Технология создания и разрушения установок и стереотипов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием целого ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового влияния — это установки и стереотипы.
Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.
Термин «установка», в российскую психологическую науку ввел известный представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе.

Вложенные файлы: 1 файл

Технология создания и разрушения установок и стереотипов..docx

— 20.18 Кб (Скачать файл)

Билет 30. Технология создания и разрушения установок и стереотипов.

Возможности управления массовым сознанием  и поведением связаны с действием  целого ряда элементов, лежащих в  сфере бессознательного. Наиболее значимые из них с точки зрения массового  влияния — это установки и  стереотипы.

Установка — это состояние внутренней готовности субъекта реагировать определенным образом на объекты действительности или на информацию о них.

Термин «установка», в российскую психологическую науку ввел известный  представитель грузинской (советской) психологической школы Д. Н. Узнадзе. По его мнению, установка — это  предшествующая любым психическим  или поведенческим актам человека готовность совершать их адекватно  данной ситуации. Он утверждал, что  реакция человека на ситуацию (оценочная  или поведенческая) обусловлена  не только самой ситуацией, но и его  внутренней, неосознаваемой им самим  предрасположенностью реагировать  определенным образом. Благодаря установке  человеку не нужно каждый раз заново определять, в чем состоят его  потребности в данный конкретный момент, и выбирать лучшие способы  их удовлетворения. Все это на основании  прошлого опыта уже зафиксировано в установке.

Помимо собственного социального  опыта личности, установка может  быть продуктом стихийной или  целенаправленной коммуникации, особенно тех видов массовой коммуникации, которые предполагают высокую степень  сопереживания происходящим событиям.

Большинство установок приобретаются  человеком в готовом виде из социального  опыта и культуры. Массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ.

(Так, в СССР большинство граждан искренне верили в «ужасы капитализма», тиражируемые советской пропагандой, а часть американцев продолжает считать оккупацию Ирака американскими войсками «освободительной миссией».)

Особенно прочное положение  в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.

Так, многие россияне, обладающие негативной установкой по отношению к кавказцам, евреям или  ваххабитам, возможно, никогда не участвовали  в реальных конфликтах с представителями  указанных групп, однако видели по телевизору, читали или слышали от знакомых соответствующие  рассказы. Это позволяет некоторым  не очень чистоплотным политикам  при необходимости актуализировать  указанные установки в конкретных политических целях, например для получения  массовой поддержки на выборах.

В этих случаях можно говорить о  групповых или массовых установках. Следует подчеркнуть, что именно в результате действия неосознаваемых самим рассказчиком установок происходит заострение или даже добавление конкретных деталей в процессе передачи слуха.

В социальной психологии принято выделять несколько функций установки  в процессе познания и мотивации  поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) , поведенческую (направляет поведение) и функция барьера.

Понятие стереотип было впервые использовано американским журналистом и политологом Уолтером Липпманом в работе «Общественное мнение». В переводе с греческого стереотип — «твердый отпечаток» чего-либо. Стереотипы — устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания образы окружающих предметов или явлений. Строго говоря, формирование в сознании образа предмета всегда включает элемент стереотипизации, т. е. определенную степень упрощения, выделения значимых и вытеснение неважных для субъекта его сторон и характеристик.

Однако устойчивость образам, определяемым как стереотипы, придают особенности процесса их формирования.

 Во-первых, стереотип всегда далек от собственного опыта. В современном обществе основным источником стереотипов все чаще становятся соответствующим образом подобранные сообщения СМИ.     Например, постоянный читатель газеты «Московский комсомолец» независимо от своего желания будет представлять себе типичного кавказца как бандита или члена криминального сообщества.

Во-вторых, устойчивость стереотипу придает  его непосредственная связь с  установкой, которая определенным образом  защищает стереотип от возможной  трансформации или разрушения.

Современный российский психолог А. П. Назаретян, признавая устойчивость стереотипа, отмечает возможность его «переворачивания». Так, по его мнению, стереотипы, сформированные советской пропагандой, не смогли устоять перед потоками противоположной им информации, хлынувшей из средств массовой информации в период горбачевской «гласности» (вторая половина 1980-х годов). Однако, не поддаваясь разрушению, они перевернулись на противоположную сторону. В этот период популярными стали утверждения, что западный (особенно американский) капитализм и есть то идеальное общество, к которому следует стремиться.  Установки и стереотипы массового сознания играют значительную роль в формировании образа мира как отдельного человека, так и больших социальных и культурных общностей.

Билет 31. Стереотипизация сознания и поведения в массовой коммуникации

Если в «нормальной» жизни поведение  человека, находящегося под влиянием поступающих извне «стимулов», опосредуется социальными нормами, ценностными  ориентациями и диспозиционной структурой — в любом случае речь идет о  сознательном выборе линии поведения, — то действие стереотипов осуществляется как бы автоматически. Р. О'Хара сравнивает «эффект» стереотипа с механизмом проявления условных рефлексов у собак: включается звонок — собака, привыкнув получать после звонка пищу, выделяет слюну. Так и человек, усвоив стереотипизированные реакции, лишается воли и свободы выбора.              Совершенно очевидно, что наиболее эффективный способ манипулирования массовым сознанием и поведением — обращение к эмоциям личности. Рассматривая «технологию» оперирования «эмоциональными символами», О'Хара отмечает: «Интенсивность реакции будет зависеть от интенсивности эмоционального воздействия, от искусства манипулирования стереотипами».

В теории массовой коммуникации проблема социально-психологической локализации  стереотипного сознания и поведения  остается во многом дискуссионной. В  частности, Э. Вайнэк приводит ряд аргументов в пользу того, что стереотипизации подвержены обыденные представления всех людей вне зависимости от их референтного статуса. Правда, он считает возможным отделить предрассудки от стереотипов, подразумевая под последними «эмоционально окрашенные... системы-понятия с позитивными и негативными функциями, служащие для организации практической деятельности».

Перенос акцента с идеологического  на когнитивный аспект стереотипизации является характерной чертой современной буржуазной методологии социального познания. В частности, усиливается внимание к социальным нормам и парадигмам формирования научных понятий в контексте определенной социокультурной среды. Под влиянием феноменологической критики и новейших тенденций в социолингвистике (Н. Хомский) происходит интенсивное разрушение традиционно сложившихся барьеров между языком науки и обыденными представлениями. Многие буржуазные исследователи начинают осознавать, что эффект стереотипизации проявляется не только на уровне массового сознания. Идеологическая экспансия капитала охватывает сегодня все сферы духовной жизни общества.

Феномен стереотипизации имеет как гносеологические, так и социально-политические корни. Он выполняет функцию объяснения и понимания социальных явлений и процессов с помощью интерсубъективных (и в этой мере стереотипных) понятий и категорий создается то внутренне однородное мыслительное пространство», в рамках которого становится возможным взаимопонимание людей. Вместе с тем, существование одинаковых когнитивных схем — необходимое, но не достаточное условие формирования стереотипа. Он несет выраженную идеологическую нагрузку, отражая интересы господствующего класса и глубокие социальные антагонизмы капиталистического общества. Будучи инструментом манипулирования социальными ценностями и реальным поведением людей, стереотипы массового сознания выступают одной из форм отчуждения и духовного подавления широких слоев трудящихся. С некоторой долей условности можно сказать, что стереотипизированное сознание — это «ничье» сознание, созданное и функционирующее с помощью могущественной «масс-медиа» — индустрии лжи, ненависти и страха.


Информация о работе Технология создания и разрушения установок и стереотипов