Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 21:23, контрольная работа
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.
Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
1. Введение 3
2. Определение и специфика предмета психологии 4
3. Отрицательные психические состояния 8
4. Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы 15
5. Заключение 21
6. Список литературы 22
Содержание
1. Введение 3
2. Определение и специфика предмета
психологии 4
3. Отрицательные психические
состояния 8
4. Сущность и основные признаки
коллектива как формы малой социальной
группы 15
5. Заключение 21
6. Список литературы 22
Введение
Психоло́гия (др.-греч. ψυχή
— душа; λόγος — знание) — академическая
и прикладная наука о поведении и психических
процессах.
Психология — это область научного
знания, исследующая особенности и закономерности
возникновения, формирования и развития
(изменения) психических процессов (ощущение,
восприятие, память, мышление, воображение),
психических состояний (напряжённость,
мотивация, фрустрация, эмоции, чувства)
и психических свойств (направленность,
способности, задатки, характер, темперамент)
человека, то есть психики как особой формы
жизнедеятельности, а также психику животных.
Психика возникает на некоторой
ступени развития животного мира и развивается
первоначально по законам биологической
эволюции. С появлением человека и общественных
отношений психика обретает качественно
новый уровень развития — сознание, а
поведение становится деятельностью.
Это означает, что развитие психики человека
подчиняется законам общественно-исторического
развития.
Официальное оформление научная
психология получила немногим более 100
лет назад, а именно в 1879 г.: в этом году
немецкий психолог В. Вундт открыл в г.
Лейпциге первую лабораторию экспериментальной
психологии.
Определение и специфика предмета
психологии
При определении предмета психологии,
в первую очередь указывают на конкретные
факты психической жизни. Так, если мы
провожаем взглядом удаляющегося человека,
то размер его изображения на сетчатке
наших глаз уменьшается. Но мы, естественно,
не согласимся с утверждением, что этот
человек в самом деле стал меньше. Другой
пример: учась в школе, мы могли столкнуться
с фактом, что практически весь класс резко
изменил в лучшую сторону свое отношение
к некоторому учебному предмету после
появления более привлекательного учителя.
Однако психология, претендующая
называться наукой, не может ограничиться
описанием фактов. Она должна объяснить
эти факты. Это значит найти не столь очевидные,
как факты, закономерности, которым эти
факты подчиняются. Прокомментируем с
этой точки зрения приведенные выше примеры.
В первом случае речь идет о конкретном
проявлении закона константности восприятия:
образ предмета сохраняет относительное
постоянство в изменяющихся условиях
восприятия. Второй пример объясняется
законом переноса отношения, точнее, переноса
отношения к учителю на отношение к учебному
предмету.
Вместе с тем, раскрывая закономерности
психической жизни и двигаясь при этом
от конкретного к абстрактному, психология
не может отказаться от движения в противоположном
направлении. Она осуществляет и восхождение
от абстрактного к конкретному, стремясь
выявить, например, как некоторые абстракции
(закономерности) помогают раскрыть индивидуальность
того или иного человека. Это «восхождение
к индивидуальности» дополняет наши представления
о предмете психологии. Заметим, что тут
психологическое познание начинает приобретать
черты искусства, искусства познания другого
человека, которое не исчерпывается соединением
указанных закономерностей.
Итак, предметом исследования
в психологии являются конкретные факты
психической жизни, психологические закономерности,
объясняющие их существование, а также
человеческая индивидуальность.
В науке психологии должно быть
отведено совершенно особое место, потому
что:
Во-первых, это наука о самом
сложном, что пока известно человечеству.
Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной
материи». Если же иметь в виду психику
человека, то к словам «высокоорганизованная
материя» нужно прибавить слово «самая»:
ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная
материя, известная нам.
Во-вторых, психология находится
в особом положении потому, что в ней как
бы сливаются объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуюсь
одним сравнением. Вот рождается на свет
человек. Сначала, пребывая в младенческом
возрасте, он не осознает и не помнит себя.
Однако развитие его идет быстрыми темпами.
