Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 22:59, контрольная работа
Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
Экономики менеджмента и маркетинга |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Романова Анастасия Андреевна |
||||||||||||||||||
(№ личного дела, фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||
Институт |
ЗФЭИ |
курс |
4 |
группа |
||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||||||||
По дисциплине |
Организационное поведение |
|||||||||||||||||
На тему |
Билет №10 |
|||||||||||||||||
(№ варианта и/или наименование темы) |
||||||||||||||||||
Отметка о зачёте |
||||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Руководитель |
||||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(инициалы, фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Архангельск 2014___ |
Социальный статус - это позиция индивида в обществе с определенными правами и обязанностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол, возраст, семейное положение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Тот статус, который оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный), т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса, пол, национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида. Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий статусные ранги. Несовпадение статусов, т.е. противоречия в межгрупповой и внутригрупповой иерархии, возникает при двух обстоятельствах:
когда индивид занимает высокий статусный ранг в одной группе и низкий — в другой; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды.
Социальная роль — это поведение, вытекающее из социального статуса человека и ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Как социальное окружение субъекта заставляет его следовать определенным нормам, ведущим к ожидаемому этим окружением поведению? Прежде всего, громадное значение имеет социализация, воспитание таких норм. Далее, в обществе наличествует механизм санкций - наказаний за невыполнение роли и поощрений за ее выполнение, т. е. за соблюдение социальных норм. Этот механизм действует в процессе всей жизни человека. Строгое исполнение социальных ролей делает поведение людей предсказуемым, упорядочивает социальную жизнь, ограничивает ее хаос. Ролевое обучение — социализация — начинается в раннем детстве с влияния родителей и близких. Ожидаемое поведение является идеальным, так как исходит из теоретической ситуации. Поэтому от социальной роли нужно отличать реальное ролевое поведение, т. с. исполнение роли в конкретных условиях. Ролевое исполнение определяется, прежде всего, ролевыми требованиями, которые воплощены в социальных нормах, сгруппированных вокруг данного социального статуса, а также санкциях за выполнение роли. Значительное влияние на роли человека оказывает ситуация, в которой он находится, — прежде всего, другие люди. Субъект моделирует ролевые ожидания - ориентации, прежде всего по отношению к другим людям, с которыми он связан в ситуации. Эти люди выступают дополнительным членом взаимных ролевых ориентаций. В этих ролевых ожиданиях человек может ориентироваться на самого себя (свое мировоззрение, характер, способности и т. п.). Такое ролевое ожидание-ориентацию Парсонс называет атрибутивным (аскриптивным). Но ролевые ожидания-ориентации могут относиться к результатам деятельности другого. Это ролевое ожидание Парсонс называет достижительным. Атрибутивно-достижительная ориентация является важным моментом статусно-ролевого поведения. Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий.
Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.
В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.
Например, работник полиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.
Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.
Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое "Я" защищено от многих неприятных переживаний: 1)рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны.
2)разделение
ролей снижает ролевую
Как выводить людей из ролей в конфликтных ситуациях:
В 1970 г. был проведен знаменитый эксперимент Ф. Зимбардо, который считается одним из самых масштабных среди социально-психологических исследований. С помощью тестов были отобраны 24 студента (только мужчины) Стэндфордского университета. Они не имели никаких выраженных черт агрессивности, не были склонны к противоправному и жестокому поведению, а интеллект имели не ниже среднего. По жребию группу разделили на две равные части. Половина должна была составить группу «заключенных», а вторая— «надзирателей». Замысел Зимбардо состоял в том, чтобы дать общие «условия игры» в тюрьму, которые бы никак не толкали участников к жесто-костям и противоборству. «Заключенные» определенно были лишены только одного права: покидать помещение «тюрьмы». «Надзиратели» же были обязаны отвечать только за то, чтобы «заключенные» не сбежали. По усмотрению «тюремной администрации» «заключенный» мог получить право читать, вести переписку и встречаться с родственниками, выходить на прогулку и т. п. Вот как разворачивался сюжет:
