Способы и развитие организации внимания на уроках английского языка
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:03, курсовая работа
Краткое описание
Знание английского языка в современных условиях развития общества является насущной необходимостью для каждого человека. От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка. Большую роль в учебной деятельности детей, является организация внимания на занятии. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. Внимание имеет огромное значение в жизни человека
Содержание
Введение……………………………………………………………………… Глава I. Формирование внимания у детей школьного возраста……... 1.1 Общие функции внимания………………………………………………. 1.2 Виды и свойства внимания ……………………………………………… 1.3 Возрастные особенности развития внимания у школьников………….. 1.4 Особенности развития внимания у детей подросткового возраста…… Глава II. Приемы и методы по организации внимания у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка……………………. 2.1 Наглядность, как компонент развития внимания на уроках английского языка…………………………………………………………………………… 2.2 Использование технических средств для развития внимания на уроках английского языка…………………………………………………………….. 2.3 Использование игровых методов на уроках английского языка………. Глава III. Виды уроков английского языка способствующих развитию внимания у школьников……………………………………………………. 3.1 Нетрадиционные формы урока, способствующие развитию внимания учащихся при изучении английского языка………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… ЛИТЕРАТУРА……………………………
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Министерство образования Ставропольского
края
Филиал
Государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
образования
«Ставропольский государственный
педагогический институт»
в г.Ессентуки
Психолого-педагогический
факультет
Кафедра психологии
и педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по психологии
Способы и развитие
организации внимания на уроках английского
языка
Студента 4 курса группы 41
Гуленко Дмитрия
Владимировича
Специальность 0503.52
Иностранный язык
Научный руководитель:
Преподаватель кафедры
педагогики и психологии
Кузьмина А.Б
Дата защиты
Работа допущена к защите «____»_____2014г.
«___»_____________2014г. Оценка__________
Зав.кафедрой
М.Л Чаплыгина________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………
Глава I.
Формирование внимания у детей школьного
возраста……...
1.1 Общие функции внимания……………………………………………….
1.2 Виды и свойства
внимания ………………………………………………
1.3 Возрастные особенности
развития внимания у школьников…………..
1.4 Особенности развития
внимания у детей подросткового возраста……
Глава II.
Приемы и методы по организации внимания
у детей среднего школьного возраста на
уроках английского языка…………………….
2.1 Наглядность, как
компонент развития внимания на уроках
английского языка……………………………………………………………………………
2.2 Использование технических
средств для развития внимания на уроках
английского языка……………………………………………………………..
2.3 Использование игровых
методов на уроках английского языка……….
Глава III.
Виды уроков английского языка способствующих
развитию внимания у школьников…………………………………………………….
3.1 Нетрадиционные
формы урока, способствующие развитию
внимания учащихся при изучении английского
языка…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..
Введение
Знание английского
языка в современных условиях развития
общества является насущной необходимостью
для каждого человека. От организации
учебного процесса опирающегося на возрастные
и психические особенности детей зависит
успех освоения детьми иностранного языка.
Большую роль в учебной деятельности детей,
является организация внимания на занятии.
Внимание - это важнейший
динамический показатель всех психических
процессов. Именно поэтому внимание можно
рассматривать как основу успешной познавательной
деятельности. Внимание имеет огромное
значение в жизни человека. Оно - необходимое
условие выполнения любой деятельности.
Именно внимание делает все наши психические
процессы полноценными; только внимание
даёт возможность воспринимать окружающий
нас мир. Проблема внимания традиционно
считается одной из самых важнейших и
сложных проблем научной психологии.
Однако остаётся ещё
очень много нерешённых вопросов развития
внимания у детей. Остается проблема разработки
системы приёмов по организации и развития
внимания детей на уроках. Актуальность
проблемы развития внимания у детей школьного
возраста определяется, прежде всего,
тем, что именно в школьном возрасте формируется
качественно новые характеристики внимания,
как и других процессов.
Те, кто занимаются
изучением иностранного языка, должны
обладать хорошими коммуникативными навыками.
Для того чтобы стимулировать развитие
этих навыков, нужно выбирать такие формы
урока, которые будут наиболее способствовать
этому.
Цель исследования:
рассмотреть приемы и методы по организации
внимания у детей школьного возраста на
уроках английского языка.
