Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:38, контрольная работа
Знание особенностей сферы ценностных ориентаций пожилых людей может способствовать определению путей оказания ей социально - психологической помощи в преодолении стрессов и фрустраций личности, ее дезадаптации к новым социальным условиям, удовлетворению его потребности в самовыражении и т.д., будет способствовать дальнейшему личностному развитию человека, его долголетию. Сравнительный анализ возрастных границ пожилого возраста по разным периодизация позволяет утверждать, что большинство ученых придерживается мнения, что преклонный возраст длится примерно 5-10 лет и находится в пределах от 60 до 65-70 лет.
3 варіант
1. Структурно-динамічна модель старіння Б.Г.Ананьєва.
Важной социально - психологической
проблемой современности
Проблемы личностного развития в период пожилого возраста и старости исследовали Б.Г. Ананьев, И. Беленькая, К. Вишневская - Рошковска, Е.И. Головаха, И.В. Давыдовский, Э. Эриксон , А.В. Краснова, А.А. Кроник , А.Г. Лидерс , К. Росяк , Р.С. Яцемирска, К. Юнг. В частности, Н.В. Андреев, С.Е. Пиняева рассматривали вопрос личностного и профессионального развития в период зрелости. Косвенно влияние социального фактора на ценностную сферу престарелых анализируется в работах Б. Г. Ананьева, К. Вишневской - Рошковска, А. С. Мелкумян, Е. И. Холостова, Н. П. Щукиной.
Знание особенностей сферы ценностных ориентаций пожилых людей может способствовать определению путей оказания ей социально - психологической помощи в преодолении стрессов и фрустраций личности, ее дезадаптации к новым социальным условиям, удовлетворению его потребности в самовыражении и т.д., будет способствовать дальнейшему личностному развитию человека, его долголетию. Сравнительный анализ возрастных границ пожилого возраста по разным периодизация позволяет утверждать, что большинство ученых придерживается мнения, что преклонный возраст длится примерно 5-10 лет и находится в пределах от 60 до 65-70 лет . Нижняя граница пожилого возраста колеблется от 55 ( Б. Г. Ананьев , Б. Урланис ), 60 лет ( Д. Бромлей ) и 75 лет (Д. Бирен ) . Верхняя граница пожилого возраста (начала старости), по мнению многих ученых, это 65-70 лет [ 3]. Анализ научных данных убедительно свидетельствует о том, что процесс личностного развития в период зрелости и пожилого возраста не прекращается. Важную роль в этом играют ценности социальной активности, общественно - полезной, творческой, профессиональной деятельности, стремление к самореализации и самоосуществления, передачи личностного потенциала, смысло - ценностных жизненных достижений в индивидуальный опыт последующих поколений, удовлетворения потребности в общении. Определено, что "кризис пенсионного возраста" связана с сужением сферы ценностных ориентаций за счет отмирания приобретенных социальных качеств и невозможностью удовлетворения потребности в профессиональной деятельности. Во ценностных ориентаций принято считать социально детерминированную и зафиксированную в психике индивида направленность личности на цели и средства деятельности [ 5 ]. Ценностные ориентации отражают отношение человека к социальной действительности, определяя, таким образом, широкую мотивацию его поведения. В основе исследования генезиса ценностных ориентаций лежит ценностный подход, согласно которому все явления окружающего мира (включая и поступки людей ) - ценности, то есть отражаются в сознании индивида с точки зрения их возможности удовлетворительными его потребности и интересы. Каждый человек имеет свою систему ценностей, определенным образом структурированную. Однако индивидуальные системы ценностей является таким настолько, насколько индивидуальное сознание отражает сознание общественное [ 5 ]. Изучение трансформации, происходящей в системе ценностных ориентаций пожилых людей представляет значительный теоретический и практический интерес. Именно в этот период степень сохранности ценностно - смысловой сферы выступает психологическим критерием , основой для нормального протекания процесса старения.
