Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2015 в 17:19, реферат
Творческая способность - это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» - поля сознания, и поля явлений, то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Стадии творческого мышления ……………………………………………….4
Основные черты творческих людей ………………………………………….10
Заключение …………………………………………………………………….18
Список литературы ……………………………………………………………20
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Омский государственный университет
путей сообщения»
(ОмГУПС (ОмИИТ))
Тема: «Стадии творческого мышления. Основные черты творческих людей»
Омск 2014
Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество - это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других. Творчество - процесс создания субъективных ценностей.
Существуют разные виды творчества:
Производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, организаторское, философское, художественное, мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое и т.п.
Иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
пластичность, то есть творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;
подвижность, то есть для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения;
оригинальность, то есть порождаются неожиданные, небанальные, непривычные решения.
Каждый нормальный человек обладает творческим потенциалом. Но реализация этого потенциала зависит от того, какие возможности предоставит окружение. Как отмечает психологи, "творческие способности не создаются, а высвобождаются". Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют "высвобождению" творческих возможностей учащихся.
В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев, который разработал структурно-уровневую модель творческого мышления. Верхний уровень в этой модели занимает логическое мышление (за ним простирается сфера строго логического мышления современных электронных вычислительных машин). Нижний уровень занимает интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Межу ними находятся промежуточные уровни. Во время решения творческой мыслительной задачи, человек начинает с логического уровня, затем спускается на интуитивный, а затем снова поднимается на логический уровень.
На основе различных экспериментов была установлена последовательность творческого мыслительного процесса. Данный процесс начинается со столкновения со сложной проблемой, которая не решается традиционными способами. Далее человек на некоторое время откладывает решение этой проблемы, но она переходит на бессознательный уровень. Если жизнь подбрасывает человеку какой-то образ, наводящий на решение данной проблемы, то возникает озарение. Человек выдвигает идею, на основе которой он на сознательном уровне доводит эту идею до реального воплощения. Таким образом, в творческом мышлении взаимодействуют как интуитивное, так и логическое мышление, хотя они во многом противоположны друг другу.
4 основных фактора креативности (по Гилфорду):
- оригинальность - способность продуцировать отдалённые ассоциации и необычные ответы
- семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить её новое использование
- образная адаптивная гибкость
- семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в сравнительно неограниченной ситуации
Качества творческой личности
Великие люди не отделяются от обыкновенных людей непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают особенно сильное развитие отдельных качеств, в меньшей степени присущих другим людям.
В. Оствальд
Секрет творчества - в сохранении юности. Секрет гениальности - в сохранении детства, детской интуиции на всю жизнь. Наиболее типичны для гениальности Моцарт, Фарадей, Пушкин, - они дети по складу, со всеми достоинствами и недостатками этого склада.
П.А.Флоренский
Творчество не есть редкостная привилегия незаурядных личностей. Большинство людей создает что-то новое в их повседневной жизни. Каждый человек создает свои собственные идеи и пускает их в общественный обиход. В свою очередь он черпает идеи из своей социальной среды, обновляет и обогащает свои взгляды, навыки, знания и культуру новыми элементами.
Различия между людьми в этом отношении носят лишь количественный характер, они определяют большую или меньшую социально-значимую ценность того, что создает тот или иной человек.
Творческая способность - это особое умение оригинальным образом перестраивать элементы в поле сознания так, чтобы эта перестройка обеспечивала возможность выполнения новых операций в поле явлений. Это определение предполагает существование двух «полей» - поля сознания, и поля явлений, то есть того физического окружения, из которого человек получает информацию. Все люди творят, во всяком случае в детстве. Но у многих эта функция довольно скоро атрофируется; у некоторых она не только сохраняется, но и развивается, составляет цель и смысл всей их жизни.
При анализе творческой активности важно различать такие понятия, как «творчество» и «продуктивность». Продуктивный ученый может, не обладая высоким творческим потенциалом, быть отличным систематизатором, оформляющим и развивающим в определенную систему идеи и гипотезы, предложенные другими специалистами (это сфера «вторичной» науки). Ученый, обладающий большими творческими возможностями, может быть малопродуктивным по количеству созданных им научных трудов. Но можно указать немало ученых, одновременно сочетавших высокий творческий потенциал с высокой продуктивностью (Эйлер, Гаусс, Гельмгольц, Менделеев, Н.И.Вавилов, Л.Д.Ландау, И.Е.Тамм, Н.В.Тимофеев - Ресовский, В.П.Эфроимсон, А.А.Любищев).
Процесс деятельности человека выявляет степень его одаренности, показывая, на что он способен. Каждая творческая личность обладает определенными качествами. Эти качества называют по-разному: способности, навыки, задатки, черты, свойства. Понятие «способности» шире понятия «задатки», так как охватывает не только врожденное (генетическое), полученное от природы, но и приобретенное (навыки). Рассмотрим эти понятия.
Способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, являющихся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Для проявления способностей необходимы еще и определенные задатки, заложенные в человеке от природы. Например, можно ли говорить о развитии в человеке способностей исследователя, изобретателя или поэта, если у него нарушен механизм памяти? - Ясно, что нет. Задатки и способности есть у каждого человека, но степень их проявления у разных людей различна.
Задатки - это анатомо-физиологические особенности человека, лежащие в основе развития его способностей.
Индивидуальность человека - это особенное в личности и организме, совокупность только ему присущих особенностей. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, ни отрывать от нее. Индивидуальность человека проявляется не только в его личности, но и в анатомо-физиологических особенностях его организма.
Задатки человека не существуют автономно, изолированно и независимо друг от друга. Между ними существует тесная связь, отсутствие или дефект одного задатка неизбежно отражается на других.
Навыки - это умения выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения одних и тех же решений типовых задач, процедур или технологических операций в учебной, исследовательской или производственной деятельности.
Задавая вопрос: - «В чем тайна творчества?», - академик А.Б.Мигдал отвечал: «Есть удивительная область человеческой психики - подсознание. Здесь хранится накопленный опыт, опыт не только одного человека, но многих поколений, здесь рождается интуиция. Это «нижний этаж» обычного человеческого сознания; на «верхнем этаже» рождаются слова, понятия, на нижнем -- образы. И бывает, что образ подсказывает решение». И далее: - «Наука не может двигаться без внезапных скачков мысли, озарения, интуиции, но неожиданные идеи, выдерживающие проверку, возникают только на основе профессионализма. Внезапное озарение приносит успех, но не забывайте, что озарение рождается упорным трудом».
Информация о работе Стадии творческого мышления. Основные черты творческих людей