Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:10, реферат
Эта когнитивная теория объясняет изменение отношения личности под влиянием потребности установить соответствие ее когнитивной структуры одновременно к двум объектам.
Авторы теории – Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала.
Теория конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум)
Эта когнитивная теория объясняет
изменение отношения личности под
влиянием потребности установить соответствие
ее когнитивной структуры
Авторы теории – Ч. Осгуд и П. Танненбаум. Конгруэнтность трактуется как совпадение. В данной теории делается попытка предсказать изменение отношения (аттитюда) личности к двум объектам при стремлении установить соответствие в когнитивной структуре. Для этого используется методика семантического дифференциала.
В основу методики положено
предположение, что в жизни стимул,
как знак, и стимул, как объект,
никогда не совпадают. Стимулами
могут выступать конкретные люди,
события, явления, предметы, к которым
так или иначе должен отнестись
человек. Методика позволяет выявить
отношение испытуемого к
Предположения, позволяющие прогнозировать исходы дисбалансных состояний человека, и составляющие суть данной теории сводятся к следующему.
1. Дисбаланс в когнитивной
структуре человека «Р»
2. Восстановление баланса
достигается изменением
Данная теория, как и все теории соответствия, не отвечают на ряд принципиальных вопросов, объясняющих социальное поведение людей, а именно:
- о связи когнитивного
несоответствия и мотивации,
- о факторах, детерминирующих несоответствие;
- о взаимодействии
6. Когнитивный подход С.Аша, Д. Креча, Р. Крачфилда
Данный подход не опирается
на принцип соответствия, являющийся
основополагающим для рассмотренных
выше теорий. Основные идеи авторов, выступающие
в качестве методологической установки
для экспериментальных
б) важнейшим элементом
целостной организации
в) перцепция рассматривается
как отношение поступающих
С. Аш, сосредоточив свои усилия
на исследовании проблем социальной
перцепции, утверждает, что восприятие
человеком окружающей социальной действительности
избирательно зависит от предшествующего
знания. То есть тенденция к «перцептивной
интеграции» реализуется с
Этот вывод был сделан на основании эксперимента, в котором двум группам испытуемых предлагались семь прилагательных, относящихся якобы к одному лицу, причем последние прилагательные были для двух групп разные: «теплый» и «холодный». Затем участникам групп было предложено восемнадцать черт характера, из которых нужно было выбрать те, которые, на их взгляд, характеризовали бы данного человека. В результате набор этих черт оказался – в зависимости от принадлежности к определенной группе – совершенно разный и указывал на тенденцию построения конфигурации черт вокруг слов «теплый» или «холодный». Данные характеристики и обусловили тот самый контекст восприятия, в котором они занимали центральное место, задавая в целом определенную тенденцию объединения воспринимаемых характеристик в организованную смысловую систему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом для когнитивного подхода в социальной психологии свойственно следующее:
- главным источником данных
и детерминирующим фактором
- исходя из понимания
поведения и познания человека
как целостных процессов
- качественная интерпретация
диссонантных состояний и
Концептуальный аппарат когнитивных теорий включает следующие основные понятия:
- когнитивная организация
(или когнитивная структура) –
форма взаимодействия между
- стимул – объект (реальный или идеальный), как элемент ситуации, воздействующий на индивида;
- ответ – процесс организации
когнитивной структуры,
- значение – результат
категоризации объекта (