Формируются его физические и психические
способности; он учится ходить, видеть,
понимать, говорить. С помощью этих способностей
он познает мир; начинает действовать
в нем; расширяется круг его общения. И
вот постепенно из глубины детства приходит
к нему и постепенно нарастает совершенно
особое ощущение — ощущение собственного
«Я». Где-то в подростковом возрасте оно
начинает приобретать осознанные формы.
Появляются вопросы: «Кто я? Какой я?»,
а позже и «Зачем я?». Те психические способности
и функции, которые до сих пор служили
ребенку средством для освоения внешнего
мира — физического и социального, обращаются
на познание самого себя; они сами становятся
предметом осмысления и осознания.
Точно такой же процесс можно
проследить в масштабе всего человечества.
В первобытном обществе основные силы
людей уходили на борьбу за существование,
на освоение внешнего мира. Люди добывали
огонь, охотились на диких животных, воевали
с соседними племенами, получали первые
знания о природе.
Человечество того периода,
подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно
росли силы и возможности человечества.
Благодаря своим психическим способностям
люди создали материальную и духовную
культуру; появились письменность, искусства,
науки. И вот наступил момент, когда человек
задал себе вопросы: что это за силы, которые
дают ему возможность творить, исследовать
и подчинять себе мир, какова природа его
разума, каким законам подчиняется его
внутренняя, душевная, жизнь?
Этот момент и был рождением
самосознания человечества, т. с. рождением
психологического знания.
Событие, которое когда-то произошло,
можно коротко выразить так: если раньше
мысль человека направлялась на внешний
мир, то теперь она обратилась на саму
себя. Человек отважился на то, чтобы с
помощью мышления начать исследовать
само мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо
сложнее задач любой другой науки, ибо
только в ней мысль совершает поворот
на себя. Только в ней научное сознание
человека становится его научным самосознанием.
В-третьих, особенность психологии
заключается в ее уникальных практических
следствиях.
Практические результаты от
развития психологии должны стать не только
несоизмеримо значительнее результатов
любой другой науки, но и качественно другими.
Ведь познать нечто — значит овладеть
этим «нечто», научиться им управлять.
Научиться управлять своими
психическими процессами, функциями, способностями
— задача, конечно, более грандиозная,
чем, например, освоение космоса. При этом
надо особенно подчеркнуть, что, познавая
себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила
много фактов, показывающих, как новое
знание человека о себе делает его другим:
меняет его отношения, цели, его состояния
и переживания. Если же снова перейти к
масштабу всего человечества, то можно
сказать, что психология — это наука, не
только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека.
И хотя это мнение не является
сейчас общепринятым, в последнее время
все громче звучат голоса, призывающие
осмыслить эту особенность психологии,
которая делает ее наукой особого типа.
В заключение надо сказать,
что психология — очень молодая наука.
Это более или менее понятно: можно сказать,
что, как и у вышеупомянутого подростка,
должен был пройти период становления
духовных сил человечества, чтобы они
стали предметом научной рефлексии.
Отрицательные психические
состояния
Наряду с положительными (стеническими)
состояниями у человека в процессе его
жизнедеятельности могут возникать и
отрицательные (астенические). Например,
нерешительность появляется не только
при отсутствии самостоятельности, уверенности
в себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности
той или иной жизненной ситуации. Экстремальные
условия приводят к состояниям психической
напряженности.
Психологи также говорят о состоянии
сугубо операционной (операторной, деловой)
напряженности, которая возникает в результате
сложности выполняемой деятельности (это
трудности сенсорного различения, состояния
бдительности, сложность зрительно-двигательной
координации, интеллектуальная нагрузка
и т. д.), и эмоциональной напряженности,
вызванной эмоциональными экстремальными
условиями (работой с людьми, в том числе
с больными, правонарушителями и т. д.).
Необходимо также отметить,
что решение сложных мыслительных задач
вообще невозможно без определённого
эмоционального напряжения. Эмоциональное
напряжение является необходимым условием
продуктивной интеллектуальной деятельности
т. к. сознательной оценке всегда предшествует
эмоциональная, выполняющая функцию предварительного
отбора гипотез. «Эмоциональное решение»
значительно опережает интеллектуальное
решение, выступая как эмоциональное предвосхищение
нахождения основного принципа решения
задач.
Выступая против ошибочных
вербальных (словесных) оценок, эмоции
могут выполнять положительную функцию
«коррекции» поисковой деятельности,
приводящей к объективно верным результатам.
Предварительное эмоциональное
переживание ситуации позволяет человеку:
а) почувствовать, что выполняемая
им деятельность является «его деятельностью»;
б) как бы дистанционно оценивать
условия протекания планируемой деятельности,
т.е. осуществлять так называемое предварительное
«эмоциональное планирование».
Здесь даже отрицательные эмоции
могут выполнять положительную роль в
связи с тем, что происходит взаимодействие
«интеллектуальных» (эмоциональная активизация,
являющаяся продуктом интеллектуального
процесса) и «ситуативных» (эмоциональная
активация, порождаемая общей ситуацией,
в которой протекает интеллектуальный
процесс) эмоции.
Стресс − неспецифический ответ
организма на любое предъявленное ему
требование (Селье). По физиологической
сути стресс понимается как адаптационный
процесс, целью которого является сохранение
морфофункционального единства организма
и обеспечение оптимальных возможностей
для удовлетворения имеющихся потребностей.
Под неспецифическим ответом Селье понимал
стереотипный ответ организма, независимый
от природы раздражителя. Лазарус разводит
понятия физиологического и психологического
стресса. Они отличаются по особенностям
стимула, механизму возникновения и характеру
ответной реакции. Физиологический стресс
характеризуется нарушением гомеостаза,
он вызывается непосредственным действием
неблагоприятного фактора на организм
(например, погружение в ледяную воду,
перегрев организма и пр.). Восстановление
гомеостатических функций обеспечивается
висцеральными и нейрогуморальными механизмами,
которые обусловливают стереотипный характер
реакций, однозначно обусловленных характером
стрессора. Поэтому при физиологическом
стрессе реакции стереотипны и предсказуемы.
Иначе обстоит дело при психологическом
стрессе. Анализ психологического стресса
требует учета таких факторов, как значимость
ситуации для субъекта, интеллектуальные
процессы, личностные особенности. Поэтому
при психологическом стрессе реакции
индивидуальны и не всегда предсказуемы.
"...Решающим фактором, определяющим
механизмы формирования психических состояний,
отражающим процесс адаптации к сложным
условиям у человека, является не столько
объективная сущность "опасности",
"сложности", "трудности" ситуации,
сколько ее субъективная, личная оценка
человеком" (Немчин).
Любая нормальная деятельность
человека может вызвать значительный
стресс, не причинив при этом вреда организму.
Более того, умеренный стресс (состояния
нервно-психического напряжения I, II и
отчасти III уровня) мобилизуют защитные
силы организма и, как было показано в
ряде исследований, оказывают тренирующий
эффект, переводя организм на новый уровень
адаптации. Вредоносным является дистресс,
или вредный стресс, по терминологии Селье.
Состояние психоэмоциональной напряженности,
психоэмоционального стресса, фрустрации,
аффекта можно отнести к дистрессовым
состояниям.
Фрустрация – психическое состояние,
возникающее в случае, когда человек на
пути к достижению цели сталкивается с
препятствиями, которые реально непреодолимы
или воспринимаются им как непреодолимые.
В ситуациях фрустрации происходит резкое
повышение активации подкорковых образований,
возникает сильный эмоциональный дискомфорт.
При высокой толерантности (устойчивости)
по отношению к фрустраторам поведение
человека остается в пределах адаптивной
нормы, человек демонстрирует конструктивное,
разрешающее ситуацию поведение. При низкой
толерантности могут проявляться различные
формы неконструктивного поведения. Наиболее
частой реакцией является агрессия, которая
имеет разное направление. Агрессия, направленная
на внешние объекты: словесный отпор, обвинения,
оскорбление, физические нападки на человека,
который вызвал фрустрацию. Агрессия,
направленная на себя: самообвинение,
самобичевание, чувство вины. Может происходить
смещение агрессии на других лиц или на
неодушевленные предметы, тогда человек
"выливает свой гнев" на ни в чем не
повинных членов семьи или бьет посуду.
Состояние тревоги возникает
в ситуациях неопределенности, когда характер
или время возникновения угрозы не поддается
предсказанию. Тревога - сигнал опасности,
которая еще не реализована. Состояние
тревоги переживается как чувство диффузного
опасения, как неопределенное беспокойство
- "свободноплавающая тревога". Тревога
изменяет характер поведения, ведет к
усилению поведенческой активности, побуждает
к более интенсивным и целенаправленным
усилиям и тем самым выполняет адаптивную
функцию. Однако в случае, если интенсивность
и длительность тревоги неадекватны ситуации,
это препятствует формированию адаптивного
поведения и ведет к нарушениям поведенческой
интеграции, а иногда и к клинически выраженным
нарушениям психики и поведения. При изучении
тревоги выделяют тревогу, как личностную
черту, обусловливающую готовность к тревожным
реакциям, проявляющимся в неуверенности
в будущем, и актуальную тревогу, входящую
в структуру психического состояния в
данный конкретный момент (Спилбергер,
Ханин). Березин, основываясь на экспериментальных
исследованиях и клинических наблюдениях,
развивает представление о существовании
тревожного ряда. Этот ряд включает в себя
следующие аффективные феномены.
1. Ощущение внутренней напряженности.
Создавая напряженность, настороженность,
этот уровень тревоги имеет наиболее адаптивное
значение, поскольку включает механизмы
адаптации, модифицирует активность личности
и не сопровождается нарушениями интеграции
поведения.
2. Гиперестезические реакции.
При нарастании тревоги ранее нейтральные
стимулы приобретают значимость, им придается
отрицательная эмоциональная окраска,
утрачивается дифференциация значимых
и незначимых стимулов, в результате чего
множество событий внешней среды становятся
значимыми для субъекта, а это, в свою очередь,
еще больше усиливает тревогу).
3. Собственно тревога характеризуется
появлением ощущения неопределенной угрозы,
неясной опасности. Признаком тревоги
является невозможность определить характер
угрозы и предсказать время ее возникновения.
Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу,
может быть связана с отсутствием или
бедностью информации, с неадекватностью
ее логической переработки или неосознаванием
факторов, вызывающих тревогу.
4. Страх. Неосознаваемость причин
тревоги, отсутствие ее связи с объектом
делают невозможным организацию деятельности
по устранению или предотвращению угрозы.
В результате неопределенная угроза начинает
конкретизироваться, происходит смещение
тревоги к конкретным объектам, которые
начинают расцениваться как угрожающие,
хотя это может и не соответствовать действительности.
Такая конкретизированная тревога представляет
собой страх.
5. Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы, нарастание
интенсивности тревоги приводит субъекта
к представлению о невозможности избежать
угрозы. А это вызывает потребность в двигательной
разрядке, которая проявляется в следующем
шестом феномене - тревожно-боязливом
возбуждении, на этой стадии дезорганизация
поведения достигает максимума, возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
Все эти феномены проявляются
по-разному в зависимости от стабильности
психического состояния.
Депрессия – временное, постоянное
или периодически проявляющееся состояние
тоски, душевной подавленности. Характеризуется
снижением нервно-психического тонуса,
обусловленного негативным восприятием
реальности и самого себя. Депрессивные
состояния возникают, как правило, в ситуациях
утраты: смерть близких, разрыв дружеских
или любовных отношений. Депрессивное
состояние сопровождается психофизиологическими
нарушениями (утратой энергии, мышечной
слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности,
чувством вины, одиночества, беспомощности
(Василюк). Для депрессивного состояния
характерна мрачная оценка прошлого и
настоящего, пессимизм в оценке будущего.
Агрессия − проявление в чувствах
и действиях индивида или социальной группы
враждебности. Враждебность может быть
направлена на себя (нанесение психического
вреда себе: самообвинение, самоунижение
или физического вреда: телесные повреждения,
самоубийство) или на окружение физическое,
социальное. В зависимости от мотивов,
лежащих в основе агрессии, различают:
реактивную агрессию (порождена опасностью
утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную
агрессию (вызывается неспособностью
человека применять свои силы для достижения
цели и заменяет продуктивную деятельность
агрессией). Существуют также виды агрессии,
ориентированные против жизни, которые
обусловлены патологией психики (некрофилия,
нарциссизм и др.).
