Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:53, доклад
За последние 5 лет в России значительно увеличилось количество людей с психическими и нервными расстройствами. На лечении в психиатрических лечебницах содержится 180 тысяч больных. Выросло количество людей, больных неврозами.
1.Введение…………………………………………………………2-3
2.Что такое стресс?......................................................................3-4
3.Оптимальный уровень стресса………………………………...5-6
4.Виды стресса…………………………………………………....6
5.Стресс жизни.Основные причины…………………………….7-9
6.Стрессовый стиль жизни……………………………………….9
7.Нестрессовый стиль жизни…………………………………….9-10
8.Причины стрессового напряжения…………………………...10-11
9.Признаки стрессового напряжения…………………………...11
10.Первая помощь при остром стрессе………………………....11-13
11.Способы борьбы со стрессом………………………………...13-14
12.Методы профилактики стресса…………………………….....14-15
13.Заключение……………………………………………………..15-16
14.Используемая литература…………………………………….17
План.
1.Введение……………………………………………………
2.Что такое стресс?.......................
3.Оптимальный уровень стресса………………………………...5-6
4.Виды стресса…………………………………………………....
5.Стресс жизни.Основные причины…………………………….7-9
6.Стрессовый стиль жизни……………………………………….9
7.Нестрессовый стиль жизни…………………………………….9-10
8.Причины стрессового напряжения…………………………...10-11
9.Признаки стрессового напряжения…………………………...11
10.Первая помощь при остром стрессе………………………....11-13
11.Способы борьбы со стрессом………………………………...13-14
12.Методы профилактики стресса…………………………….....14-15
13.Заключение……………………………………………
14.Используемая литература…………………………………….17
Введение.
За последние 5 лет в России значительно увеличилось количество людей с психическими и нервными расстройствами. На лечении в психиатрических лечебницах содержится 180 тысяч больных. Выросло количество людей, больных неврозами. Вдвое увеличилось число самоубийств, что специалисты связывают с тяжелыми депрессивными расстройствами у людей. Более половины обращающихся за помощью к психиатрам - алкоголики и наркоманы, что является следствием социально-психологической и экономической напряженности и нестабильности в обществе. Стоит заметить, что затяжные отрицательные эмоции и переживания, вызванные социально-экономическими стрессами (например, безработица или угроза сокращения, задержки зарплат и пенсий, рост коммунальных платежей, криминальная обстановка и т.д.) приводят к образованию в мозгу очагов застойного возбуждения. А это, в свою очередь, способствует развитию нервно-психических, психосоматических и других заболеваний (например, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и кишечника и т.д.). По данным статистики, в нашей стране каждый третий ребенок рождается с нарушениями центральной нервной системы в связи с воздействием на мозг ребенка неблагоприятных факторов (в частности, стрессов) во время беременности, родов и сразу же после рождения. Часто обнаруживается это только с поступлением ребенка в школу в виде легких неврологических и психологических отклонений. Серьезное влияние на психику людей (особенно, детей) оказывает, кроме всего прочего, обилие на телеэкранах боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов. Пропаганда культа силы, насилия, денег, наживы, "красивой жизни", секса оказывает растлевающее воздействие на незрелое, неокрепшее сознание российской молодежи, подавляет духовные и интеллектуальные потребности, задерживает и затормаживает духовное развитие. Как результат, у детей и подростков появляется жестокость и агрессия, проявляющиеся по отношению ко всем окружающим. Многие люди уже не в состоянии контролировать свои эмоции, из-за чего происходят жестокие убийства, избиения и т.д. Как ни прискорбно, агрессия и жестокость уже становятся нормой для нашего общества. А причина всему - стрессовые воздействия на психику в результате пропаганды насилия. Лавина психологических заболеваний угрожающе разрастается. Но гораздо прискорбнее другое. Дело в том, что заболевания психики передаются из поколения в поколение на генетическом уровне. Кто-то из потомков может быть просто носителем "больных" ген, а у кого-то болезни могут проявиться и прогрессировать. Уникален и тот факт, что люди очень часто боятся обращаться к психологам (а когда это необходимо, и к психиатрам), считая это признаком "ненормальности". А ведь любую болезнь, в том числе и психическую, проще предупредить и излечить в начальной стадии. Но радует тот факт, что в последнее время многие журналы стали доносить до сознания российских граждан, что ходить с психологу не только модно и полезно, но также и необходимо. Естественно, что справиться с последствиями стрессов чрезвычайно сложно, а, иногда даже, невозможно, тем более самостоятельно, без вмешательства медицины. Но можно снизить негативное воздействие на психику человека стрессовых ситуаций, научиться избегать их по возможности, что поможет лучше сохранить нервы, а стало быть, и здоровье.[5]
Что такое стресс?
