Теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 01:33, контрольная работа

Краткое описание

Изучение мотивации призвано объяснить такие стороны поведения, как его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, перенастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельного поведенческого акта, а также избирательность и эмоциональную окрашенность.
Цель данной работы изучить понятие «мотивация» и рассмотреть основные теории мотивации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность мотивации…………………................................4
Основные составляющие мотивационной сферы человека………….6
Различные теории мотивации в психологии………………………….8
Теория инстинктов. Понятие мотивации в психоанализе……....9
Теория потребностей………………………………………………11
Бихевиоризм………………………………………………………..12
Теория ограниченных потребностей……………………………..12
Гуманистическая теория. Теория Маслоу………………………13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

К.р теории мотиваций.docx

— 57.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики и психологии

Контрольная работа по дисциплине:

«Общая психология»

«Теории мотивации»

 

Выполнила:

Студентка 1 курса, группа 106         Специальность: ПО

 

Проверила:

ассистент кафедры психологии,

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Понятие и сущность мотивации…………………................................4
    2. Основные составляющие мотивационной сферы человека………….6
    3. Различные теории мотивации в психологии………………………….8
    1. Теория инстинктов. Понятие мотивации в психоанализе……....9
    1. Теория потребностей………………………………………………11
    2. Бихевиоризм………………………………………………………..12
    3. Теория ограниченных потребностей……………………………..12
    4. Гуманистическая теория. Теория Маслоу………………………13

Заключение……………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    По мнению многих психологов, проблема мотивации является центральной проблемой психологии личности. Изучение мотивационно - побудительных факторов поведения и деятельности людей представляет собой важнейший аспект для понимания личности.  Одним из глобальных                                   вопросов современной психологии личности является вопрос:                                                 «Что мотивирует поведение человека?» [2]. В связи с важностью изучения мотивации существует большое количество теорий, пытающихся ответить на эти вопросы и определить природу мотивов. Основные же теории мотивации разработаны в двух резко различающихся традициях (бихевиоризм и когнитивизм). Что значит: проблема мотивации окончательно не разрешена и требует более детального исследования.

    В человеке многие процессы взаимосвязаны, поэтому необходимо рассматривать  мотивацию не столько как отдельно существующее явление, а как продукт взаимосвязи с восприятием, эмоциями,  физиологией человека,  его прежним опытом и многими другими факторами.  
    Изучение мотивации призвано объяснить такие стороны поведения, как его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, перенастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельного поведенческого акта, а также избирательность и эмоциональную окрашенность.

    Цель данной  работы изучить понятие «мотивация»  и рассмотреть основные теории мотивации.

 

 

 

 

 

 

I. Понятие и сущность мотивации.

    Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю. Впервые слово “мотивация” употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [9].

    Большая Советская Энциклопедия приводит следующее определение данному понятию: «Мотив в психологии – побудительная причина действий и поступков человека. Исходным побуждением человека к деятельности являются его стремления удовлетворить свои материальные и духовные потребности».

    Немов Р. С. вводит  два понятия «мотив» и «мотивация». Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.  Под мотивом также часто понимают причину,                         лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность                                    внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. 
    Термин «мотивация» имеет  более широкое понятие чем «мотив». Понятие мотивации используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность [6].

    Вопрос о мотивации возникает всякий раз, когда требуется объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Под внутренними причинами понимают психические свойства субъекта поведения, а под внешними – внешние условия и обстоятельства его деятельности.                                    В первом случае  говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуативной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

    Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека следует рассматривать как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. 

    Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми,                     представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно                                                              объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что                                      даже на одни и те же вопросы человек отвечает по-разному   в зависимости                                   от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, т.е. так, как человек понимает и оценивает ее. 

    Известный немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию по-разному, и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации извлечь много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

   Сиюминутное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного его взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Таким образом, мотивация может быть представлена как циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которого является реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивация представляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. 
    Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленность и на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действии. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Мотивы могут быть как осознанными так и неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А сами мотивы формируются из потребностей человека [6].

 

II. Основные составляющие мотивационной сферы человека.

   Потребность одна из составляющей мотивационной сферы человека. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности). Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

    Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.

Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом.

   Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

    Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели — являются основными составляющими мотивационной сферы человека [6].

    Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.

В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив).

   Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов [2]. 

III. Различные теории мотивации в психологии.

   Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых                           с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали                                   появляться еще в работах древних философов. В настоящее время                           таких теорий насчитывается уже несколько десятков.  Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания.

Информация о работе Теории мотивации