«В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская, люди только входили в свои роли и не принимали их всерьез. Но уже на второй день обстановка изменилась. "Заключенные" предприняли попытку бунта: сорвав свои тюремные колпаки, они забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. "Тюремщики" в ответ на это применили силу, а зачинщиков бросили в карцер. Это разобщило "заключенных" и сплотило "тюремщиков". Игра пошла всерьез. "Заключенные" почувствовали себя одинокими, униженными, подавленными. Некоторые "тюремщики" начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с "заключенными" стало грубым и вызывающим. Один из "тюремщиков" до начала эксперимента писал в своем дневнике: "Будучи пацифистом и неагрессивным человеком, не могу себе представить, чтобы я мог кого-то стеречь или плохо обращаться с другим живым существом". В первый день "службы" ему казалось, что "заключенные" смеются над его внешностью, поэтому он старался держаться особенно неприступно. Это сделало его отношения с "заключенными" напряженными. На второй день он грубо отказал "заключенному" в сигарете, а на третий — раздражал "заключенных" тем, что то и дело вмешивался в их разговор с посетителями. На четвертый день Зимбардо вынужден был сделать ему замечание, что не нужно зря надевать "заключенному" наручники. На пятый день он швырнул тарелку с сосисками в лицо "заключенному", отказавшемуся есть. "Я ненавидел себя за то, что заставляю его есть, но еще больше я ненавидел его за то, что он не ест", — сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен. Все были травмированы, и даже Зимбардо почувствовал, что начинает принимать интересы своей "тюрьмы" слишком всерьез. Так мало понадобилось времени и усилий, чтобы вполне благополучные юноши превратились во взаправдашних тюремщиков». В таких условиях бацилла конфликта размножалась как в питательной среде. Этим «естественным» предпосылкам ведения конфликта могли бы противостоять традиции большого мира: культура, этика, опыт выхода из затяжных схваток. Но в рамках малой группы конфликт завершился катастрофой. Особенно зловещим было то, что самые агрессивные и непримиримые «надзиратели» задавали эталон «достойного» для их группы поведения. Более умеренные и уравновешенные рисковали получить клеймо неполноценных службистов.
2.
Влияние переменных в
Культура организации определяется как совокупность ценностей, норм, форм поведения, отношений, традиций и привычек, присущих конкретной организации. Организационная культура - это внутренняя среда обитания сотрудников фирмы, система их связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, стили поведения и реакции на окружающую среду, способы организации ведения бизнеса.
Большой популярностью пользуется подход к изучению национального в организационной культуре, разработанный Г. Хофстидом и основанный на пяти переменных:
*дистанция власти;
*индивидуализм;
*мужественность;
*стремление избежать неопределенности;
*долгосрочность ориентации.
Так, под первой переменной, названной дистанцией власти, понимается степень неравенства между людьми, которую население данной страны считает допустимой или нормальной. При этом низкая степень характеризуется относительным равенством в обществе, а высокая -- наоборот.
Вторая переменная характеризуется индивидуализмом, или степенью, с которой люди данной страны предпочитают действовать как индивиды, а не как члены какой-то группы. Высокая степень этой переменной предполагает, что человек, находясь в условиях свободных социальных связей в обществе, сам заботится о себе и своих близких в семье, равно как несет за все свои действия полную ответственность. Эта же переменная характеризуется как коллективизм (или низкая степень индивидуализма). В коллективистских обществах людям с детства прививают уважение к группам, к которым они принадлежат, обычно семье, роду, клану или организации. Разницы между членами группы и теми, кто вне ее, не проводится. Члены группы ожидают, что группа защитит их и, будет нести за них ответственность, если они попадут в беду. За это они обязаны платить лояльностью своей группе в течение всей жизни. В индивидуалистских обществах с детства приучают думать о себе в терминах «Я», а не часть «Нас». Ожидается, что, встав однажды на ноги, индивид уже не будет получать защиты от своей группы, и она не будет нести за него ответственность. Поэтому он не должен проявлять сильную лояльность по отношению к группе.
Третья переменная также имеет два полюса: мужественность и женственность, отражающие то, как люди данной культуры относятся к ценностям типа «настойчивость» и «самоуверенность», «высокий уровень работы», «успех и конкуренция», которые ассоциируются почти везде в большей мере с ролью мужчины.
Информация о работе Статус и роли группы. Сплоченность и совместимость. Ролевой конфликт