Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:47, контрольная работа
Не существует единого мнения, специалисты какого профиля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко [ 3, с. 47], прийти к наиболее полному выводу о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов.
1 Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых…………………………………………. .3
§2 Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних……………..4
Список литературы…………………………………………………………..12
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский юридический институт
Министерство внутренних дел Российской Федерации»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Судебно-психологическая экспертиза»
ТЕМА: «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых»
Выполнил: курсант 404 учебной группы
рядовой полиции
Леонтьева В.Л.
Проверил: доцент, кандидат психологических наук
начальник кафедры педагогики и психологии
капитан полиции
Екатеринбург
2013
ПЛАН
§1 Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых…………………………………………. .3
§2 Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних……………..4
Список литературы……………………………………………………
§1 Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых
Не существует единого мнения, специалисты какого профиля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко [ 3, с. 47], прийти к наиболее полному выводу о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов. Когда они дают свое заключение раздельно, то неизбежно возникает необходимость проведения дополнительной итоговой экспертизы. В. Исаенко приводит в качестве примера случай Карамышева, убийцы и грабителя, которого психологи признали соответствующим 10—13-летнему психическому развитию и не могущим осознавать свое поведение, а психиатры — вменяемым, а комплексная экспертиза определила его развитие как соответствующее возрасту 14—16 лет.
В одних регионах превалирует мнение о ведущей роли психиатров в данном виде экспертиз, в других устоялась точка зрения, что участие в экспертизе психологов и психиатров равнозначно. По мнению В. Исаенко, в таких экспертизах ведущая роль должна принадлежать психологам. У психологов и психиатров при комплексной экспертизе зачастую нет единых подходов к оценке психического состояния несовершеннолетнего, отсюда и разные выводы. Еще не выработаны четкие критерии определения соответствия психологического развития несовершеннолетних их возрасту. Психологи не всегда указывают, какому возрасту соответствует уровень развития испытуемого при установленном факте его отставания. Кроме того, в своем заключении они не используют термины «вменяем» или «невменяем», а дают следователю лишь формулу, что конечно же у правоприменителей вызывает определенные затруднения.
Осознание несовершеннолетним своих действий включает в себя правильное понимание объективного содержания собственного поведения, целей совершаемых действий, предвидение прямых и косвенных последствий, оценку собственного поведения с точки зрения действующих в обществе социальных норм, в первую очередь права и морали. Способность его руководить своими действиями состоит из возможности свободно выбирать цели действий и способы, с помощью которых они достигаются. Это приобретается несовершеннолетним в процессе достижения интеллектуального развития, зрелости личности и является одновременно показателем состояния психического развития. Судебно-психологическая экспертиза помогает вскрыть возрастную симуляцию со стороны несовершеннолетнего.
§2 Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних
В основе методологии судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних заложены следующие базовые понятия, на которых строятся исследования эксперта:
1. «Психологический возраст» — определенный период развития личности несовершеннолетних, охватывающий хронологические промежутки времени и ограниченный критическими точками. Анализ начинается с выяснения критического периода.
2. Учет всей совокупности
личностных и интеллектуальных
особенностей, взятых в единстве
и динамике с ситуацией
Диагностика возрастного периода еще не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетних руководить своими действиями и полноте их сознания. Рефлексия и саморегуляция могут оказаться достаточными в простых ситуациях, а в более сложных они будут неполными. Экспертная оценка выполняется с учетом внешних (сложность ситуации) и внутренних (динамическое состояние личности) условий совершения инкриминируемых деяний.
Экспертные данные используются при общей оценке особенностей психики несовершеннолетних и при анализе конкретной мотивации подростка в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Это могут быть такие особенности, как хорошая общая осведомленность, способность к абстрактному мышлению, возможность самостоятельной организации деятельности, целенаправленность поведения, способность к учету социальных норм, социализированность интересов и ценностей, адекватная реакция на судебно-следственную ситуацию.
В то же время некоторые психологи приводят данные об ограниченном запасе общих сведений и знаний, конкретности мышления, бедности и примитивности интересов, несформированности морально-этических норм поведения, асоциальности установок. Такая разноречивость сведений об особенностях и уровне развития интеллекта и личности подростков, обнаруживающих способность к адекватному осознанию и произвольной регуляции и контролю своих действий, показывает, что основное внимание при судебно-экспертном исследовании необходимо обращать не на результаты тестирования, а на анализ мотивации правонарушения и социально-правовой диагностики в целом.
У вменяемых несовершеннолетних обвиняемых выявляются сохранность структуры мотивации, целенаправленность криминального поведения, понимание противоправности и наказуемости содеянного, полный контроль своих поступков.
Клинические критерии ограниченной способности несовершеннолетнего обвиняемого к осознанной регуляции своего поведения в криминальной ситуации сводятся, при всем многообразии их вариантов в зависимости от вида психического расстройства, к частичной задержке интеллектуального и эмоционально-волевого развития, парциальной критичности, ограниченной способности к опосредованию действий, психосексуальному инфантилизму, неустойчивости социальной адаптации, регредиентному характеру психопатических проявлений. Клинические данные характеризуют в первую очередь сохранность потенциальной способности подростков к осознанию и контролю своего поведения. Психологические критерии применяются уже при анализе конкретной мотивации правонарушения в интересующий суд и следствие период. Существуют три типа нарушений мотивации:
1) преобладание игровой
мотивации поведения при
2) некритичное подражание действиям референтной подростковой группы, которая у внушаемых и конформных подростков может выражаться в имитации образцов поведения членов референтной группы или непосредственном подчинении указаниям авторитетных для них людей без достаточного прогноза результатов, а у эмоционально неустойчивых несовершеннолетних, склонных к дезорганизации при фрустрирующих воздействиях, — в совершении правонарушения под воздействием прямых угроз членов асоциальной подростковой группы;
3) недостаточная опосредованность действий с импульсивностью поступков, с нарушением процесса принятия решения при столкновении интеллектуально и личностно незрелых подростков со сложными ситуациями, предъявляющими повышенные требования к их психическим возможностям.
