Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:45, контрольная работа
Отношение к другому, как к средству достижения собственных целей, как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Разрушающий личность адресата эффект воздействия. Относится к людям ритуально. Отношения дистантные.
Партнерское общение
Манипулятивное общение
Список литературы:
Сравнительный анализ особенностей партнерского и не партнерского (манипулятивного) стилей межличностного общения | ||
Партнерское общение |
Манипулятивное общение | |
1. Цели общения |
Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности. |
Стремление получить односторонний выигрыш (подчинить своей воле), психологическое подавление партнера, иногда, взваливать свою вину на других. Старается избежать интимности в отношениях и затруднительного положения. |
2. Потребности и мотивы общения |
Мотив аффилиации: побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе. Потребность в самораскрытии, в доверительном общении. |
Манипуляторы характеризуются мотивацией к избеганию неудач. Им трудно поддерживать длительные отношения на доверительном уровне, они недоверчивы к людям, в большинстве своем это интроверты. Манипулятор не может жить без управления. Чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то. |
3. Установка на другого человека |
Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как о есть, с которым надо считаться. Обогащающий, развивающий эффект воздействия на партнера. Отношения тесные. Равноправные, но осторожные отношения. Актуализационное отношение – «Ты - Ты». Глубоко верят в других и в себя. |
Отношение к другому, как к средству достижения собственных целей, как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Разрушающий личность адресата эффект воздействия. Относится к людям ритуально. Отношения дистантные. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует. Манипулятивное отношение – «Это – ЭТО», если вы в другом видите вещь, то сами неизбежно становитесь вещью. |
4. Особенности вербальной а) Характеристика речевого стиля общения б) Подача обратной связи в общении в) Особенности слушания |
а) Персональность адресации: учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; говорящий ждет ответного понимания. Высказывания полны оговорок, повторенний, исправлений и т.п. Речь спонтанна и непринужденна. б) Пристальное внимание организации обратной связи с партнерами; Стремление быть понятыми побуждает партнеров к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений. Готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т.д. Принимают и посылают сообщение честно. в) позиция партнера непрерывно рефлексируется. |
а) Преобразование информации: искажение (подтасовка фактов), утаивание (избирательность подачи материала), способ подачи информации (информация, поданная мелкими порциями не позволяет ею эффективно воспользоваться). б) Он не вступает в беседу, он контролирует её. Он не пытается понять, всеми силами старается убедить. в) Видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать. |
5. Особенности невербальной коммуникации: а) акустический канал передачи информации: экстралингвистика (особенности смеха) и просодика (голосовые характеристики) б) оптический канал передачи информации: - особенности контакта глазами; - особенности мимики; - особенности жестов; - особенности позы; - проксемика (расположение в пространстве относительно друг друга). |
Мягкое «прикосновение» взглядами, дружелюбное выражение лица, отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса). - поза, указывающая на готовность к общению: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед. - взаимное расположение партнеров под каким-нибудь углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу. |
Манипулятор не смотрит в глаза, а поверх вас или в сторону, а может и вниз. Взгляд устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо – доминирующее, антипартнерское поведение. Возможна суета рук: дергает за пуговицу, «ломает пальцы», бездумно перекладывает что-то на столе и т.п. |
6. Виды и техники влияния, используемые в общении (охарактеризовать и привести примеры) |
Строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления (силовым элементом). |
Использование игры на слабостях, побуждение, мастерство и сноровка в осуществлении действий. Гибкость тактики, дипломатичность. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Эксплуатируют влечения, которые действуют безотказно: потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п. Заискивание, стремление угодить, либо неотвязность и прилипчивость. Наиболее частые способы воздействия – провокация, обман, интрига (другой – это всегда лишь средство достижения собственных целей), намек, лицемерие. 1. Ложь (разыгрывают роли, «ломают комедию»). 2. Плач, когда хотят чего-либо, ноют. Плачут. 3. Угроза. 4. Спекуляции. 5. Сравнение. 6. Настраивание. 7. Подавленное состояние
(впасть в демонстративную 8. Вымогательство (шантаж). 9. Болезнь как средство контроля. 10. Любовь как средство. 1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Они ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он использует бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника – «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах. Главенствует и властвует во чтобы то ни стало. Пассивный манипулятор. Прикидывается беспомощным и глупым. Он выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. Лучшие его помощники – вялость и пассивность. Никогда не вызывает раздражения. |
7. Особенности выражения эмоций |
