Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:25, статья

Краткое описание

1. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных УР.
2. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира»
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения в новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.

Вложенные файлы: 1 файл

Stadii_razvitia_psikhiki_tabl.doc

— 32.50 Кб (Скачать файл)

Стадии и уровни развития психики  и поведения животных (А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри)

Стадии и уровни психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные  с данной стадией и уровнем

Виды живых существ, достигших  этого уровня развития

1. Стадия элементарной сенсорной  психики

   

А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение  скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные свойства среды. Слабая, неценаправленная двигательная активность.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных УР.

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность  избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

2. Стадия перцептивной психики

   

А. Низкий уровень. Отражение внешней  действительности в форме образов  предметов. Интеграция воздействующих свойств в целостный образ  вещи. Главный орган манипулирования - челюсти

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически  запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны. Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также некоторые высшие беспозвоночные. Насекомые

Б. Высший уровень. Элементарные формы  мышления (решение задач). Складывание  определенной «картины мира»

Б. Высокоразвитые инстинктивные формы  поведения. Способность к научению

Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые  млекопитающие)

В. Наивысший уровень. Выделение  в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и  ту же задачу разными методами. Перенос  однажды найденного принципа решения в новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от биологических  потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях

В. Выделение специализированных органов  манипулирования – лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения  с широким использованием ранее  приобретенных ЗУН

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные



Информация о работе Стадии и уровни развития психики и поведения животных