Схема изучения личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:55, творческая работа

Краткое описание

Социальная адаптация:
1) социальное окружение (связь с родственниками, взаимоотношения с друзьями и знакомыми, признание со стороны окружающих);
2) восприятие социальной ситуации (как правило, исходит из реальной обстановки; адаптируется быстро — медленно; в действиях преобладает логичность и т. д.);
3) самооценка (оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность — неуверенность в себе, чувство собственного достоинства — комплекс неполноценности).

Вложенные файлы: 1 файл

Схема изучения личности.docx

— 17.01 Кб (Скачать файл)

Схема изучения личности  включает в себя:

I. Общие данные: время и  место рождения, национальность, образование,  специальность, должность и характер  прежней работы, отношение к политическим  движениям и партиям, место  жительства, семейное положение.

II. Внешние признаки:

1) лицо (общее впечатление,  краткий словесный портрет, особенность  строения лица);

2) рост (высокий, средний,  низкий, возможные физические аномалии);

3) вес и телосложение (полный, тучный, стройный, худощавый, очень  худой);

4) одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

5) манеры (производит приятное  — неприятное впечатление; выразительность  — бедность мимики и жестов; ловкость — скованность в движениях);

6) походка (плавная, скачущая, напряженная, расслабленная, мягкая);

7) голос (приятный —  неприятный; звонкий, приглушенный, сиплый, гнусавый, ровный и т. д.);

III. Жизненный путь:

1) родители (национальность, время и место рождения, место  жительства, социальное положение,  отношение к политическим течениям  и партиям, образование, профессия,  их взаимоотношения, отношение  к детям, увлечения, средства  к жизни, постоянное занятие,  проведение свободного времени);

2) характеристика места  рождения (город, деревня; особенности  места рождения);

3) раннее детство (жизнь  в семье, какой ребенок по  счету, жизнь вне семьи; братья  и сестры, их взаимоотношения,  характерные события, в жизни);

4) школа (дошкольные учреждения, специализация школы, любимые  предметы, взаимоотношения со сверстниками, нарушения школьной дисциплины, успехи, оценка учебной деятельности  и т. д.);

5) другие учебные заведения,  в которых учился (причины поступления,  планы на будущее, успехи, полученные  навыки, умения и навыки, характерные  события в 17-18 лет);

6) трудовая деятельность  в молодости и служба в армии  (характер труда и службы, отношение  к труду и службе, положение  среди других людей, удовлетворенность,  влияние трудовой деятельности  на личность);

7) брак, рождение детей,  с кем живет в настоящее  время.

IV. Жизненные сферы;

1) семья (отношения между  супругами, отношение к детям,  отношение к родителям, зависимость  от жены (мужа);

2) профессия и специальность  (мотивы выбора профессии и  работы, удовлетворенность работой  и профессией, продвижение по  работе, социальный статус на  работе — авторитетность, популярность  и т. д.);

3) общественная и политическая  активность (активен — неактивен, сколько тратит времени на общественную деятельность);

4) проведение свободного  времени (кино, театр, музыка, спорт,  спиртное, азартные игры, круг друзей  и знакомых);

5) материальные условия  жизни (какая квартира, обстановка  в ней, бюджет семьи, удовлетворенность  своим материальным положением);

6) здоровье (общее состояние  здоровья, отношение к своему  здоровью, наличие серьезных заболеваний).

V. Поведение;

1) доминирующий эмоциональный  тонус (настроение: приподнятое,  ровное, угнетенное; в играх азартен  — неазартен; реакция на трудности:  энергичность, растерянность, безразличие);

2) особенности проявления  эмоций и чувств (возбуждается  легко, средне, быстро; подавляет  раздражение легко, с трудом; переживает  неудачи заметно — незаметно,  долго — недолго; обиды помнит  долго — недолго; расстраивается  по мелочам — по мелочам  не расстраивается; привязанность  хранит долго — недолго);

3) проявление воли (самостоятельный  — несамостоятельный, настойчивый  — ненастойчивый, дисциплинированный  — недисциплинированный, решительный  — нерешительный, смелый —  трусливый, инициативный — безынициативный);

4) поведение личности в  сложной ситуации (сохраняет логичность  и рассудительность речи и  поступков — теряет их, сохраняет  спокойствие — теряется);

5) поведение в состоянии  опьянения (спокоен, раздражителен,  агрессивен, теряет контроль над  собой, становится очень общительным,  замыкается в себе, уединяется; пьет  мало, средне, много);

6) нравственное поведение  (честность и правдивость, соблюдение  моральных норм, отношение к женщине  и детям, проявление мужества  в сложных отношениях со старшими  и равными).

VI. Темперамент и характер:

1) темперамент:

- общительность (общительный,  необщительный, малообщительный,  замкнутый; осторожный — решительный;  застенчивый — незастенчивый;  проявляет склонность к лидерству  — склонность к лидерству не  проявляет);

- эмоциональность (невозмутимый — ранимый, спокойный — раздражительный, оптимистический — пессимистический);

2) характер:

- свойства характера, выражающие  отношение: к людям (отзывчивость, доброта, требовательность, заносчивость, недоверие и т. д.); к вещам  (аккуратность, неряшливость, отношение  к вещам и др.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие,  гордость, самомнение, скромность и  т. д.);

- доминирующие черты характера  (первичные черты, вторичные черты,  кардинальные черты).

VII. Мотивация поведения:

1) доминирующие потребности  (какой вид потребностей превалирует  у интересующей личности: потребность  в самосохранении, физиологические  потребности, в принадлежности  к коллективу и социальной  группе, потребность в уважении  своей личности, потребность в  самовыражении;

2) ценности и установки:  а) личностные, б) социальные, в)  материальные, г) политические, д)  идейные65;

3) интересы;

4) идеалы.

VIII. Социальная адаптация:

1) социальное окружение  (связь с родственниками, взаимоотношения  с друзьями и знакомыми, признание  со стороны окружающих);

2) восприятие социальной  ситуации (как правило, исходит  из реальной обстановки; адаптируется  быстро — медленно; в действиях  преобладает логичность и т.  д.);

3) самооценка (оценка своей  социальной роли, отношение к  мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность  — неуверенность в себе, чувство  собственного достоинства — комплекс  неполноценности).

IX. Способности:

- общие способности (беглость  и плавность речи, уровень оперирования  цифрами, легкость запоминания,  богатство воображения, полнота  обобщений, особенности решения  проблемных задач);

- специальные способности  (организаторские, педагогические, лингвистические и др.; способность  устанавливать знакомство и развивать  контакты, влиять на людей, располагать  их к себе; способность разбираться  в людях).


Информация о работе Схема изучения личности