Отсутствие агрессии, конфликтности, авторитарности при партнерском общении. Искренность и открытость чувств и эмоций, спонтанны. Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они не были. |
Высокая спонтанная или скрытая агрессия, не импульсивны. С трудом выражает основные эмоции контакта – гнев, страх, обиду, доверие и любовь. Поэтому прибегает к блокированным или неполным эмоциям – тревоге, горечи, негодованию, стеснительности. Пребывая в тревоге, человек не идет на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Негодование ненатурально и сдавленно выражает страх. Любят приберегать эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента |
8. Особенности установления и поддержания контакта в общении |
Совместная рефлексия. Временный уход от контакта когда он не продуктивен или вызывает болезные ощущения. Истинный личный контакт. |
Удержание контакта (игра с одной стороны на различных интересах и потребностях адресата, а с другой на его опасениях, не свободе, нерасторопности, манипулятор может длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей влиять на него. Настойчивость в контактах. Не способен установить глубокий контакт. Он не вступает в беседу, он контролирует её. Он не пытается понять, всеми силами старается убедить. Уход от контакта как возможность отбросить контакт вместе с ситуацией, которой они вызваны. |
9. Барьеры в общении: причины возникновения и способы преодоления |
Эмоциональные барьеры: - барьер страдания (может быть вызван трагическими событиями, сильно заниженной самооценкой, физическими болями т.п.); - барьер гнева (его трудно преодолеть, если гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. И чем он сильнее, тем активнее человек изливает в словесных или агрессивных действия); - барьер отвращения и брезгливости (на физические дефекты быстро перестают обращать внимание, но гигиенические отклонения окружающие не приемлют никогда); - барьер страха (страх дезорганизует, это проявляется на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения); - барьер стыда и вины (он возникает в результате осознания неуместности происходящего, как реакция например на критику или лесть); - барьер плохого настроения (эмоционально негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления). Субъективные барьеры общения: Они формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности. - доминантный субъект испытывает потребность обратиться к кому-либо человеку и его не слишком заботит уместность, целесообразность данного обращения. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же; - недоминантный субъект боится лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения; - мобильный субъект постоянно перебивает, часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнеров, стиль его высказываний неряшливый; - ригидный субъект говорит медленно, слушает внимательно, общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив, не любит, чтобы его перебивали; Барьеры процесса общения: - барьер неправильной установки сознания посредством: Стереотипов, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; Предвзятых представлений – мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как наше собственное; Плохих отношений между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; Пренебрежения фактами – привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; Ошибок в построении высказываний - например, нелогичность, сложность сообщения; Отсутствия внимания и интереса собеседника; - барьер речи (возникает в следствии допущенных речевых ошибок). Социально – психологические барьеры: Физические барьеры - барьеры физической среды (возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам); - барьер композиции физического пространства (например, наличие в пространстве углов или колонн, которые затрудняют контакт); - барьеры физических состояния общающихся (например, возникающие вследствие значительного перенапряжения, вызванного длительным ожиданием); - барьеры пассивности и нежелания вступать в коммуникации. Социально-ролевые барьеры - барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения; - барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения; - барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения; Информационно-познавательные барьеры - барьер информационного
несоответствия позиций - барьер, возникающий
из-за разности социального - барьер, возникающий
из-за различия уровня - барьер, вызванный
неразвитостью абстрактного Идеологические барьеры - барьер, формирующийся
при наличии у партнеров - барьер, возникающий из-за разницы мировоззрений; - барьер различия ценностных ориентаций; - барьер несовпадения социальных установок; -барьер несовпадения социальных позиций субъектов совместной деятельности. Организационно-психологические барьеры - личность – личность (если разрушается принятая совместно либо согласованная форма отношений; - личность – группа (если форма общения создает предпосылки для конфликта); - группа – группа (из-за разности возможностей проявить групповые оппозиционные интересы). Когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности знаний о предмете совместной деятельности и его психологических оценок. Психомоторные барьеры возникают из-за разницы навыков и умений исполнения совместных действий. Сенсорно-речевые барьеры возникают следствие различий в навыках восприятия и высказываний субъектов. Психосоциальные барьеры возникают при несоответствии ролевой компетенции личности, в которую она включается. |
Список литературы: