большим количеством восклицательных
знаков, "традиционно русской лексикой"
(чаще всего передаваемой латиницей), средствами
из других речевых жанров. Это прежде всего
характерно для фатического общения, хотя
уже сегодня можно с уверенностью сказать,
что границы между жанрами в Интернете
более подвижны, чем в реальном мире.
Новый мир и новый стиль жизни в этом
мире требует и новых языковых средств
коммуникации либо трансформации старых.
Сленг, выработанный пользователями Интернета,
переходит в общеупотребительную лексику,
возрождение эпистолярного жанра в виде
электронной переписки также имеет свою
языковую специфику, игровые условия виртуального
пространства способствуют приближению
коммуникации к игре, что на уровне языка
проявляется в тяготении к манере устной
разговорной речи на самом серьезном сайте,
с появлением Интернета существенно меняется
судьба текста в обществе, так как в интернет-сообществе
человек-образ равен тексту, что особенно
ярко проявляется в чатах, где реализуется
базовое стремление человека к творческому
самовыражению. Благодаря Интернету интенсивно
стала развиваться интертекстуальность
текста, а гипертекст, по сути, - это новый
способ мышления в языковом отражении.
Изменение сознания личности в Интернете,
формирование нового, сетевого образа
жизни и мышления существенно влияет на
языковую ситуацию. Вполне возможно, что
речь идет о формировании нового стиля
в русском языке - о стиле интернет-общения
- который не только является специфической
особенностью интернет-сообщества, но
и серьезно влияет на речевое поведение
всего общества в целом.
Основным новшеством виртуальной реальности
является изменение условий для взаимодействия
людей, в том числе, и на языковом уровне.
Порожденное внешней реальностью, интернет-пространство
может существовать только при условии
активной человеческой деятельности по
его созданию и развитию. Оно само по себе
является ничем иным, как реальным, живым,
человеческим мышлением, воплощенным
в виде текста в его новом обличье, совмещающем
в себе не только словесное высказывание,
но и цвет, звук, графику и анимацию.
В лингвистическом аспекте речь идет
о новом явлении в текстологии - гипертексте,
по принципу которого организовано все
языковое пространство Интернета. Гипертекст
способен к многочисленной трансформации,
передвижке, к интерпретации его содержания
многими способами. Гиперссылки обеспечивают
возможность структуировать информацию
?ломтями?, связанными и в то же время относительно
независимыми друг от друга. Вариантность
развития сюжета позволяет привлекать
к активному созданию и развитию текста
всех участников коммуникации.
В виртуальном мире личность надевает
маску, которая облегчает процесс коммуникации,
снимает психологические барьеры, высвобождает
творческое "я". Уникальные возможности
для самовыражения дают такие интерактивные
формы общения в Интернете, как всевозможные
чаты, форумы, разновидности электронной
почты, телеконференции и т.д. Их сиюминутность
также облегчает коммуникацию, снимая
груз ответственности за долгосрочность
последствий.
Интернет активизирует внимание пользователей
к тем языковым средствам, которыми он
пользуется. Кроме того, виртуальные личности
становятся творцами новых вербальных
и невербальных средств высказывания
и общения, творят не только само виртуальное
пространство, но и язык, на котором этот
социум общается.
Виртуальные личности могут сообщаться
друг с другом только посредством письменных
текстов, которые создаются в условиях
режима реального времени и подвержены
влиянию спонтанной устной разговорной
речи. Так, текст и личность в виртуальной
реальности становятся равнозначны, следовательно,
значение письменно произносимого текста
сильно возрастает. Потребность в научном
осмыслении данного лингвистического
факта привела к возникновению нового
термина: "письменное произношение".
Причем функцию интонационных конструкций
в таком случае принимают на себя так называемые
смайлики, которые помогают собеседнику
выразить экспрессивно-эмоциональную
окраску высказываний.
Язык становится не только средством
общения, но и средством создания виртуальной
реальности, так как искусственные языки
программирования являются лишь технологическим
средством, благодаря которому Интернет
работает, а подлинным языком виртуального
сообщества оказываются естественные
языки аудитории пользователей.
Существенность данной проблемы доказывает
тот факт, что в разных странах ученые
наблюдают и исследуют схожие процессы,
происходящие в естественных национальных
языках, на которых общаются пользователи
Интернета. Например, даже в Англии, где
нет ситуации заимствования интернет-терминологии
из чужого языка, ученые пришли к необходимости
выделения и изучения нового функционального
стиля "Веблиш" ("Web" + "English"),
который энергично распространяется в
среде пользователей Интернета, охватывая
все более широкие слои массовой аудитории.
Несмотря на то, что далеко не все формы
общения в Интернете предполагают маски
для его участников, тем не менее, тенденция
демократичности и упрощения проникает
даже в деловые бумаги, создаваемые и существующие
в формате онлайн, значительно облегчая
официальные стандарты деловой переписки.
Причем ситуация максимального сближения
речевого интернет-стиля с традициями
разговорного стиля вообще повышает степень
доверия к высказыванию, что крайне важно
при осуществлении деловых контактов.
В то же время раскрепощение личности
в Интернете, ликвидация психологических
барьеров, смещение акцента с результата,
то есть с потребления текстов, на сотворческий
процесс их созидания несомненно вызовет
волну языкового творчества, нового отношения
к русскому языку, не только как к средству,
так сказать, производства, но и как к форме
выражения собственных творческих способностей.
Вообще именно Интернет оказался в России
той лакмусовой бумажкой, которая вскрыла
истинную ситуацию с языковой грамотностью
массовой аудитории. Известно, что наработанность
грамматических навыков и орфоэпических
умений проверяется именно в спонтанной
речи. До появления Интернета спонтанная
речь проявлялась, прежде всего, в своей
устной форме, которая была одномоментной.
В Интернете спонтанная разговорная устная
речь неизбежно должна быть зафиксирована
в письменной (а точнее, в печатной) форме.
Следовательно, все речевые и языковые
ошибки также фиксируются на письме. Формула
"личность=текст или личность=язык"
становится в Интернете аксиомой, так
как все речевые индивидуальные особенности
оказываются на виду в буквальном смысле
слова.
Гипертекст - суть новый способ мышления
в языковом отражении. И вновь в рунете
интертекстуальность особенно востребована,
так как многозначностью характеризуется
не только русскоязычная интонация, но
и, прежде всего, лексика и синтаксис в
русском языке. Следовательно, гипертекст
в рунете, помимо своей углубленной познавательной
функции, обладает способностью передавать
богатые смысловые оттенки того или иного
интернет-высказывания.
Изменение сознания личности в Интернете,
формирование нового, сетевого образа
жизни и мышления, что констатируется
многими российскими и зарубежными учеными,
существенно влияет на языковую ситуацию
и требует серьезных лингвистических
исследований. Вполне возможно, что речь
идет о формировании нового стиля в русском
языке - о стиле интернет-общения, отличительными
признаками которого являются письменное
произношение, гиперинтертекстуальность
и запечатленная разговорность. При этом
качественно новым признаком стиля также
будет являться его спонтанность, несмотря
на письменное воспроизведение.
Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004. - С. 63-67. [ Источник текста - сайт Казанского университета ]