Стресс, его влияние на деловые отношения. Профилактика стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Тема стресса, является безумно актуальной из-за широты распространенности… дом, работа, улица. Но еще более значимая эта тема для управленцев, т.к. стресс – разрушает структуру организации изнутри. И негативно влияет на качество работы и результаты работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и природа стресса
1.1 Причины и источники стресса
1.2 Виды и фазы стресса
Глава 2. Управление стрессами
2.1 Профилактика стрессов в производственных ситуациях
2.2 Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Красноруцкий Реферат.docx

— 42.32 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

Кафедра Социологии и психологии 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме:

 «Стресс, его  влияние на деловые отношения.

Профилактика  стресса»

По курсу «Этика и психология деловых отношений»

 

 

 

 

Выполнила

студент группы ДКИ-203

Красноруцкий Д.А.,

 

Руководитель

Бажданова Юлия Викторовна

 

 

 

 

 

Москва

2013

Содержание 

 

Введение

Глава 1. Понятие и природа  стресса

1.1 Причины и источники  стресса

1.2 Виды и фазы стресса

Глава 2. Управление стрессами

2.1 Профилактика стрессов  в производственных ситуациях

2.2 Индивидуальная стратегия  и тактика стрессоустойчивого поведения

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликты в сфере делового общения сейчас становятся «нормой» и избежать их становится все сложнее  и сложнение. Частые конфликты приводят к нервным нагрузкам на человека и создаются стрессовые ситуации.

Само понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность  устройства противостоять нагрузке. Но любой человек, как и техника  имеет свой предел прочности, превышение которого ведет к разрушению или  поломке… В нашем случае к различным  срывам и болезням.

После перенесения понятия  «стресс» в область социальной психологии оно открыла в себе множественный  спектр состояния личности, вызванных  довольно не малым количеством событий, например таких как: поражение, победы, творческие переживания, сомнения и  многое другое. Многие специалисты  утвердили, что стресс приводит к  состоянию эмоционального дискомфорта  и неустойчивости.

Сегодня стресс, это явление  повсеместное. Маленькие стрессы  безвредны и неизбежны, но большой  стресс создает огромные проблемы для  личности и для организации, т.к. выполнение поставленных задач, становится весьма сложнымделом.

Тема стресса, является безумно  актуальной из-за широты распространенности…  дом, работа, улица. Но еще более значимая эта тема для управленцев, т.к. стресс – разрушает структуру организации  изнутри. И негативно влияет на качество работы и результаты работы.

стресс  поведение деловое отношение

 

 

 

Глава 1. Понятие  и природа стресса 

 

1.1 Причины и  источники стресса 

 

Слово "стресс" пришло в  русский язык из английского и  в переводе обозначает действие, напряжение, усилие, внешнее воздействие.

Стресс- это вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. Учение о стрессе впервые появилось в связи с работами всемирно известного канадского физиолога Г. Селье (1907 - 1982 гг.). Он сформулировал универсальную концепцию стресса.

По своей сути стресс - это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому  определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Дальнейшее изучение стресса  последователями Г. Селье было посвящено  психологическим механизмам проявления стресса, а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения. В связи  с появлением большого числа работ  на эту тему в науку пришло новое  понятие - "эмоциональный или психологический  стресс".

Однако стресс - это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные  конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические  кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших  профессиональных обязанностей. Можно  выделить следующие организационные  факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

перегрузка или слишком  малая рабочая нагрузка;

конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

неинтересная работа (обследование 2000 рабочих - мужчин 23-х профессий  показало, что те, кто имеет более  интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

плохие физические условия (шум, холод и пр.)

неправильное соотношение  между полномочиями и ответственностью;

плохие каналы обмена информацией  в организации и др.

Другую группу стрессогенных  факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное  отношение человека к своей профессиональной деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных "страхов" работников2:

  • страх не справится с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное Я.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический  климат в коллективе, неразрешенные  конфликты, отсутствие социальной поддержки  и т.д.

Ко всему этому "букету" стрессов организационно - производственного  характера могут добавляться  и проблемы личной жизни человека, доставляющие немало оснований для  неблагоприятных эмоций. Неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, "кризис среднего возраста" и прочие подобные раздражители обычно остро переживаются человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его  вызывающие. Основное правило здесь  напрашивается само собой: нужно  четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо  надвигающийся пенсионный возраст  и пр. отдельный человек если и  может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует  оставить в покое и сосредоточиться  на тех стрессогенных факторах, которые  могут быть нами изменены реально.

1.2 Виды и фазы  стресса 

 

ВИДЫ СТРЕССА.

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эустресс предполагает возникновение  желательного, т.е. положительного эффекта, а дистресс - отрицательного.

Обычно стресс связан с  приятными и неприятными переживаниями. Приятное и неприятное эмоциональное  возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г. Селье, отсутствие раздражителей (депривация), а также  избыток раздражения в равной степени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки  зрения Г. Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

По Селье, "чтобы придать  смысл нашей жизни, мы должны поставить  перед собой сложную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к  цели, достижение которой требует  напряженной работы. Отсутствие таковой  цели - один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное прозябание".

Г. Селье было отмечено еще  одно важное обстоятельство, касающееся стресса: один и тот же стресс может  вызвать различные реакции у  людей. Он назвал их "обусловленными факторами". Они могут быть внешними или внутренними. Под влиянием этих факторов нормально переносимая  степень стресса может стать  болезнетворной и болезни "адаптации".

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково  в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, определяющих реактивность каждого.

Различные психологические  проявления стресса находят отражение  в физиологических реакциях. Наличие  прямой корреляции между физиологическими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет  использовать изменения физиологических  реакций в качестве объективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального  воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и  ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь  внутренние причины и возникать  в результате невозможности удовлетворить  насущные потребности. 

 

ФАЗЫ СТРЕССА.

Стресс характеризуется  наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии  преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу  тревога, которая затем переходит  в страх. Затем у таких людей  наступает истощение, принимающее  форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя  путями: эмоциональной тренировкой  и тщательным обучением с применением  проигрывания сложных ситуаций и  др.

Психологические резервы  людей кроются в его психике  и, прежде всего, в эмоциональной  сфере. Под эмоцией понимается переживание  человеком своего личного отношения  к действиям других людей и  к самому себе.

Человек живет в мире положительных  и отрицательных эмоций, зависящих  от жизненных ситуаций.

В жизни эмоции создаются  различные формы эмоциональных  состояний, различающихся между  собой продолжительностью и интенсивностью. Ими являются настроения, страсти  и аффекты. Настроение характеризуется достаточно собой интенсивностью, длительностью протекания, а также неясностью и "безотчетностью" переживаний.

В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

Аффект - это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее  с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его  состояния в том, что аффект носит  бурное внешнее проявление, характеризуется  кратковременностью, поведение при  этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.

По имеющимся научным  данным, отрицательное воздействие  стресса в наше время уносит все  больше человеческих жизней. Сейчас принято  разделять стресс на эмоциональный  и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится  с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать  не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния  угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния  повышенной активности до ухода в  депрессию.

В проявлении стресса имеют  значения индивидуальности людей. Нет  двух людей, у которых реакция  на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни  человека инициируется и воспроизводится  им самим.

Еще Г. Селье отмечал, что  с вами случается, а то, как вы это воспринимаете. Это прямо  относится к стрессу. Еще в  древние времена философ Эпиктет  говорил, что "людей расстраивают не события, а то, как они, на них смотрят"3.

В превращении большинства  раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные  реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению  к личности, то стрессовая реакция  вообще не возникает.

Информация о работе Стресс, его влияние на деловые отношения. Профилактика стресса