Задачи исследования:
Возрастные особенности
внимания школьников
Наглядность, как компонент
развития внимания на уроках английского
языка
Использование технических
средств для развития внимания на уроках
английского языка
Объект исследования:
организация внимания на уроке английского
языка.
Предмет исследования:
приемы и методы организации внимания
на уроке английского языка на средней
ступени обучения.
Гипотеза: организация
внимания на уроке английского языка зависит
от таких факторов как:
Педагогическое мастерство
учителя;
Правильная организация
воспитательного и учебного процессов;
Стремление учителя
найти свой эффективный метод преподавания
иностранного языка.
Методы исследования:
Анализ научно-методической
литературы по проблеме исследования;
Обобщение опыта ведущих
педагогов, психологов и методистов;
Глава I. Формирование
внимания у детей школьного возраста
1.1 Общие функции
внимания
Внимание - это в первую
очередь динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности:
оно выражает преимущественную связь психической
деятельности с определеннымобъектом, на
котором она как в фокусе сосредоточена.
Одним из определений
внимания в психологии является предложенное
Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как
направленности и сосредоточенности психической
деятельности человека. При этом под направленностью
понимается избирательный характер активности,
а под сосредоточенностью - углубление
в данную деятельность. Подобно памяти
внимание относится к сквозным психическим
явлениям, поэтому, если опираться на структуру
психической организации человека, возможно
рассмотрение внимания и как процесса.
Как подчеркивает С.Л. Рубинштейн, "внимание
своего особого содержания не имеет; оно
проявляется внутри восприятия, мышления.
Оно - сторона всех познавательных процессов
сознания, и притом та их сторона, в которой
они выступают как деятельность, направленная
на объект".
За вниманием всегда
стоят интересы и потребности, установки
и направленность личности. Они вызывают
изменение отношения к объекту. А изменение
отношения к объекту выражается во внимании
- в изменении образа этого объекта, в его
данности сознания: он становится более
ясным и отчетливым, как бы более выпуклым.
Таким образом, хотя внимание не имеет
своего особого содержания, проявляясь
в других процессах, однако и в нем выявляется
специфическим образом взаимосвязь деятельности
и образа. Изменение внимания выражается
в изменении ясности и отчетливости содержания,
на котором сосредоточена познавательная
деятельность.
Последовательность
анализа среды (направление внимания)
зависит от двух групп факторов:
структура внешних
раздражителей (физические параметры
сигнала: интенсивность, частота и т.д.);
структура внутреннего
поля, определяемой деятельностью человека
(степень новизны, интенсивности раздражителя
и т.д.).
Выделяют следующие
функции внимания:
отбор значимых, релевантных,
т.е. соответствующих потребностям, соответствующих
данной деятельности воздействий и игнорирование
(торможение) других, несущественных, побочных,
конкурирующих воздействий;
удержание (сохранение)
данной деятельности (сохранение в сознании
образов, определенного предметного содержания)
до тех пор, пока не завершится акт поведения,
познавательная деятельность, пока не
будет достигнута цель;
регуляция и контроль
протекания деятельности.
1.2 Виды и свойства
внимания
Выделяют три вида
внимания:
1) непроизвольное -
пассивное, само собой возникающее внимание,
вызванное действием сильного, контрастного
или нового, неожиданного раздражителя
или значимого и вызывающего отклик раздражителя;
2) произвольное - активное,
волевое, сознательно регулируемое сосредоточение
на объекте. Быстро утомляет, требует волевых
усилий для поддержания. Условия, облегчающие
произвольное сосредоточение внимания:
включение в познание
практического действия (например, сопровождение
чтения конспектированием облегчает удержание
внимания на содержании научной книги);
оптимальное психическое
состояние человека (утомление и эмоциональное
возбуждение ослабляют сосредоточенность).
3) послепроизвольное
- вызывается через вхождение в деятельность
и возникающий в связи с этим интерес,
в результате длительное время сохраняется
целенаправленность, снимается напряжение,
и человек не устает, хотя послепроизвольное
внимание может длиться часами.
Различая произвольное
и непроизвольное внимание, не нужно, однако,
отрывать одно от другого и внешне противопоставлять
их друг другу. Не подлежит сомнению, что
произвольное внимание развивается из
непроизвольного. С другой стороны, произвольное
внимание переходит в непроизвольное.