Персеверация и ригидность.
Заканчивая разговор об отрицательных
психических состояниях, которые могут
возникать у человека в процессе его деятельности
и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться
на состояниях персеверации и ригидности.
Некоторые авторы, особенно зарубежные
(Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют
эти состояния, и в них действительно много
общего. Однако персеверация - пассивное
состояние, возникающее по инерции, навязчивое,
стереотипное, вязкое; ригидность - более
активное состояние, характеризующееся
сопротивлением изменениям, близкое к
упрямству. Ригидность более личностное
состояние, чем персеверация, показывает
отношение или установку человека к изменениям.
Говоря о вреде персеверации
и ригидности для человека, в первую очередь,
для его мышления, необходимо учитывать,
что как крайне ригидные, так и крайне
неригидные (пластичные) люди имеют свои
трудности в интеллектуальной деятельности:
первые из-за инертности, "застойности",
вторые - вследствие такой "подвижности",
которая мешает сохранить необходимые
для работы мысли опорные пункты.
Исходя из вышесказанного, можно
сделать вывод, что отрицательные психические
состояния психические состояния противоположны
стеническим. В отличие от них, астенические
состояния сопровождаются отрицательными
эмоциями, самобичеванием, нежеланием
общаться. Человек испытывает дискомфорт,
неуверенность, незащищенность. Человек
чувствует себя подавленным. Уровень работоспособности
падает.
Однако есть и такие люди, которым
нравится испытывать страх, особенно наглядно
проявляется при катании людей на американских
горках или при спуске на лыжах с крутого
склона и т. д. Здесь удовольствие возникает
не только от переживания страха и сознания
его безопасности, но и от физических ощущений.
Сущность и основные признаки
коллектива как формы малой социальной
группы.
Коллектив - группа людей, сплоченных
общностью понимания социально значимых
ценностей, отношениями товарищеского
сотрудничества и взаимопомощи и действующих
для достижения современных целей.
Коллектив является разновидностью
социальной организации групповой деятельности,
т. е. выступает высшим этапом развития
группы на основании показателя сплоченности
последней. Другими словами, коллектив
- сплоченная группа.
Группы бывают реальными и условными
(в последнем случае люди статистически
объединены по какому-то признаку).
Членство в группе не означает,
что люди постоянно должны находиться
рядом и совместно выполнять работу. Главное
здесь - включение в определенную систему
межличностных отношений, может существовать
в виде подразделения, проектной команды,
совета, комитета, бригады и пр. При этом
она выступает в качестве управляющей,
управляемой или самоуправляемой структуры
с различной степенью сплоченности участников.В
соответствии с последним обстоятельством
выделяется несколько типов групп:
1) Толпа – группа–конгломерат,
состоящая из лиц, случайно оказавшихся
друг подле друга, не связанных между собой.
2) Группа–кооперация – временное
объединение людей, решающих конкретные
разовые проблемы.
3) Группа–коллектив – объединение,
характеризующееся общностью целей, средств,
условий деятельности, неформальными
отношениями участников, наличием механизмов
поддержания сплоченности.
Чтобы считаться коллективом,
группа должна удовлетворять нескольким
признакам, главным из которых считается
наличие общей цели у всех ее членов. Последняя
может формироваться в результате взаимного
влияния индивидуальных целей или задаваться
извне, но всегда будет одной для всех,
а не просто одинаковой, схожей. Иначе
группа являлась бы уже не коллективом,
а объединением, члены которого могут
поддерживать между собой отношения типа
контрактных или договорных.
Другим признаком коллектива
является психологическое признание членами
группы друг друга и отождествление себя
с ними. В основе этого лежат совместные
интересы, идеалы, принципы, сходство или
дополняемость характера, темпераментов
и т.п.
Такое психологическое признание
делает возможным практическое взаимодействие
людей по достижению общей цели. Его можно
рассматривать как третий признак коллектива.