Слово "стресс" впервые ввел в обиход канадский врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье. Он же обосновал свое учение о стрессе и дистрессе. Неверно понимать под стрессом только такое нервное напряжение, которое приводит к болезням, утверждает Селье. Он говорит, что стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Значит, стресс - это не только нервное напряжение. Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарств - все это может вызвать стресс. Стало быть стресс - это приспособление организма к любому воздействующему на него явлению, это его реакция на сильное чувство и ощущение. Большинство людей никогда не задумывались над тем, есть ли разница между стрессом и дистрессом . Слово "стресс", так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Не является ли "стресс" просто синонимом "дистресса" /Distress (англ.) - горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда; stress (англ.) - давление, нажим, напряжение. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови или даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке всего жизненного уклада? Ответ на этот вопрос - и да, и нет. Вот почему так трудно дать определение стресса. Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать: вот это и есть стресс, потому что этот термин в равной мере относится и ко всем другим.
Человеку необходимо бороться с дистрессовыми ситуациями, стремиться быстрее выходить из них. Однако вреден и постоянно действующий стресс. Наш организм, сталкиваясь с необычным воздействием, вначале отвечает на него реакцией тревоги, вслед за ней возникает фаза сопротивления стрессорам (факторам, вызывающим стресс). Но если стрессоры продолжают свое воздействие на организм, то может наступить третья фаза - фаза истощения борьбы со стрессорами. Это происходит тогда, когда исчерпались ресурсы защитных сил, и организм заболевает. Итак, длительное психическое напряжение, вызывающее истощение защитных сил, может явиться и является причиной заболеваний, которые называют психогенными. Конечно, разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это знает каждый из своего личного опыта. Кто-то в крутой ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может "взорваться", наговорить обидных слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Все зависит от склада характера, от индивидуальности человека и от наличия приобретенных средств защиты в борьбе со стрессом. Таким видит стресс наука. А что же происходит на практике, в реальной жизни, которая нас окружает и зачастую создает вокруг нас множество стрессовых ситуаций? В современном лихорадочном мире много говорят о стрессе, связанным со сложными условиями труда, с загрязнением окружающей среды, военными конфликтами, с выходом на пенсию, семейными проблемами, смертью родственников и т.д. Словом, к понятию "стресс" все уже привыкли, но забыли, что оно означает не просто состояние постоянного психоэмоционального напряжения, а довольно серьезные изменения в организме и что, как это ни печально, иногда на работе умирают не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Во многих западных странах каждый пятый в тот или иной момент своей жизни вынужден обращаться за медицинской помощью в связи с нервными заболеваниями. Годами люди могут не обращать внимание на явные признаки стрессового состояния и постепенно "сгорают на работе". Окружающий нас мир имеет большое число раздражителей. Благодаря стресорам люди развиваются физически, интеллектуально и эмоционально. Каждое воздействие на человеческий организм, внутреннее и внешнее, предполагает какую-либо реакцию и может быть и хорошим, и плохим. Определенная часть стресса не только не устранима, но и необходима для выживания человека. Например, человек находится в комнате, где усиленно работает нагревательный прибор. Организм человека подвергается воздействию горячего воздуха, и он постарается отключить источник жары. Аналогично, во время принятия пищи наша пищеварительная система активизируется для того, чтобы выполнить свою функцию переваривания пищи. В обоих случаях, стресс может быть не только внутренним, внешним, но и продолжительным.Стоит уточнить ,что стресс не является высоконапряженной работой, расстраивающими дорожными пробками,низкой зарплатой или совокупностью данных факторов (или, естественно, любых других). Стресс является нашей реакцией на все эти события, тем, как мы справляемся с ним в нашей жизни. Как уже говорилось, люди не всегда сознательно реагируют на все виды стрессов, которым подвергаются. Они обычно замечают те стрессы, которые отрицательно на них сказываются. Фактически стресс является мотивацией для личностного изменения, роста. И лишь когда мы игнорируем предупредительные сигналы нашего организма, мы действительно позволяем стрессу становиться угрозой нашему здоровью и, следовательно, нашей жизни.[1]
Оптимальный уровень стресса.
Расположение и благодарность, а также их антиподы - ненависть и жажда мести - более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях. Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами, которые первым начал изучать русский физиолог Иван Петрович Павлов. В отличие от врожденных безусловных реакций условные рефлексы приобретаются в результате повторных сочетаний и обучения. Мы на опыте постигаем необходимость избегать всего, что вызывает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и усваиваем те формы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, то есть вызывают положительные чувства.
На клеточном уровне обучение зависит главным образом от химического обусловливания и сводится к выработке защитных веществ типа гормонов или антител и модификации их действия с помощью других химических соединений (например, питательных веществ).
Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям. Они поддаются точному учету, можно объективно измерить признаки физиологического сопротивления. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным (при шоковой терапии), либо вредным (как в состоянии шока). Когда стрессу подвергается лишь часть тела, результатом может быть возросшая местная сопротивляемость (адаптация, воспаление) или гибель тканей, в зависимости от обстоятельств. Ответ на стрессор регулируется в организме системой противостоящих друг другу сил, таких, как кортикоиды, которые либо способствуют воспалению, либо гасят его, и нервные импульсы, выделяющие адреналин или ацетилхолин.
Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться.
В зависимости от наших реакций решение оказать сопротивление может привести к выигрышу или проигрышу, но в наших силах отвечать на раздражитель с учетом обстановки. На автоматическом, непроизвольном уровне выгода достигается с помощью химических ответов (иммунитет, разрушение ядов, заживление ран и т.д.), которые обеспечивают выживание и минимальное для данных условий разрушение тканей. Эти реакции либо спонтанны, либо направляются рукой опытного врача. В межличностных отношениях каждый может и должен быть своим собственным врачом, руководствуясь здравой естественной философией поведения.
Разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Даже наименее честолюбивые не довольствуются минимальным жизненным уровнем, обеспечивающим лишь пищу, одежду и жилье. Люди нуждаются в чем-то большем. Но человек, беззаветно преданный идеалу и готовый посвятить всю свою жизнь совершенствованию в областях, требующих яркой одаренности и упорства (наука, искусство, философия), встречается так же редко, как и чисто растительный тип. Большинство людей представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями.
Средний гражданин страдал бы от тоски бесцельного существования точно так же, как и от неизбежного утомления, вызванного настойчивым стремлением к совершенству. Иными словами, большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела либо постоянной чрезмерной перегрузкой.[2]
Виды стресса.
В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его вида:
1.физическийстресс
2. психологический стресс
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги. Эти реакции помогают нам распознать и адаптироваться к физическим стрессам.
Однако много современных стрессов являются скорее психологическими, чем физическими. Несогласие с коллегой по работе, неудовлетворительное исполнение работы, неприятный разговор с близким человеком вызывают такую же физическую реакцию, какую вызывает конфронтация с врагом или попытка влезть в маршрутное такси в часы пик. Стресс меняет биохимию человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость. [2]
Стресс жизни. Основные причины.
Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс.
1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.
Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
2. Конфликт ролей.
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.
Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
3. Неопределенность ролей .
Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
4. Неинтересная работа.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.