Теория воспитания и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:57, реферат

Краткое описание

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитываемых, их развивающихся отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория воспитания.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Теория воспитания –  часть педагогической науки, которая  рассматривает вопросы содержания, методики и организации воспитательного  процесса.

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов: объективных  и субъективных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.

Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педагогов и учеников, конечная цель которого - развитие личности, нужной и полезной обществу.

Воспитание, как процесс  и как система, имеет ряд особенностей:

- целенаправленность;

- многофакторность;

- сложность;

- длительность;

- непрерывность;

комплексность;

- вариативность и неопределенность;

- двусторонний характер.

Одним из важнейших принципов  воспитания в педагогике является учет возрастных особенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастная периодизация в современной педагогической теории несколько отличается от периодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогических систем.

История педагогики - это  история зарождения, осуществления  и отмирания целей воспитания и педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

Таким образом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависит от способа  производства, темпов социального и  научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.

Содержание воспитания - система знаний, убеждений, умений и

навыков,

устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе современной  теории воспитания, которая должна привести к новому качеству личности, лежат следующие идеи:

- реализм целей воспитания;

- совместная деятельность  детей и взрослых;

- самоопределение;

- личностная направленность;

- коллективизм.

Содержание воспитания отражает в единстве его общую  цель,

задачи и направления.

Каждое направление  воспитания, как имеющее собственную  цель, методы, организацию, реализуется  в его результатах.

Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое и пр. воспитание.

Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

Способность человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничным развитием всех физических качеств. Задача же физического воспитания - научить детей преодолевать усталость, страх, неуверенность, неприятные болевые ощущения.

Физическое воспитание осуществляется в учебное и внеучебное время. Основной и обязательной для всех учащихся организационной формой являются уроки физической культуры, они предусмотрены учебными программами и составляют основу общей физической подготовки.

В основе существования  человеческого общества лежит труд. Трудовое воспитание предусматривает  формирование взглядов, убеждений, норм и правил поведения в области  трудовых отношений. Принцип соединения обучения с трудом развивает преемственность  в системе непрерывного образования.

Разные виды трудовой деятельности развивают у учащихся трудовые умения и навыки, волевые  качества. Труд включает учащихся в  сложную систему общественных отношений, формирует нравственно-ценностные ориентации.

Цель трудового воспитания включает в себя: развитие осознанного, творческого, ответственного отношения к труду как первой жизненной потребности; формирование трудовых навыков; культуры умственного и физического труда; общественно-трудовой активности; подготовку к выполнению необходимых и доступных видов профессиональной деятельности.

Важное место в теории воспитания занимают вопросы методики. Методы воспитания - это способы  воспитательного воздействия на личность, которые применяются с  целью формирования идейных и  нравственных убеждений, чувств и привычек поведения.

В современной педагогике методы воспитания рассматриваются  как способы взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся, направленные на решение воспитательных задач.

Выбор методов обусловлен задачами и содержанием воспитательной деятельности, уровнем воспитанности учащихся, индивидуальными особенностями, спецификой сложившейся ситуации и степенью педагогического мастерства учителя.

Дискуссионным вопросом теории воспитания является проблема классификации методов. Предлагается множество классификаций, построенных на разных основаниях. Наибольшее распространение получила классификация методов, связанная со структурой деятельности,

Ю. К. Бабанского. Она предполагает осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. Данная классификация включает четыре группы методов:

- методы формирования  сознания личности;

- методы организации  деятельности, общения, опыта общественного  поведения;

- методы стимулирования  и мотивации деятельности и поведения;

- методы контроля, самоконтроля  и самооценки деятельности и

поведения.

  Методы формирования сознания — методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок

   Методы  организации   жизнедеятельности и   поведения воспитанников   —   пути   воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации.

  Методы стимулирования деятельности и поведения — методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Психолого-педагогической основой этой группы методов являются побуждение и принуждение. Методы стимулирования помогают воспитаннику формировать умение правильно оценивать свое поведение, что способствует пониманию ими смысла своей жизнедеятельности, выбору мотивов и целей, т. е. тому, что составляет суть мотивации

  Методы контроля  и самоконтроля в воспитании — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий и взаимодействий. Эта группа методов не столько направлена на воспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельности воспитателя и всей воспитательной системы. Но, как и в обучении, без такого отслеживания результатов процесс потеряет целенаправленность и управляемость.




Информация о работе Теория воспитания и методы