Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 20:02, реферат
Субъектом труда может быть не только конкретный человек, но и социальная группа (рабочий коллектив).Таким образом, субъект труда- это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. "Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.
Субъекты структуры труда
Субъектом труда может
быть не только конкретный человек, но
и социальная группа (рабочий коллектив).Таким
образом, субъект труда- это активно действующий,
познающий и преобразующий, обладающий
сознанием и волей индивид или социальная
группа. "Срезовую"
характеристику структуры субъекта труда
в каждый данный момент его развития можно
представить в виде уровней его возможного
рассмотрения: уровень деяний,
т.е. целостной деятельности в единстве
с личностью, уровень действий, уровень
макроэлементов и уровень микроэлементов
действий.
Уровень деяний. Деяние - целостный
цикл трудовой деятельности, характеризующейся
полной психологической структурой и
включающей ряд промежуточных целей, подчиненных
некоторой более или менее перспективной
цели. Деяние - категория прежде всего
субъективная; она определяется иерархией
целей, особенностями мысленных перспектив,
которые задает себе сам человек.
В состав этого уровня входят следующие
основные компоненты: общие способности
(активность, саморегуляция); ориентировка
в человеческой картине мира, мировоззрение,
жизненные цели, идеалы, ценностные представления,
профессиональные личные планы; характер
как система отношений к разным сторонам
действительности; ориентировка в конкретной
жизненной ситуации - ее отображение в
виде мысленных образов разного уровня;
ориентировка в области своей непосредственной
деятельности; сознание своего "Я",
своих возможностей, состояний в реальной
ситуации; волевые качества, способности,
обеспечивающие исполнение замыслов;
специальные способности, конкретные
мотивы деятельности; общая трудоспособность,
особенности соматического и нервно-психического
здоровья, общей гражданской воспитанности,
подготовленности.
Уровень действия. Действие - совокупность
процессов познания и исполнения, направленных
(благодаря мотивации) на достижение ближайшей
осознанной цели. Действие - категория
субъективная; она определяется динамикой
непосредственных целей. Так, например,
для начинающего водителя автотранспортного
средства действием может быть переключение
рычага управления коробкой передач, а
для опытного, выполняющего это переключение
привычным движением, здесь уже нет действия
(так как нет особой цели - переключить
передачу); действие опытного водителя
может состоять в другом - "сменить ряд
движения", "совершить обгон" и
пр. Таким образом, делая одно и то же дело,
разные люди могут выполнять при этом
разные системы действий и разное их количество.
Основные компоненты рассматриваемого
уровня: способность построить адекватное
"логике вещей" представление цели;
способность произвольной регуляции,
саморегуляции мотивов, элементов действий,
актов внимания, ориентировки, контроля;
способность усвоить и осуществить определенные
исполнительские операции на двигательном,
или сенсорно-перцептивном (чувственном),
или интеллектуальном (отвлеченном), или
социально-коммуникативном уровнях, а
также на уровне самооценки своих состояний
и саморегуляции их (понятно, что и социальная
коммуникация и саморегуляция предполагают
сложные синтезы как чувственного, так
и мысленного познания).
Уровень макроэлементов
действия: способность
отображения действительности на сенсорном,
перцептивном и репрезентативном уровнях;
способность к осуществлению исполнительных
актов на познавательном, исполнительно-практическом
уровне, уровне самооценки и саморегуляции
параметров действия ("ускорить темп",
"усилить нажим" и т.п.).
Уровень микроэлементов
действия. Это уровень
важных, но малоподотчетных, бессознательных
и ускользающих от произвольной регуляции
особенностей познавательных и исполнительных
действий, процессов мотивации действий
(изменения на уровне микроинтервалов
времени, микроамплитуд движений, тремора).
Здесь мы сталкиваемся как с природными,
так и с приобретенными регуляторными
механизмами, обеспечивающими физиологический
баланс организма с внешней средой, баланс
функций внутри организма, автоматическую
саморегуляцию.
В общем виде под субъектом труда можно
понимать системную разноуровневую организацию
психики, включающую ряд свойств человека
как индивида и как личности, соответствующих
социальной ситуации развития, предмету,
цели, средствам и условиям деятельности
(трудовой).