Сравнительный анализ особенностей партнерского и не партнерского (манипулятивного) стилей межличностного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Отношение к другому, как к средству достижения собственных целей, как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Разрушающий личность адресата эффект воздействия. Относится к людям ритуально. Отношения дистантные.

Содержание

Партнерское общение
Манипулятивное общение
Список литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Психология общения.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Сравнительный анализ особенностей партнерского и не партнерского (манипулятивного) стилей межличностного общения

     
 

Партнерское общение

Манипулятивное общение

1. Цели общения

Стремление не допустить ущерба себе, раскрывая цели своей деятельности.

Стремление получить односторонний выигрыш (подчинить своей воле), психологическое подавление партнера, иногда, взваливать свою вину на других. Старается избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.

2. Потребности и мотивы общения

Мотив аффилиации: побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе. Потребность в  самораскрытии, в доверительном общении.

Манипуляторы характеризуются мотивацией к избеганию неудач. Им трудно поддерживать длительные отношения на доверительном уровне, они недоверчивы к людям, в большинстве своем это интроверты. Манипулятор не может жить  без управления. Чем больше он любит управлять, тем сильнее в нем потребность быть управляемым кем-то.

3. Установка на другого человека

Отношение к другому как к равному, имеющему право быть таким, как о есть, с которым надо считаться. Обогащающий, развивающий эффект воздействия на партнера.  Отношения тесные. Равноправные, но осторожные отношения. Актуализационное отношение – «Ты - Ты». Глубоко верят в других и в себя.

Отношение к другому,  как к средству достижения собственных целей, как к «вещи особого рода» - тенденция к игнорированию его интересов и намерений. Разрушающий личность адресата эффект воздействия. Относится к людям ритуально. Отношения дистантные.

Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует. Манипулятивное отношение – «Это – ЭТО», если вы в другом видите вещь, то сами неизбежно становитесь вещью.

4. Особенности вербальной коммуникации:

а) Характеристика речевого стиля общения

б) Подача обратной связи в общении

в) Особенности слушания

а) Персональность адресации: учет взаимных интересов и возможностей понимания темы сообщения; говорящий ждет ответного понимания. Высказывания полны оговорок, повторенний, исправлений и т.п. Речь спонтанна и непринужденна.

б) Пристальное внимание организации обратной связи с партнерами; Стремление быть понятыми побуждает партнеров к частому выражению личных оценок, эмоциональных предпочтений, мнений. Готовность выслушать критические замечания в свой адрес с последующим их обсуждением и т.д. Принимают и посылают сообщение честно.

в) позиция партнера непрерывно рефлексируется.

а) Преобразование информации: искажение (подтасовка фактов), утаивание (избирательность подачи материала), способ подачи информации (информация, поданная мелкими порциями не позволяет ею эффективно воспользоваться).

б) Он не вступает в беседу, он контролирует её. Он не пытается понять, всеми силами старается убедить. 

в) Видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать.

5. Особенности невербальной коммуникации:

а) акустический канал передачи информации: экстралингвистика (особенности смеха) и просодика (голосовые характеристики)

б) оптический канал передачи информации:

- особенности  контакта глазами;

- особенности  мимики;

- особенности  жестов;

- особенности  позы;

- проксемика (расположение  в пространстве относительно  друг друга).

Мягкое «прикосновение» взглядами, дружелюбное выражение лица, отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса).

- поза, указывающая на готовность к общению: человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед.

- взаимное расположение  партнеров под каким-нибудь углом, с тем чтобы они сами могли регулировать степень обращенности друг к другу.

Манипулятор не смотрит в глаза, а поверх вас или в сторону, а может и вниз. Взгляд устойчиво направленный в переносицу или чуть выше, характеризует грубо – доминирующее, антипартнерское поведение. Возможна суета рук: дергает за пуговицу, «ломает пальцы», бездумно перекладывает что-то на столе и т.п.

6. Виды и техники влияния, используемые  в общении (охарактеризовать и  привести примеры)

Строятся на договоре, который служит и средством объединения и средством оказания давления (силовым элементом).

Использование игры на слабостях, побуждение, мастерство и сноровка в осуществлении действий. Гибкость тактики, дипломатичность. Воздействие скрытое, с опорой на автоматизмы и стереотипы с привлечением более сложного, опосредованного давления. Эксплуатируют влечения, которые действуют безотказно:  потребность в безопасности, в пище, в чувстве общности и т.п. Заискивание, стремление угодить, либо неотвязность и прилипчивость.

Наиболее частые способы воздействия – провокация, обман, интрига (другой – это всегда лишь средство достижения собственных целей), намек, лицемерие.

1. Ложь (разыгрывают роли, «ломают комедию»).

2. Плач, когда хотят чего-либо, ноют. Плачут.

3. Угроза.

4. Спекуляции.

5. Сравнение.

6. Настраивание.

7. Подавленное состояние (впасть в демонстративную депрессию, чтобы вынудить близкого человека  сделать то, что хочет манипулятор.

8. Вымогательство (шантаж).

9. Болезнь как средство  контроля.

10. Любовь как средство.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Они ни за что не станет демонстрировать свою слабость и будет играть роль человека, полного сил. Как правило, он пользуется при этом своим социальным положением или рангом: родитель, старший сержант, учитель, босс. Он использует бессилие других и добивается контроля над ними. Его любимая техника – «обязательства и ожидания», принцип табели о рангах. Главенствует и властвует во чтобы то ни стало.

Пассивный манипулятор. Прикидывается беспомощным и глупым. Он выигрывает, терпя поражение. Позволяя активному манипулятору думать и работать за него, пассивный манипулятор одерживает сокрушительную победу. Лучшие его помощники – вялость и пассивность. Никогда не вызывает раздражения.

7. Особенности выражения эмоций

Отсутствие агрессии, конфликтности, авторитарности при партнерском общении. Искренность и открытость чувств и эмоций, спонтанны.

Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они не были.

Высокая спонтанная или скрытая агрессия, не импульсивны. С трудом выражает основные эмоции контакта – гнев, страх, обиду, доверие и любовь. Поэтому прибегает к блокированным или неполным эмоциям – тревоге, горечи, негодованию, стеснительности. Пребывая в тревоге, человек не идет на полное действие и занят тем, что подавляет растущую агрессию, в результате чего впадает в апатию. Негодование ненатурально и сдавленно выражает страх.

Любят приберегать эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.

Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств.

Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента

8. Особенности установления и  поддержания контакта в общении

Совместная рефлексия. Временный уход от контакта когда он не продуктивен или вызывает болезные ощущения. Истинный личный контакт.

Удержание контакта (игра с одной стороны на различных интересах и потребностях адресата, а с другой на его опасениях, не свободе, нерасторопности, манипулятор может длительное время удерживать адресата в пределах своих возможностей влиять на него. Настойчивость в контактах. Не способен установить глубокий контакт. Он не вступает в беседу, он контролирует её. Он не пытается понять, всеми силами старается убедить. Уход от контакта как возможность отбросить контакт вместе с ситуацией, которой они вызваны.

9. Барьеры в общении: причины возникновения  и способы преодоления

Эмоциональные барьеры:

- барьер страдания (может быть вызван трагическими событиями, сильно заниженной самооценкой, физическими болями т.п.);

- барьер гнева (его трудно преодолеть, если гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т.д. И чем он сильнее, тем активнее человек изливает в словесных или агрессивных действия);

- барьер отвращения и брезгливости (на физические дефекты быстро перестают обращать внимание, но гигиенические отклонения окружающие не приемлют никогда);

- барьер страха (страх дезорганизует, это проявляется на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения);

- барьер стыда и вины (он возникает в результате осознания неуместности происходящего, как реакция например на критику или лесть);

- барьер плохого настроения (эмоционально негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления).

Субъективные барьеры общения:

Они формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности.

- доминантный субъект испытывает потребность обратиться к кому-либо человеку и его не слишком заботит уместность, целесообразность данного обращения. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же;

- недоминантный субъект боится лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения;

- мобильный субъект постоянно перебивает, часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнеров, стиль его высказываний неряшливый;

- ригидный субъект говорит медленно, слушает внимательно, общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив, не любит, чтобы его перебивали;

Барьеры процесса общения:

- барьер неправильной установки сознания посредством:

Стереотипов, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

Предвзятых представлений – мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как наше собственное;

Плохих отношений между людьми – если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

Пренебрежения фактами – привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

Ошибок в построении  высказываний  - например, нелогичность, сложность сообщения;

Отсутствия внимания и интереса собеседника;

- барьер речи (возникает в следствии допущенных речевых ошибок).

Социально – психологические барьеры:

Физические барьеры

- барьеры физической среды (возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам);

- барьер композиции  физического пространства  (например, наличие в пространстве углов или колонн, которые затрудняют контакт);

- барьеры физических состояния общающихся (например, возникающие вследствие значительного перенапряжения, вызванного длительным ожиданием);

- барьеры пассивности и нежелания вступать в коммуникации.

Социально-ролевые барьеры

- барьер социально-ролевой оппозиции между субъектами общения;

- барьер социально-ролевого несоответствия ситуации общения;

- барьер социально-ролевой дисгармонии между участниками общения;

Информационно-познавательные барьеры

- барьер информационного  несоответствия позиций субъектов  общения;

- барьер, возникающий  из-за разности социального опыта  партнеров;

- барьер, возникающий  из-за различия уровня образования;

- барьер, вызванный  неразвитостью абстрактного мышления;

Идеологические барьеры

- барьер, формирующийся  при наличии у партнеров разных  стереотипов;

- барьер, возникающий  из-за разницы мировоззрений;

- барьер различия  ценностных ориентаций;

- барьер несовпадения  социальных установок;

-барьер несовпадения  социальных позиций субъектов совместной деятельности.

Организационно-психологические барьеры

- личность –  личность (если разрушается принятая совместно либо согласованная форма отношений;

- личность –  группа (если форма общения создает предпосылки для конфликта);

- группа – группа (из-за разности возможностей проявить групповые оппозиционные интересы).

Когнитивно-психологические барьеры возникают из-за разности знаний о предмете совместной деятельности и его психологических оценок.

Психомоторные барьеры возникают из-за разницы навыков и умений исполнения совместных действий.

Сенсорно-речевые барьеры возникают следствие различий в навыках восприятия и высказываний субъектов.

Психосоциальные барьеры возникают при несоответствии ролевой компетенции личности, в которую она включается.


 

 

Список литературы:

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы, защита. М. ЧеРо. Из-во МГУ 1996.
  2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  «Межличностное общение». Спб.  Питер, 2001.
  3. Платонов Ю.П.  Основы социальной психологии. Спб.: Речь, 2004.
  4. Шостром Э. Анти-Карнеги. Минск, Попурри 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ особенностей партнерского и не партнерского (манипулятивного) стилей межличностного общения