В результате потенциал последнего оказывается
существенно большим, чем сумма потенциалов
каждого из его участников. На это существует
несколько причин.
1) взаимодействие позволяет
преодолеть ограниченность физических
и интеллектуальных способностей каждого
человека в отдельности.
2) вследствие разделения и специализации
труда удается выполнить гораздо больший
объем обычной работы.
3) в результате возникновения
помимо воли участников духа соревнования,
у них происходит мобилизация скрытых
резервов и существенно повышается интенсивность
деятельности.
4) создаются условия успешного
решения проблем там, где по тем или иным
причинам невозможно распределить обязанности
между отдельными членами группы.
5) наличие системы социального
контроля, которая представляет собой
совокупность способов воздействия на
участников через убеждения, предписания,
запрещения, признание заслуг и пр. В результате
их поведение приводится в соответствие
со сложившимися ценностями и стандартами.
В целом коллектив представляет
сообразование, потенциально неустойчивое,
динамическому равновесию. В рамках коллектива
между его членами возникают следующие
типы отношений:
• дружеская кооперация, взаимопомощь,
основанные на полном доверии;
• дружеское соревнование как
соперничество в отдельных сферах в рамках
в целом позитивных взаимоотношений;
• невмешательство, дистанцирование
друг друга при отсутствии как сотрудничества,
так и соперничества;
• соперничество и взаимное
недоверие, ориентация на индивидуальные
цели даже при совместной работе;
• кооперация антагонистов
- соперничество и негативные отношения
друг к другу в рамках общей деятельности.
Можно провести классификацию
малых групп:
1) группа закрытого пирамидального
типа, которая сформирована по иерархическому
принципу (чем более высок социальный
статус, занимаемый человеком, тем выше
его права и сильнее влияние); информационный
поток идет в основном по вертикале: сверху
вниз - приказы, а снизу вверх - отчеты и
обе стороны вводят друг друга в заблуждение;
каждый знает свое функциональное место;
ценятся традиции и преемственность; руководитель
должен заботиться о подчиненных, взамен
они беспрекословно выполняют его распоряжения;
2) открытая группа, в которой
каждый имеет право на инициативу, все
вместе коллегиально обсуждают вопросы;
главное - это общее дело; свободно, на
демократической основе происходит смена
ролей, присуща эмоциональная открытость,
преобладает неформальное общение людей;
3) случайная группа, в которой
каждый принимает решение самостоятельно,
люди относительно независимы, движутся
в разных направлениях, но что-то неформальное
их объединяет; например, творческие коллективы,
коммерческие структуры в условиях рыночной
неопределенности;
4) группа синхронного типа,
когда все люди находятся на своих местах,
идут в разных шеренгах, но двигаются к
единой цели; у всех один образ, одна мораль
и все согласовано, даже без обсуждения.
Основной формой социальных
общностей являются социальные группы.
Понятие социальной группы обобщает сущностные
характеристики субъектов общественных
связей.
Общество в своей конкретной
жизненной реальности выступает как совокупность
множества социальных групп. Вся жизнь
человека от рождения до смерти протекает
в этих группах: семье, школьном, студенческом,
производственном, армейском коллективах,
спортивной команде, кругу друзей, подруг
и Т.д. социальная группа - это своеобразный
посредник между отдельным индивидом
и обществом. Это та непосредственная
среда, в которой возникают и развиваются
социальные процессы. В этом смысле она
выполняет функции связующего звена в
системе "личность-общество". Человек
осознает свою принадлежность к обществу
и свои социальные интересы через принадлежность
к определенной социальной группе, посредством
которой он участвует в жизни общества.
Членство в различных группах определяет
статус и авторитет человека в обществе.
Под социальной группой принято
понимать совокупность людей, имеющих
общий социальный признак и выполняющих
общественно необходимую функцию в структуре
общественного разделения труда и деятельности.
Социальные группы в отличие от массовых
общностей характеризуются:
1) устойчивым взаимодействием,
которое способствует прочности и стабильности
их существования в пространстве и во
времени;
2) относительно высокой степенью
сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородностью
состава, Т.е. наличием признаков, присущих
всем индивидам, входящим в группу;
4) вхождением в более широкие
общности в качестве структурных элементов.