Непроизвольное внимание обычно обусловлено
непосредственным интересом. Произвольное
внимание требуется там, где такой непосредственной
заинтересованности нет, и мы сознательным
усилием направляем наше внимание в соответствии
с задачами, которые перед нами встают,
с целями, которые мы себе ставим.
К числу основных характеристик
внимания относят объем, избирательность,
устойчивость, концентрацию, распределение
и переключение.
Под объемом внимания
понимается то количество объектов, которые
могут быть отчетливо восприняты в относительно
короткий период времени. Ряд исследователей
в понимании объема внимания предлагают
исходить из объема информации, на котором
может сосредоточиться сознание ребенка
с тем, чтобы использовать эту информацию.
Устойчивость внимания
- это способность ребенка не отклоняться
от направленности психической активности
и сохранять сосредоточенность на объекте
внимания. Характеристиками устойчивости
внимания являются временные параметры
длительности сохранения направленности
и сосредоточенности психической активности
без отклонения от исходного качественного
уровня. Необходимым условием устойчивости
внимания является разнообразие впечатлений
или выполняемых действий, интерес.
Отвлекаемость - свойство,
противоположное устойчивости, - колебания,
периодическое ослабление внимания к
конкретному объекту деятельности, что
объясняется непрерывной сменой возбуждения
и торможения в коре головного мозга.
Концентрация внимания
предусматривает так определение способности
субъекта сохранять сосредоточенность
на объекте внимания при наличии помех.
Оценку концентрации внимания производят
по интенсивности помех. Чем меньше круг
объектов внимания, тем выше концентрация.
Сосредоточение на объекте обеспечивает
углубленное изучение познаваемых объектов
и явлений, вносит ясность в представления
человека о том или ином предмете.
Распределение внимания
свидетельствует о возможности ребенка
направлять и сосредоточивать внимание
на нескольких независимых переменных
одномоментно. Характеристиками распределения
внимания в эксперименте являются временные
показатели, полученные в результате сопоставления
длительности правильного выполнения
одной задачи и выполнения этой же задачи
совместно с другими (двумя или более)
задачами.
Переключение внимания
представляет собой перемещение его направленности
и сосредоточенности с одного объекта
на другой или с одного вида деятельности
на другую. Характеристикой переключения
внимания является степень трудности
его осуществления, измеряемая скоростью
перехода субъекта от одного вида деятельности
к другому. Легкость или трудность переключения
внимания обусловливается также индивидуальными
особенностями ребенка, а именно свойствами
его нервной системы. У лиц, характеризующихся
подвижной нервной системой (быстрым переходом
от возбуждения к торможению и обратно),
переключение внимания осуществляется
легче. Не менее значимы при переключении
внимания и личностные особенности детей,
а именно: их активность и заинтересованность,
уровень мотивации и т.д.
1.3 Возрастные особенности
развития внимания у школьников
Развитие внимания
у детей проходит постепенно.
Произвольное внимание
особенно интенсивно развивается в играх,
где соблюдение правил игр требует от
ребенка сосредоточенности и концентрации
внимания.
Развитию произвольного
внимания способствует участие детей
в других видах деятельности (учение, труд,
рисование и др.). Без наличия цели, сосредоточенности
и направленности внимания, без его устойчивости
невозможно овладеть ни одним видом деятельности,
невозможно достичь желаемого результата.
Характер внимания
зависит от направленности и интересов
личности школьника. Внимание младшего
школьника носит избирательный характер,
т.е. направляется на то, что особенно для
него значимо. Для учеников младших классов
обычно значимо то, на что их внимание
обращает учитель. Удерживать внимание
на одном объекте бывает непросто.
Внимание учащихся
начальных классов в связи с их значительной
эмоциональной возбудимостью легко отвлекается
и с трудом направляется на то, что им кажется
скучным. Поэтому второстепенные детали
замечаются ими иногда легче, чем основное.
В педагогическом процессе
необходимо уметь использовать непроизвольное
внимание и содействовать развитию произвольного.
Для возбуждения в поддержания непроизвольного
внимания можно использовать эмоциональные
факторы: возбудить интерес, внести известную
эмоциональную насыщенность. При этом
заинтересованность должна быть связана
с самим предметом обучения или трудовой
деятельности.
Хорошо развитые свойства
внимания и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими
успешность обучения в младшем школьном
возрасте. Развивая различные свойства
внимания, можно повысить успеваемость
школьников по разным учебным предметам.
