Сущность воображения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:28, контрольная работа

Краткое описание

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.
С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………..…3
2. Сущность воображения. …………………………………………………….....4
3. Виды воображения ………………………………………………………….…5
4. Воображение у детей. ………………………………………………………....7
5. Функции воображения и его развитие …………………………………….…9
6. Значение воображения в жизни человека …………………………………..11
7. Заключение…………………………………………………………………….12
8. Список литературы……………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

воображение.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

           Стр.

1. Введение ……………………………………………………………………..…3

2. Сущность воображения. …………………………………………………….....4

3. Виды воображения ………………………………………………………….…5

4. Воображение у детей. ………………………………………………………....7

5. Функции воображения и его развитие …………………………………….…9

6. Значение воображения в жизни человека …………………………………..11

7. Заключение…………………………………………………………………….12

8. Список литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

         «В одном мгновенье видеть вечность,

                                                                      Огромный мир – в зерне песка,

                                                                     В единой горсти – бесконечность

                                       И небо – в чашечке цветка…

                  Посредством глаза, а не глазом

           Смотреть на мир умеет разум»

Уильям Блейк

Воображение — это важнейшая  сторона нашей жизни. Представьте  на минуту, что человек не обладал  бы фантазией. Мы лишились бы почти  всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать  школьную программу без воображения? Проще сказать: лишите человека фантазии- и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Этот период наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. 

И если в этот период воображение  специально не развивать, в последующем  наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением  способности фантазировать у  человека обедняется личность, снижаются  возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и  науке. 

Благодаря воображению человек  творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. 

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает  будущее. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью  воображения осуществляется мысленный  отход за пределы непосредственно  воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления.

С помощью воображения  у нас формируется образ никогда  не существовавшего или не существующего  в данный момент объекта, ситуации, условий. 

Принимая во внимание то, какое значение воображение имеет  в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и  состояния и даже на организм, мы рассмотрим проблему воображения. 

 

  1. Сущность воображения

 

    Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить  никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах  памяти, произвольно воскрешаемых усилием  воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного  вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех  случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или  нежелательны.

От восприятия, которое  представляет собой процесс приема и переработки человеком различной  информации, поступающей в мозг через  органы чувств, и которое завершается  формированием образа, воображение  отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в  них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие  картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

 

     Физиологический    процесс  воображения    представляет   собой процесс

образования новых сочетаний  и комбинаций из уже сложившихся  нервных связей в коре головного мозга. Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде. Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого воображения.

         Познавательные образы можно подразделить на:

-  чувственно-наглядные

-   рациональные (понятийные).

         Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы лишены общего значения.

 

  1. Виды воображения.

 

Наиболее простая форма  воображения – те образы, которые  возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

 

   Произвольное воображение - проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

 

    Воссоздающее  воображение - представление новых для человека объектов в соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в самых различных видах деятельности.

В учении играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить  себе то, о чем идет речь. Но чтобы  правильно это себе представить, нужно иметь определенные знания. Воссоздающее воображение опирается  только на знания, если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.

 

     Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов в

процессе творческой деятельности. Творческое воображение – более сложная

психическая деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет.

С процессом воображения  в практической деятельности людей, прежде всего связан процесс художественного творчества. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) .

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с  активным воображением: прежде чем  запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые  усилия. Нередко активное воображение  настолько захватывает творца, что  он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый  им образ.

Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что  воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого  воображения не ограничивается литературой  и искусством. В наименьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль. Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

 

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни.

 

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. 

 

Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

 

         Как особый вид воображения выделяют мечту. Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы осуществить.

Мечта – необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые направлены на преобразование действительности.

Динамика мечты состоит  в том, что, будучи первоначально  простой реакцией на сильно возбуждающую (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности.

В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько нереальным, что его  неосуществимость   осознают сами  мечтатели.  Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.

      Фантазия – важное условие нормального развития личности ребенка, она выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности человека.

 

  1. Воображение у детей

 

     Отдельная  тема в воображении - дети.    Воображение детей формируется на базе их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения можно наблюдать у детей трех лет. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, который дает материал для работы воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая. Игра – зеркало окружающей людей жизни.

Ошибочным является мнение, что у детей-дошкольников воображение  развито лучше, чем у школьников и взрослых – настолько оно  ярко и живо. Яркость и живость  еще не означает богатство. Наоборот, воображение детей бедно, т. к. они многого не знают.

Этому содействует процесс  обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов и явлений.  Важна здесь роль специальных методических приемов – рассказы и сочинения по картинкам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по географической карте с наглядным описанием природы и ландшафтов, путешествия в прошлое с наглядными представлениями той эпохи.

Но развитие воображения  таит в себе и опасности. Одна из них – появление детских страхов. Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Это явление очень нежелательное, и когда страх появляется, надо помочь ребенку поскорее от него избавиться.

          Вторая опасность, которая таится в развитии воображения, состоит в том, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Это особенно часто происходит в подростковом и юношеском возрасте. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, то он может превратиться в бесплодного мечтателя.

          Важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Развивая воображение, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.       

         Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская игра? Она просто теряет смысл для ребенка , если у нее отсутствует яркий эмоциональный фон. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны,

Информация о работе Сущность воображения