В социологии существует множество
классификаций социальных групп по различным
классификационным критериям. В зависимости
от плотности, формы осуществления связей
и взаимодействий составляющих их членов,
функциональной роли различают первичные
и вторичные, малые и большие, формальные
и неформальные, референтные и т.д. социальные
группы.
Малая группа - это достаточно
устойчивая общность людей, в которой
общественные отношения выступают в формах
непосредственного личностного общения.
Это как правило, группа людей, от 3 до 15
человек, которые объединены общей сферой
деятельности: труда, общения и познания,
находятся в непосредственных контактах,
эмоциональных отношениях, способствуют
выработке групповых норм и динамике групповых
процессов. При большем количестве людей
группа разбивается на подгруппы (например,
триада, квадра).
Отличительные признаки малой
группы: ограниченное число членов, стабильность
состава, интерактивность и информационная
насыщенность общения, неформальный уровень
восприятия человека человеком, внутренняя
структура, чувство принадлежности к группе.
Для малой группы характерны
общие закономерности:
• наличие цели для совместной
деятельности;
• взаимодействие каждого с
каждым;
• наличие в группе организующего
начала в лице лидера, руководителя или
неформальной структуры отношений, когда
управленческие функции распределены
между членами группы;
• число связей увеличивается
в геометрической прогрессии, тогда как
количество субъектов возрастает в арифметической;
• разделение персональных
ролей;
• наличие эмоциональных межличностных
отношений;
• выработка особой групповой
культуры - традиций, норм, правил, стандартов,
поведения, определяющих ожидания членов
группы по отношению друг к другу: отклонение
от групповых стандартов, как правило,
разрешается только лидеру.
Малые группы чаще всего это
те же первичные группы - семья, круг друзей,
спортивная команда, первичный производственный
коллектив бригада и т.д. для них характерны
близкие, эмоционально окрашенные, неформальные
отношения. В малых группах как первичных
группах большое значение для осуществления
совместимой деятельности и взаимоотношений
имеет групповое мнение. Личные контакты
позволяют всем членам группы участвовать
в выработке группового мнения и контролировать
поведение его членов.
Коллективное сознание и групповая
динамика, межличностная коммуникация,
лидерство и исполнение роли, конфликт
ролей, социальная дистанция и автономизация,
групповая солидарность и сплоченность,
первичные отношения, идентификация, персонификация,
принятие групповых решений и другие понятия
малой группы вошли в научный оборот мировой
социологии и находятся сейчас в поле
зрения ученых и управленцев–практиков.
Заключение
В последнее время психология
становится одной из ведущих наук. К ней
все чаще обращаются педагоги, врачи, юристы,
политики и многие другие. Психология
является особой наукой, т. к. системой
ее знаний владеют немногие, но каждый
человек постоянно сталкивается с областью
явлений, изучаемых этой наукой: она представлена
в виде наших собственных ощущений, образов,
представлений, явлений памяти, мышления,
речи, воли, воображения, интересов, потребностей,
эмоций, сновидений.
Психология как наука имеет
свой предмет, объект и задачи исследования.
Она изучает закономерности возникновения,
развития и проявления психики и сознания
человека.
Психология может продвигаться
вперед только при условии методичного
исследования механизмов, лежащих в основе
поведения; только применение научного
метода позволяет получить такие сведения
и объективно оценить результаты того
иди иного воздействия.
Список использованных источников
1. Петровский А.В., Ярошевский
М.Г. История и теория психологии. – Ростов-на-Дону:Феникс,
1996. – 236 с.
2. Петровский А.В., Ярошевский
М.Г. Психология: Учебник для студентов
высших педагогических учебных заведений.
– М.:Академия, 1998 – 489 с.
3. Радугин А. А. Психология и
педагогика, 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр,
2002. - 256 с.
4. Абульханова-Славская К.А.,
Брушлинский А.В. Философско-психологическая
концепция С.Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
243 с.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/
6. http://надежный.su/index.php/
Информация о работе Сущность и основные признаки коллектива как формы малой социальной группы