Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Интеллект и первичные способности………………………………………….5
3.Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ)………………………….6
4.Этапы эволюции интеллекта…………………………………………………...7
5.Эволюция человечества повторяет эволюцию мозга в филогенезе и онтогенезе……………………………………………………………………….…8
6.Человечество как предел, тупик или этап эволюции интеллекта?................10
7.Результаты эволюции информационно-интеллектуальных систем………..11
8.Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества……………..12
9.Человечество – автономная информационно-интеллектуальная биосистема……………………………………………………………………….13
10.Заключение………………………………………………………………..….16
11.Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ делаю!!!.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Интеллект и первичные  способности………………………………………….5

3.Понятие о коэффициенте  интеллектуальности (IQ)………………………….6

4.Этапы эволюции интеллекта…………………………………………………...7

5.Эволюция человечества  повторяет эволюцию мозга в  филогенезе и онтогенезе……………………………………………………………………….…8

6.Человечество как предел, тупик или этап эволюции интеллекта?................10

7.Результаты эволюции  информационно-интеллектуальных систем………..11

8.Сравнительный анализ  физиологических возможностей мозга  человека и функционального информационного  потенциала человечества……………..12

9.Человечество – автономная  информационно-интеллектуальная биосистема……………………………………………………………………….13

10.Заключение………………………………………………………………..….16

11.Список литературы…………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

        Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

    В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин.

   В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологичных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук - примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти< показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция человеческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.

     В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую - «сверходаренные». И наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.

     Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект , рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, - это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

        Эту точку зрения разделял и Векслер ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект-это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеллект и первичные  способности.

       Многие психологи поняли, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при этом проявляется в его перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.

       Тёрстоун с помощью статистических методов исследовал эти различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1. счетную способность,  т. е. способность оперировать  числами и выполнять арифметические  действия;

2. вербальную (словесную)  гибкость, т. е. легкость, с которой  человек может объясняться, используя  наиболее подходящие слова; 

3. вербальное восприятие, т. с. способность понимать устную и письменную речь;

4.пространственную ориентацию, или способность представлять  себе различные предметы и  формы в пространстве;

5.память;

6. способность к рассуждению; 

7.быстроту восприятия  сходств или различий между  предметами или изображениями,  а также их деталей.

       По мнению Тёрстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности отнюдь не столь независимы друг от друга, как полагал Тёрстоун, и что необходима еще большая детализация факторов интеллекта. Некоторые психологи, например Гилфорд, выделили до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операции они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (как мы уже знаем, оно может быть образным, символическим, семантическим или поведенческим).

        Специфика интеллектуальной активности в зависимости от выполняемой задачи. В отличие от всех упомянутых выше психологов Томсон не остановился на анализе способностей или факторов, благодаря которым могут решаться различные задачи. Он занялся изучением самих этих задач и всей совокупности факторов, которые нужны для их решения. Томсон отмечал, что для выполнения любого задания - будь то приготовление какого-то блюда, овладение музыкальным инструментом, ремонт автомобильного мотора или изучение раздела нашей книги - необходимо одновременное участие множества различных и, как правило, специфических факторов. Кроме того, становление каждого из этих факторов индивидуально. Оно зависит от накопленного багажа знаний и от особенностей мышления и действия, которые могут быть врожденными или приобретенными. Поэтому, как полагает Томсон, очень трудно или даже невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные способности.

Уровни интеллекта.

      По мнению некоторых психологов, одни задачи требуют конкретного, а другие - абстрактного интеллекта. Конкретный, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен относит к первому уровню интеллекта так называемые ассоциативные способности, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается абстрактного интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню когнитивных способностей. По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.

Оценка интеллекта.

      Тесты для оценки интеллекта появились еще в начале нынешнего века, когда французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников. В 1881 году было введено всеобщее обязательное обучение. Это быстро привело к тому, что в перегруженных классах оказались вместе и «одаренные», и явно «отсталые» дети, объединенные лишь по возрастному признаку. Задача Бине заключалась в том, чтобы более правильно распределить школьников по ступеням обучения в зависимости от их «интеллекта». Требование, которое школа предъявляла (и, как мы уже знаем, предъявляет по сей день) к ученику, - это быстрое выполнение заданий, требующее мобилизации памяти, формирования понятий и решения проблем, имеющих порой лишь отдаленное отношение к повседневному опыту ребенка. Главной бедой преподавателей при этом стала медленная работа некоторых детей, из-за которых отставал весь класс. В связи с этим понадобились критерии для того, чтобы «медленных» детей направлять в более младшие классы, а. «средние» и «быстрые» ученики могли продвигаться с достаточной по принятым педагогическим критериям скоростью.

       Именно исходя из такой концепции обучения и соответствующего ей типа интеллекта, Бине и создал свою шкалу, которая была опубликована им в 1905 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ).

