Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:25, статья
1. Стадия элементарной сенсорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных УР.
2. Стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира»
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения в новые условия. Создание и использование примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях.
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (А. Н. Леонтьев, К. Э. Фабри)
Стадии и уровни психического отражения, его характеристика |
Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем |
Виды живых существ, достигших этого уровня развития |
1. Стадия элементарной сенсорной психики |
||
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость |
А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные свойства среды. Слабая, неценаправленная двигательная активность. |
А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. |
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных УР. |
Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность. Способность избегать условий среды, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы |
Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные |
2. Стадия перцептивной психики |
||
А. Низкий уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти |
А. Формирование двигательных навыков.
Преобладают ригидные, генетически
запрограммированные |
А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также некоторые высшие беспозвоночные. Насекомые |
Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира» |
Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению |
Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие) |
В. Наивысший уровень. Выделение
в практической деятельности особой,
ориентировочно- |
В. Выделение специализированных органов манипулирования – лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных ЗУН |
В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные |
Информация о работе Стадии и уровни развития психики и поведения животных