Сложность заключается в том, что разные
свойства внимания поддаются развитию
в неодинаковой степени. Наименее подвержен
влиянию объем внимания, он индивидуален,
в то же время свойства распределения
и устойчивости можно и нужно тренировать.
1.4 Особенности
развития внимания у детей
подросткового возраста
Как известно, переходный
возраст характеризуется существенными
изменениями и в физиологических, и в психических
процессах, происходящих у подростка.
Это отражается и на внимании подростков.
Наблюдения показывают, что именно пятиклассники
занимаются в школе особенно неровно:
бывают, то сосредоточенными, работоспособными,
то рассеянными. Особенно невнимательными
они оказываются во второй половине учебного
дня.
Дело в том, что не только
в физическом, но и в психическом отношении
подросток, перестав быть ребенком, не
стал и взрослым. Он как бы на грани между
тем и другим. Эта двойственная природа
подростка сказывается и на особенностях
его внимания. С одной стороны, у него сильно
развито непроизвольное внимание: все
новое, интересное, вызывающее те или иные
эмоции, привлекает подростка, но, с другой
стороны, это - возраст более сознательного,
чем у младших школьников, отношения к
жизни, поэтому у подростка получает большое
развитие и произвольное внимание. Благодаря
этому подросток может уже отвлечься от
того, что непосредственно заинтересовывает
его, для решения поставленных задач.
Также отметим тот
факт, что у подростков появляется интерес
и к субъективному миру человека, к мыслям,
к переживаниям, как к чужим, так и к своим
собственным. Возникает внутренняя направленность
внимания.
Все свойства внимания
(объем, устойчивость и пр.) в подростковом
возрасте развиваются, особенно умение
подолгу на чем-либо сосредоточиваться.
В случае необходимости подростки могут
без особых усилий и переключать внимание.
Возрастает также и способность к его
распределению. Поэтому подростки иногда
не хуже взрослых справляются с работой,
требующей данного качества внимания.
В этом же возрасте
получает сильное развитие послепроизвольное
и привычное внимание, которое, как отмечалось
выше начинает формироваться еще в младшем
школьном возрасте. У подростка появляется
привычка быть внимательным, потому, что
у него уже не раз произвольное внимание
переходило в послепроизвольное.
Хотя волевое управление
вниманием в подростковом возрасте достигает
значительно более высокого уровня, чем
у младших школьников, однако в регуляции
его у подростка еще могут быть срывы.
Развитие внимания у подростков сдерживают
такие качества подростка, как повышенная
впечатлительность, большая возбудимость
и быстрая смена увлечений различными
предметами и видами деятельности.
Особенности развития
внимания в юношеском возрасте
Внимание учащихся
старшего возраста характеризуется дальнейшим
его развитием на основе общего интеллектуального
роста школьника, формирования волевых
и эмоциональных черт личности. Если у
детей младшего школьного возраста, а
отчасти и у подростков внимание, прежде
всего, привлекается тем, что ярко, красочно,
интересно своей занимательностью, то
у старших учащихся наибольшую сосредоточенность
часто вызывают предметы, явления и виды
деятельности, не отличающиеся внешней
впечатляемостью, но привлекающие своим
внутренним содержанием, ставящие перед
человеком какую-то проблему, вызывающие
работу мысли. Иногда старшие школьники
бывают более внимательны тогда, когда
учитель объясняет сложный материал, и
плохо его слушают, когда им кажется, что
все просто и ясно.
Старший школьник настолько
развит, что требует, как говорится, пищи
для ума, а где, как мы уже сказали, есть
мысль, там необходимо присутствует и
внимание.
Вывод по 1 главе: Внимание
- это важнейший динамический показатель
всех психических процессов. Именно поэтому
внимание можно рассматривать как основу
успешной познавательной деятельности.
Выделяют три вида
внимания: непроизвольное, произвольное
и послепроизвольное. К числу основных
характеристик внимания относят объем,
избирательность, устойчивость, концентрацию,
распределение и переключение.
У разных возрастных
групп школьников внимание развивается
по разному. Внимание младшего школьника
носит избирательный характер, т.е. направляется
на то, что особенно для него значимо. Для
учеников младших классов обычно значимо
то, на что их внимание обращает учитель.
Удерживать внимание на одном объекте
бывает непросто.