План исследования и методики.
1. Изучение интеллектуальной сферы — патопсихологические методики исследования памяти, внимания, мышления, процессов опосредования, обобщения, способности устанавливать логические связи.
2. Общая осведомленность, ориентация в практической сфере, в специальных областях — серии специальных вопросов и проективных ситуаций.
3. Характерологические свойства:
• особенности эмоционального реагирования (тесты, опросники);
• мотивационная сфера;
• свойства подчиняемости, внушаемости;
• способность к волевым усилиям.
4. Осведомленность в вопросах нравственных норм — обсуждение поступков и ситуаций.
5. Анализ содержания действий подростка в криминальной ситуации, поскольку действия являются, с одной стороны, результатом, а с другой — показателем психического развития. Объективная сторона отражается в материалах дела, а субъективная выясняется в процессе направленного расспроса.
6. В какой мере можно предвидеть результат, последствия, способность подростка прогнозировать, логически рассуждать, мыслить, наличие у него опыта (принятие мер предосторожности; в какой мере выбранные средства соответствовали достижению цели).
В отношении несовершеннолетних обвиняемых может быть назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ). Для верного решения вопросов, поставленных перед КСППЭ следователем или судом, важное значение на первом этапе анализа имеет правильное определение соответствия уровня развития несовершеннолетнего окончанию подросткового возраста и (или) началу ранней юности. Рубеж, разделяющий их, в значительной мере условен. До недавнего времени было принято рассматривать подростковый период как интервал между 11 и 15—16 годами.
Согласно последним данным подростковый возраст определен в промежутке между 11—12 и 14—15 годами. Это приблизительно соответствует границам возраста уголовной ответственности в российском праве: 14 годам — за наиболее тяжкие преступления, 16 годам — за остальные. К этому времени при нормальном возрастном развитии окончательно формируются абстрактное мышление, способность к проведению формальных логических операций, интеллект переходит на новый уровень отражения объективных связей внешнего мира. Возникает возможность осознания и оценки своих поступков и поведения окружающих. Качественно и резко изменяется содержание мотивационной сферы, появляется ориентация на участие в социально значимых сферах деятельности, планирование долгосрочных перспектив. Уменьшается элемент ситуативности поведения, формируется способность к сознательной регуляции поведения сообразно социальным нормам.
Чрезвычайно важное значение при этом имеет становление самосознания, образа «я», способности к адекватной самооценке. Созревание этих основных психологических новообразований подросткового возраста знаменует подлинное «рождение личности [ 1, с. 159]. Несформированность их у подростков и юношей 14—16 лет, проявление черт, характерных для более ранних этапов и возрастных периодов, свидетельствуют о задержке психического развития.
Вследствие того что самосознание подростка есть то личностное новообразование, которое определяет специфику всего возрастного периода, диагностика завершенности созревания личности должна основываться именно на анализе самосознания и сознания. Наибольшее значение для решения вопроса, полностью ли несовершеннолетний обвиняемый осознавал значение своих действий и в какой мере мог руководить ими, имеет оценка степени зрелости морального и правового сознания. Именно эти личностные структуры являются основными регуляторами нормосообразного поведения. В качестве личностных составляющих морального сознания к концу подросткового периода у нормально развивающегося подростка окончательно дифференцируются понятия и нравственные чувства долга, ответственности, стыда, чести, достоинства, совести.
В чувстве долга фиксируется превращение моральной нормы в установку и позицию субъекта. В этом случае общая моральная формула «все должны» преобразуется в сознании несовершеннолетнего в убеждение «я должен».
В чувстве ответственности очерчиваются границы морального долга в. зависимости от реальной способности субъекта осуществлять должное в наличных обстоятельствах. Ответственность представляет собой форму контроля морального сознания за деятельностью субъекта либо с позиций общества, либо с позиций личности.
Интеграция этих моральных оценок осуществляется критикой, являющейся основанием личностного выбора. Поэтому степень развитости у обвиняемого морального уровня критичности не только характеризует его способность к адекватной смысловой оценке, осознанию своих действий, но и дает представление о свободе его личностного выбора, способности избирать определенную линию поведения, т.е. о мере руководства подэкспертным своими действиями.
Чувство стыда является оценкой несовершеннолетним обвиняемым своих действий, поведения на основании возможности предположить, какова будет реакция других. Развитость чувства стыда, следовательно, свидетельствует о сохранности адекватного социального прогноза, понимании общественного значения своего поведения. Чувство достоинства характеризует представление несовершеннолетнего обвиняемого об идеале человека. Достоинство является формой самоконтроля личности, основой ее требовательности к себе самой, не позволяющей по своей воле «совершать поступки ниже своего достоинства».
Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых