Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 20:52, научная работа
Страхи, выявленные в результате исследования можно разделить на следующие группы:
1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь),
2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки),
3. Страх смерти (умереть),
4. Животных и сказочных персонажей,
5. Кошмарных снов, темноты,
6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания),
7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).
УДК 159.9 Я не смогла найти правильное УДК
«ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ГРУППЫ СТРАХОВ У МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ»
Резник М.В.
научный руководитель канд. психол. наук, доцент Ефанова М.И,
Алтайская государственная академия
В воспитании современного ребенка можно выделить ряд неблагоприятных факторов, которые влияют на него(влияющих на него). Они способны как затормозить развитие личности, так и вернуть развитие на предыдущие ступени. Одним из таких факторов является наличие(это слово точно нужно?) страхов. Проблеме страхов сегодня уделяется все больше внимания.
Данная ситуация вызвана тем, что в последнее время увеличивается число детей со(навязчивыми?) страхами, беспокойством, неуверенностью, робостью, эмоциональной неустойчивостью. Этот факт связан со средой, в которой протекает развитие ребенка-дошкольника: дефицит взаимодействия с родителями, общение становится формальностью, инволюция детской субкультуры, ограничение и упрощение игровых форм освоения действительности, избыточность информации, которая не соответствует возрастными особенностями детей.
Вопросом страхов занимались такие ученые: Эпикур, Платон, А. Августин, Г.Ф. Гегель, Р.Декарт, Б. Спиноза, И.Кант, З.Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Кэррол Э. Изард, М.И. Буянов и другие. Освещением вопроса детских страхов в отечественной психологии занимается Александр Иванович Захаров.
Страх в большом толковом психологическом словаре определяется, как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула.
В современном психологическом словаре под редакцией Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко можно встретить следующее определение «страх - это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека».
Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. в кратком психолого-филологическом словаре «Тысяча состояний души» дают следующее определение страха: «сильный испуг; эмоциональное состояние, возникающее при действии опасного или вредного стимула или при представлении о его возможности, тревожное состояние души ввиду грозящей или воображаемой беды, неприятности».
Детский страх - эмоциональная реакция детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие). Детские страхи(состояние страха?) вызывают у детей дискомфорт, возбуждение, желание избегнуть(избежать) соответствующей ситуации, убежать или спрятаться. Такое определение дается в словаре по психологии развития под редакцией А.Л. Венгера.
Наше исследование направлено на изучение особенностей страхов у младших школьников. Гипотеза(вместо гипотеза-мы предполагаем) : у большинства детей преобладают социальные страхи.
В исследовании использовался опросник, направленный на выявление детских страхов (А.И. Захаров). Исследование проводилось на базе МБОУ "Гимназия №42" г. Барнаула.
В исследовании приняли участие 29 учащихся 2 класса. Возраст учащихся 8-9 лет. Данная выборка не подразумевала выявления гендерных особенностей проводимого исследования, а также зависимость исследования от социальных статусов детей (троечник, хорошист, отличник), поэтому дети были выбраны произвольным образом.
В результате исследования заполняется диаграмма (рис 1)
рис 1. Наличие и группы страхов у младших школьников.
Данная диаграмма показывает, что (почти) у всех детей существуют страхи, хотя бы один выше перечисленных.
Страхи, выявленные в результате исследования можно разделить на следующие группы:
Медицинские страхи испытывают 55 % (16 человек), при этом можно выделить троих учащихся: у первого из 5 утверждений 3 отмечены плюсам, у второго 4, у третьего все 5 отмечены положительным знаком, что свидетельствует об интенсивном переживании по поводу своего здоровья
Страх физических ущербов выявлен у 72 % (21 человек) опрашиваемых. Двое респондентов отметили плюсам наличие страха, по 5 критериям из 6, двое по 4, 3 по трем, т.е. они боятся физических объектов.
Страх смерти испытывают 72 % (21 человек). Данный вид страха содержал всего один критерий.
Страх по отношению к животным и сказочным персонажам испытывают 48% (14 человек).
Кошмарных снов, темноты боятся 37% (11 человек)
Социальные страхи, т.е. страхи, связанные с общением, взаимодействием с людьми, выявлены у 34% учащихся (10 человек)
Пространственные страхи испытывают 20% (6 человек). По таким группам страха как: животных и сказочных персонажей; кошмарных снов, темноты; социальные страхи; пространственные не было больше двух положительных ответов, что говорит о не выраженности данных типов страха у детей младшего школьного возраста.
Исследование, проведенное с помощью опросника выявления детских страхов, позволило определить, что у трех учащихся явно выраженный страх, связанный с медициной (уколы, болезнь кровь, боль и т.д.)
У семерых - страх физических ущербов, при этом у 4 данный вид страха явно выражен.
Выявлены также дети, у который преобладает и медицинский страх и страх физических ущербов.
У 21 учащегося присутствует, есть страх смерти.
Страх смерти для детей младшего школьного возраста обусловлен осознанием категории времени и пространства, необходимости происходящих возрастных изменений. Он является универсальным.
Страх физического ущерба связан с тем, что учащиеся живут в городе, переполненном машинами, и шумами, как(не нужно) от различной техники.
В результате исследования выявлен один ребенок, не обладающий ни одним видом страха.
Таким образом, страхи у учащихся 2 класса можно проранжировать следующим образом
1-2 страх физических ущербов и страх смерти;
3 - медицинские страхи;
4 - страх по отношению
к животным и сказочным
5 - социальные страхи;
6 – страх кошмарных снов, темноты;
7 – пространственные страхи.
Согласно А.И. Захарову в младшем школьном возрасте должны преобладать социальные страхи (страхе ухода из дома, разлуки с родителями, страх опоздания в школу) Ведущий страх в данном возрасте — это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают, дети боятся сделать что-то не правильно. Страх не соответствовать общепринятым нормам поведения, требованиям ближайшего окружения (родителей, учителя и т.п.) также можно отнести к социальным страхам.
Согласно проведенному исследованию, социальные страхи оказались не на первом месте. В начале списка стоят страх физических ущербов и страх смерти. Страх смерти свойственен младшему школьнику, только он трансформируется в страх смерти родителей. Страх физических ущербов присутствует и в дошкольном и в младшем школьном возрасте и связан с окружение, где воспитывается ребенок. Данное окружение состоит из травмирующих факторов транспорта, резких звуков, различных стихий.
Таким образом, у младших школьников преобладают страхи физического ущерба и смерти. На данный момент социальный страх не ярко выражен. Такое несоответствие, возможно, общепринятым страхом, может быть вызвано стилем учения, обучением в городе, где преобладают факторы, вызывающие страх физического ущерба, и многими другими факторами, которые наложили отпечаток на восприятие учеником окружающего мира и близких взрослых. (таким образом, у младших школьников преобладают страх физического ущерба и страх смерти, а социальные страхи на данный момент не ярко выражены. Такое несоответствие с результатами исследований Захарова, долгое время занимающегося этим вопросом может быть вызвано стилем воспитания, обучения в городе, где преобладают факторы, вызывающие страх физического ущерба, и многими другими факторами, которые наложили отпечаток на восприятие учеником окружающего мира и близких взрослых).
То, что мне написала Ефанова
Марина, эту статью необходимо доделать. Во-первых, написать гипотезу и уже на основе этой гипотезы сделать сильные выводы. Во-вторых, проверить граматические ошибки.