Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть суицидальное поведение людей.
В связи с этим задачи определены следующим образом:
1) определить суть и проанализировать формы суицидального поведения;
2) выяснить причины суицида;
3) рассмотреть формы работы с суицидальными клиентами.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Суицидальное поведение………………………………………………………...5
1.1 Условия проявления суицидального поведения……………………………...5
1.2 Теории самоубийства и его формы…………………………………………..11
2 Самоубийцы как категория людей, входящая в группу социального риска..16
2.1 Личность самоубийцы………………………………………………………..16
2.2 Технология работы с суицидальными клиентами………………………….19
Заключение………………………………………………………………………..25
Список использованных источников…………………………………………….26
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Суицидальное поведение……………………
1.2 Теории самоубийства
и его формы…………………………………………..
2 Самоубийцы как категория
2.1 Личность самоубийцы……………………………
2.2 Технология работы с
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….26
ВВЕДЕНИЕ
К сожалению, не найдя выхода из сложной ситуации, человек задумывается о том, как бы избежать ситуации вообще. «Нет мнения – нет проблемы», - такова логика рассуждений людей, выбирающих суицид, как форму решения сложной жизненной ситуации.
Каждую минуту в мире кто – то предпринимает попытку преднамеренно лишить себя жизни. Эти попытки 60 – 70 раз в день заканчиваются смертью. Однако истинных суицидов всегда больше. Считается, что в среднем на одну попытку, закончившуюся смертью, приходится 30 – 40 попыток, которые к смерти не привели.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации. Так, в США несколько десятилетий назад суицид занимал 22 – е место в списке причин смерти. Сейчас эта причина занимает 8 – 9-е место, а в некоторых штатах 6-е. В конце ΧІΧ века Россия занимала последнее место по уровню самоубийств среди европейских стран. В ней совершалось 3 самоубийства на 100 тысяч населения. В 1988 г. – 19 на 100 тысяч населения. В настоящее время Россия входит в число стран с очень высоким числом суицида - 50 на 100 тысяч населения.
Суицид является способом разрешения, накопившегося психологического кризиса. Кризис может возникнуть и внезапно, но гораздо чаще внутреннее напряжение накапливается постепенно, накладывается одно на другое, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью, и кризис личности оказывается настолько сильным, что весь предыдущий жизненный опыт не может подсказать человеку иного выхода из ситуации, которая стала для человека просто невыносимой.
Цель данной работы – рассмотреть суицидальное поведение людей.
В связи с этим задачи определены следующим образом:
1) определить суть и
2) выяснить причины суицида;
3) рассмотреть формы работы с суицидальными клиентами.
Объектом являются лица с суицидальным поведением.
Предмет составляют психологические особенности лиц с суицидальным поведением.
Основными источниками явились труды Л.В. Сафоновой, А.А. Осиповой, В.С. Чудновских, Г.И. Таркиной, М.И. Рудневой, В.Г. Валуева, Д.И. Шустова, А.Г. Амбрумовой, Р.А. Тукаева, А.К. Белоусовой, О.Э. Калашниковой.
Информационной базой
послужили данные из журналов «Вопросы
психологии», «Психологический журнал»,
«Человек», «Вестник Московского университета»,
«Социальная и клиническая
1 Суицидальное поведение
1.1 Условия
проявления суицидального
Суицид (самоубийство) – свободное и намеренное прекращение своей жизни.
Термин «суицид» был впервые введен итальянским психологом Г.Дэзэ в 1947 году и понимался им как «поведение с намерением лишить себя жизни».
Суицид – это феномен
социально-психологической
Преддиспозиционная фаза социально - психологической дезадаптации не служит прямой определяющей суицидального поведения, решающее значение для перехода ее в суицидальную имеет конфликт.
Разрешение конфликта зависит от значимой сферы, в которой он происходит, и от системы резервных адаптационных процессов. В случае их слабости, то есть в условиях преддиспозиционной дезадаптации, и невозможности реальным способом изменить конфликтную ситуацию единственной реакцией, подменяющей собой все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности.
Таким образом, суицид есть
следствие социально –
Для каждой возрастной группы характерны свои пики суицидальной активности: детский – до 12 лет; подростковый – 12-17 лет; молодежный – 17-29 лет; зрелый – 30-55 лет; пожилой – 55-70 лет; преклонный – старше 70 лет.
Причины и условия совершения самоубийств чрезвычайно разнообразны. Играют роль национальные, культурные особенности
социальных групп, социальное потрясение и многое другое.
По данным мировой статистики, наибольшую склонность к самоубийству обнаруживают учащиеся, а также люди свободных профессий и пенсионеры. Особенно высока частота самоубийств в городах с высокой концентрацией населения.2 У состоящих и не состоящих в браке риск суицида одинаков, но разводы служат фактором, предрасполагающим к самоубийству.
Среди психических нарушений, являющихся причиной суицидальных попыток, наибольшую роль играет депрессия. Не менее трети составляют больные психозами; в остальных случаях имеют место пограничные расстройства душевной деятельности. Большую роль играет алкоголизм: злоупотреблявших алкоголем среди суицидентов в 2 раза больше, чем среди не злоупотреблявших алкоголем.
Психологические механизмы личностных расстройств, ведущие к совершению самоубийства, у здоровых и у лиц с пограничными психическими расстройствами сходны. Из психологических факторов, обусловливающих суицидальные попытки, наибольшее значение придается фактору одиночества. По мнению социолога С.Н. Покровского, наиболее остро оно ощущается в возрасте от 16 до 20 лет, когда молодой человек входит в жизнь и начинает осознавать разрыв его идеальных представлений о ней с реальностью. Начинается «заболевание одиночеством»: кризис семьи, умирание полноценной дружбы, чувство, что никому не нужен, творческие способности не реализуются. Хотя одиночество – это проблема всего общества, человек осознает его как нечто личное, интимное.3
Попытки прекратить жизнь у детей до 5 лет встречаются крайне редко. У детей в возрасте до 9 лет составляют всего 2,5% от общего числа суицидов у детей. У младших школьников суицидальная активность наблюдается в основном после 9 лет. Суицидальное поведение детей в 80% случаев
основном после 9 лет. Суицидальное поведение детей в 80% случаев связано с внутрисемейными конфликтами.
Для детей характерны импульсивные суицидальные действия, их наиболее частой причиной являются ссоры в семье, агрессивное, негативное отношение родителей к ребенку. В подростковом возрасте причиной суицидальных действий обычно является конфликтные отношения с родителями, учителями. Подростки обычно планируют свои действия, их основой является возрастной кризис. В молодом возрасте наиболее часто встречаются суицидальные попытки, которые совершают девушки 10 к 1 по отношению к юношам. В большинстве случаев суицидальные действия носят импульсивный характер и обусловленный разрывом отношений или ссорой с партнером. В зрелом возрасте самоубийства чаще встречаются у мужчин 4 к 1 по отношению к женщинам. Причиной являются финансовый крах, безработица, алкоголизм. Женщины осуществляют суицидальные попытки, обусловленные изменой, уходом мужа или разводом. В пожилом возрасте суицидальное поведение в большинстве случаев обусловлено резким изменением образа жизни вследствие потери прежнего рулевого значения – окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, конфликты с детьми и так далее. В преклонном возрасте суицидальная активность вызванная одиночеством, тяжелыми болезнями. В пожилом и преклонном возрасте значительно чаще встречаются самоубийства (1 к 1) по отношению к попыткам, с использованием заведомо надежных способов, которые приведут к осуществлению.
Пик суицидов приходится на молодежь в возрасте от 15 до 24 лет. На одного подростка с завершенным суицидом приходится до 100 суицидальных попыток.4
Число суицидов в среде молодежи до 20 лет составляет 4 % от общей численности. На долю детских и подростковых суицидальных попыток приходится от 17 до 20% всех попыток покончить с собой. Преобладающим способом обычно является самоотравление и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а в возрасте от 13 до 16 лет присоединяются и другие способы: повешенье, самопорезы и комбинированные способы.
В детском возрасте одной из особенностей совершаемых суицидальных попыток служит особое отношение ребенка к понятию смерти. В 10 – летнем возрасте, когда становятся возможными серьезные попытки самоубийства, ребенок еще не испытывает страха смерти. Знание о смерти не соотносится им ни с собственной личностью, ни с личностью кого – либо из близких. Нет представлений о необратимости смерти, она понимается скорее как длительное отсутствие или иная жизнь. Ребенок допускает возможность двойного бытия: считаться умершим для окружающих и в то же время быть свидетелем собственных похорон и наблюдать раскаяние своих обидчиков.
У суицидоопасных подростков
часто наблюдается переживание
Конфликтные ситуации, приводящие
ребенка или подростка к
В 33 случаях у ребенка – суицидента были только одна мать или мать и отчим. Среди полных семей в 20% случаев суицид связан с неблагополучной обстановкой, как правило, это связано с нарушением межличностных отношений в семье задолго до совершения детьми суицидальной попытки. В семьях с невысоким общекультурным уровнем, в криминальных семьях дети и подростки чаще совершают криминальные поступки, кроме того, важное значение для формирования суицидального поведения имеет наличие в раннем детском возрасте травмы черепа или мозговых инфекций. В период возрастных кризисов у таких детей развивается состояние декомпенсации с суицидальными тенденциями. Риск суицида имеют также дети и подростки с различными формами дисгармоничного развития, со склонностью к асоциальному поведению, повышенной агрессивностью, высок риск суицидального поведения у подростков, отличающихся высоконравственными устоями, с идеализацией чувства любви и дружбы. Книжное восприятие действительности и столкновение с реальностью приводит таких детей к стрессовым состояниям.
Среди юношей в возрасте 17-22 лет 70% самоубийств предшествует подавленное состояние, замкнутость, стремление к уединению; 30% случаев, наоборот, юноши характеризуются безудержно веселыми и активными; 40% случаев самоубийств ранее предшествовали попытки их совершения.
Следующий пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости – 40 – 60 лет. Причем в этом возрасте значительно преобладают
Следующий пик суицидальной активности приходится на возраст зрелости – 40 – 60 лет. Причем в этом возрасте значительно преобладают суициды у мужчин.
В пожилом возрасте остро возникает проблема одиночества, особенно
в вязи со смертью одного из супругов. В странах, где отсутствуют традиции внесемейного общения пожилых людей и социальная поддержка, и общение происходит преимущественно в кругу семьи, наблюдающиеся за последние десятилетия разрыхление семейных связей и распад семей, включающих три поколения, ослабляет узы, связывающего пожилого человека с жизнью.7
Чаще всего суициды совершают лица с высшим образованием. Самые высокие риски - у врачей, среди которых первое место занимают психиатры, за ними следуют офтальмологи, анестезиологи и стоматологи. В группу риска входят также музыканты, юристы, низшие офицерские чины и страховые агенты.
А.Г. Абрумова приводит следующую
классификацию мотивов и
1) семейно – личные конфликты – несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих, ревность, супружеская измена, развод, потеря значимого другого, препятствие к удовлетворению актуальной потребности в личных контактах, неудовлетворенность поведением и личными качествами значимых других, одиночество, неудачная любовь, недостаток внимания и заботы со стороны окружающих, половая несостоятельность;
2) состояние психического
здоровья – реальные конфликты
у здоровых лиц,
3) состояние физического здоровья – соматические заболевания, физические страдания, уродства, ампутации;
4) конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, -
опасение судебной ответственности, боязнь наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок;
5) конфликты в профессиональной или учебной сфере –
несостоятельность, неудачи в учебе или на работе, падение престижа, потеря работы, несправедливые требования при исполнении профессиональных или учебных обязанностей;
Информация о работе Суицид как крайняя форма саморазрушающего поведения и его причины