Ведущая деятельность пожилых людей - структурализации и передача опыта. Поэтому очень важны продолжения профессиональной деятельности, воспитание внуков, занятия домашним хозяйством, написание мемуаров и т.д.. Главное - это ценность творчества, позволяет не только повысить качество жизни, но и увеличить его продолжительность [ 1 , 4, 6 ]. Именно такой вид ведущей деятельности обеспечивает в этом возрастном периоде внутреннюю интегрированность, необходимые социальные связи, отвлекает от навязчивых мыслей о здоровье, укрепляет чувство собственного достоинства, толерантность по отношению к окружающим, что обусловливается собственно направленностью ведущей деятельности на передачу опыта, значимого для других. Выбор стратегии адаптации к старению, связанной с поддержанием социальных связей и сохранением себя как личности, часто определяется особенностями предыдущих возрастных периодов, но в основном - по мере осознания своего нового статуса и жизненного смысла своего существования [ 2 ]. В ходе проведения исследования с применением комплекса психодиагностических методов определена структура, психологические особенности и факторы становления ценностных ориентаций пожилых людей. Так, ведущей ценностной ориентацией престарелых является " гармоничную жизнь " как стремление к сохранению равновесия, уравновешенности в основных сферах жизнедеятельности, передачи личностного жизненного опыта, мастерства потомкам. Приоритетными для современных пенсионеров являются этические ценностные ориентации, в частности, "честность" и "воспитанность", ценностные ориентации межличностного общения. Определено, что в структуре терминальных ценностных ориентаций пожилых людей преобладают те, которые направлены на удовлетворение" низших" витальных потребностей самообслуживания. "Развлечения" же вытеснены на периферию ценностной сферы пенсионеров. Критическими, на грани вытеснения являются ценностные ориентации "творчество" и " красота природы и искусства", которые относятся к категории духовных ценностей и обеспечивают эффективный ход процесса старения. Преимущественно вытесненными на периферию является индивидуальные ценностные ориентации, а также ценностные ориентации, направленные на самоутверждение и профессиональной самореализации. Последнее в определенной степени делает невозможным формирование чувства " эго- интеграции ", а следовательно и положительную линию старения, что в конечном итоге может привести к сокращению продолжительности жизни ; В частности, структура ценностных ориентаций пожилых людей характеризуется внутренней устойчивостью и интегрированностью. Факторами формирования системы ценностных ориентаций пенсионеров являются социальные факторы, впоследстви - личностные, преимущественно выступают детерминантами существующей системы ценностных ориентаций. Однако социальные условия пожилых людей, такие как социальная ситуация развития, связанная с прекращением профессиональной деятельности, или же условия проживания, моделируют иерархические взаимозависимости внутри сложившейся системы ценностных ориентаций . Также определено, что для периода пожилого возраста характерны противоречия между мотивационной стороной деятельности (представленная важности ценностных ориентаций ) и операционной ( на которую указывает их доступность, что, согласно теории психического развития Д.Б.Эльконина , приводит к возникновению личностного кризиса. Таким образом, найдено объяснение возникновения "кризиса пенсионного возраста", которая непосредственно связана с прекращением профессиональной деятельности.
Психологические особенности в пожилом и старческом возрасте.
Систематическое изучение возрастной эволюции и инволюции сенсорно-перцептивных функций человека проводилось в 60-е годы в школе Б.Г.Ананьева. В этих исследованиях было установлено, что онтогенетические изменения сенсорной (для зрения, слуха) и пропреоцептивной чувствительности имеют общий характер. Чувствительность возрастает к периоду ранней юности, затем стабилизируется и, начиная с 50-60 лет, снижается. На фоне этой общей тенденции, однако, наблюдаются некоторые возрастные спады и подъемы. Другими словами, и на стадии позитивного развития, и в ходе инволюции изменение чувствительности осуществляется в соответствии с принципом гетерохронности.
Показательна в этом плане возрастная динамика цветочувствительности. За исключением общего оптимума, который наблюдается приблизительно в 30 лет, т. е. значительно позднее по сравнению с общей светочувствительностью и остротой зрения, все частные виды чувствительности к различным длинам волн изменяются по-разному. Начиная с 30 лет происходит значительное и неуклонное снижение чувствительности к крайним длинноволновым и коротковолновым цветам - красному и синему. В то же время чувствительность к желтому цвету не снижается даже после 50 лет. В отношении слуховой чувствительности установлено, что ее возрастающее снижение распространяется на высокочастотную часть звукового диапазона и начинается с 30 лет. Если в качестве эталона использовать пороги слышимости двадцатилетних, то оказывается, что потери чувствительности возрастают в следующем порядке: в 30 лет – на 10 дБ, в 40 лет – на 20 дБ, в 50 лет – на 30 дБ. Сходные тенденции наблюдаются и в других видах сенсорных модальностей.
Однако, как подчеркивал Ананьев, в случаях, когда профессия предъявляет повышенные требования к органам чувств (например, требования к зрительным функциям у летчиков), их функционирование даже в зрелом возрасте остается на высоком уровне. Любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для нее оптимального напряжения.
Возрастные изменения с
Прежде всего, возрастные
изменения головного мозга
Большинство исследователей мозга человека указывают на преимущественную потерю нейронов в коре, гиппокампе и мозжечке. В большинстве подкорковых образований клеточный состав остается неизменным до глубокой старости. Иными словами, филогенетически более «новые» структуры мозга, связанные с познавательной функцией, в большей степени подвержены возрастной потере нейронов, чем филогенетически «старые» (ствол мозга).
Синаптические контакты, как известно, играют решающую роль в обеспечении межнейронного взаимодействия в нервных сетях, в силу своей пластичности они тесно связаны с памятью и научением. При старении уменьшается плотность числа синапсов. Однако утрата синапсов происходит не во всех отделах ЦНС в равной степени. Так, в лобной доле человека достоверно доказано уменьшение количества синапсов с возрастом, в то время как в височной доле возрастные изменения не наблюдаются.
Изменения в состоянии синапсов наблюдаются не только в коре, но и в подкорковых структурах. Например, возрастные нарушения пространственной памяти объясняются снижением специфичности, эффективности и пластичности синаптической передачи в гиппокампе. При старении уменьшается способность формирования новых синапсов. Редукция синаптической пластичности в старости может способствовать потере памяти, ухудшению двигательной активности и развитию других функциональных нарушений мозга. При этом ухудшаются межнейронные контакты в различных областях ЦНС, нейроны как бы подвергаются «деафферентации», в связи с чем нарушается их ответная реакция на сигналы внешней среды, нервные и гормональные стимулы, т.е. повреждаются синаптические механизмы деятельности мозга.
При старении существенно изменяется состояние медиаторных систем организма. Одним из наиболее характерных феноменов старения является дегенерация дофаминэргической системы мозга, последнее непосредственно связано с развитием в старческом возрасте таких заболеваний, как паркинсонизм. Нарушения в деятельности еще одной медиаторной системы мозга – холинэргической - играют одну из основных ролей в расстройствах памяти, восприятия и других познавательных процессов, возникающих при болезни Альцгеймера.
Особый интерес представляет проблема межполушарного взаимодействия при старении. Главная особенность церебральной асимметрии стареющего мозга состоит в том, что нарушается устойчивая совместная деятельность полушарий. Существуют некоторые разногласия в оценках темпов старения левого и правого полушарий. По одной из точек зрения, правое полушарие стареет раньше левого, по другой – процесс старения обоих полушарий характеризуется высокой синхронностью.
Степень зрелости личности, по Ананьеву, выражается в способности принимать собственные решения и сознательно осуществлять выбор в сложных ситуациях.
Ананьев восставал против утверждения некоторых ученых, что развитие человека завершается при достижении им взрослости, после чего якобы наступает своеобразная «окаменелость» в проявлении этого процесса.
Достигаемая во взрослом состоянии зрелость человека и так называемая вершина этой зрелости или, как ее называют, акме, подчеркивал Ананьев, - это многомерная констелляция различных характеристик человека, которая хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как индивид, личность и субъект деятельности, но вместе с тем никогда не является статичным образованием, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
В этих исследованиях было показано, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид, как личность и как субъект деятельности; дальше, уже на ступени зрелости, у него наблюдаются также разные темпы протекания изменений в названных образованиях. И время выхода на уровень акме человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает (или можно говорить лишь о его относительном совпадении).
В работах Ананьева и учеников была многопланово проанализирована вся совокупность факторов, которые определяют достижение состояния зрелости человека, и изучена во всей сложности динамика их действия на характеристики этого состояния.
Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какой резерв знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
Информация о работе Структурно-динамічна модель старіння Б.Г.Ананьєва