      Разница, например, в 30 месяцев (2,5 года) между умственным и хронологическим возрастом для ребенка 5 лет и 12,5 лет - не одно и то же. В первом случае эта разница составляет половину хронологического возраста, а во втором - всего лишь 1/5. В связи с этим немецкий психолог Штерн в 1912 году предложил математическое уравнение, позволяющее независимо от хронологического возраста ребенка «соотнести» его с «нормальными» детьми этого же возраста. В результате очень простых расчетов он получил некий показатель, отражающий связь между умственным и хронологическим возрастом; он назвал этот показатель коэффициентом интеллектуальности (IQ). Концепция такого коэффициента основана на представлении о том, что нормальный ребенок-это такой ребенок, у которого умственный возраст соответствует хронологическому.

Распределение уровня интеллекта.

     Распределение людей по результатам гестов на интеллект впервые изучил Термен. В 1937 году он собрал результаты тестирования 2904 детей в возрасте от 2 до 18 лет. Оказалось, что эти результаты дают более или менее равномерное «колоколообразное» распределение. Из статистики известно, что все индивидуальные показатели в пределах стандартного отклонения от средней составляют 68% общего числа показателей (34% в одну сторону и 34% в другую). Поэтому 1974 ребенка, «укладывающиеся» в 68% с баллами от 84(100— 16) до 116 (100 + 16), могут, по мнению Термена, считаться индивидуумами со средним интеллектом. Что касается остальной, менее многочисленной группы детей, результаты которых соответствовали крайним участкам распределения, то отклонения в меньшую сторону расценивались как сниженный интеллект или умственная отсталость, а отклонения в большую сторону - как повышенный уровень интеллекта. Оказалось, однако, что разделение людей на «средних», «отсталых» и «сверходаренных» мало что говорит об их истинной социальной ценности. Кроме того, когда Термен и его сотрудники длительно прослеживали судьбу людей с повышенным IQ, был выявлен поразительный факт: ни один из них не стал ни Моцартом, ни Эйнштейном, ни Пикассо. Никто из этих людей не оставил сколько-нибудь заметного следа в истории своей страны. «Сверходаренные» испытуемые Термена стали честными гражданами, добились прекрасного социального положения, но ни один из них не стал гениальным творцом.Что же помешало этим людям добиться каких-то исключительных успехов? Нет ли какого-то особого качества, необходимого для решения проблем, разработки теорий или создания шедевров искусства, - качества,мк5 которое невозможно свести к интеллекту в обычном смысле этого слова и измерить соответствующими тестами?

Этапы эволюции интеллекта.

        Человек или любое другое разумное существо, обладающее познавательными возможностями человека, может оказаться пределом развития разума во Вселенной, если его интеллектуального потенциала (познавательных моделей) вполне достаточно для исчерпывающего познания Вселенной. Аналогично тому, как четырех нуклеотида в ДНК оказалось достаточным для развития всего многообразия разумных созданий на Земле. Мы ведь не наблюдаем на Земле разумных созданий, содержащих не только больше или меньше 4 нуклеотидов в ДНК, но и функционирующих на другом наборе нуклеотидов или на других элементах. Из этих данных следует, что существует, вероятно, минимально необходимый начальный уровень сложности организации разумных существ, с которого стартует эволюция высокоинтеллектуальных созданий. Как только этот минимальный предел сложности достигается, потенциальная эволюционная ниша на планете закрывается этим стартовым, для эволюции высокоразвитого интеллекта, созданием.

       Например, на Земле, для возникновения первичного носителя банка информации (ДНК) нужно, как минимум 4 нуклеотида, возможно, любого строения, но определенным образом взаимно согласованного. Как только такой квартет нуклеотидов возникает, дальнейшего усложнения носителя банка информации (ДНК) путем наращивания числа нуклеотидов более четырех или модификации нуклеотидного квартета уже не происходит - за ненадобностью. Далее носители банка информации, называемые вирусами, внедряются в безъядерные клетки, образуя ядерный одноклеточный организм, который с позиций нашей теории информации, можно уже рассматривать как самое примитивное полу-разумное существо (см. выше). Ядерные клетки, комбинируясь и модифицируясь, эволюционируют, в конечном счете, с одной стороны, в такое высокоинтеллектуального создание как человек, с другой стороны, в среду его обитания. Или, с системной точки зрения, в природный самоподдерживающийся живой комплекс (биосфера и ноосфера, по В.И. Вернадскому и Э. Леруа), который обладает познавательным потенциалом. Как показывают раскопки, никаких параллельных эволюций интеллекта, принципиально отличных от реализованных,  на Земле не наблюдалось.

      Первый потенциальный этап развития интеллекта определяется ближайшим очевидным рубежом эволюции на планете – возникновение вида разумного существа, неуничтожаемого в пределах планеты (Земля). Следующий потенциальный рубеж эволюции – неуничтожаемый разумный вид в пределах звездной системы (Солнечной). Эволюция интеллекта исчерпывается, когда возникает неуничтожаемый разумный вид, освоивший Вселенную.  Если за пределами Вселенной существует пространство, совместимого с жизнедеятельностью интеллекта Вселенной, то эволюция разумного вида продолжается и за пределы Вселенной.

Информация о работе Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества