Технология социального консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 15:23, сочинение

Краткое описание

Благополучие общества, прежде всего - благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов - социальных работников.

Вложенные файлы: 1 файл

ТехнологииСР ЭССЕ.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1.4. Технология социального  консультирования 
4.Рассмотрите, что требуется знать специалисту для ведения консультаций.

                                                  Эссе

                                                  Введение

    Благополучие общества, прежде всего - благополучие его членов. Социальные и психологические проблемы, возникающие в процессе человеческого бытия в современном сложно структурированном обществе, не могут быть решены только на основе самодеятельной взаимопомощи. Эти проблемы должны стать предметом деятельности специально подготовленных профессионалов - социальных работников.

Как один из методов  технологии социальной работы консультирование играет важнейшую роль.  Консультирование используют в социальной работе специалисты разных направлений. Оно ориентирует и информирует, указывает на альтернативные формы помощи, помогает в определении целей, выборе варианта действий и инструментария, реализации принятого решения.

«Консультация - это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности» (В.В. Столин, 1993).  

«Социальное консультирование - не только интегральная часть социальной терапии в других направлениях и видах социальной работы, но и самостоятельная технология социальной работы»

(Нестерова Г.Ф., Астэр И. В).

 

 

 

       Глава I. Каким бывает социальное консультирование. Его этапы

Консультативная помощь, как мера профилактики, представляет собой консультации специалистов в социальных службах по социально-правовым, медико-социальным, психолого-социальным вопросам, вопросам социального обеспечения и обслуживания.

Консультативные встречи  специалиста с объектом работы могут быть информативными: клиент или посредник получают полезную социально-правовую, психолого-педагогическую, медико-социальную информацию. Такое консультирование может быть и заочным – по телефону или переписке.

Консультант может действовать и как посредник, связывая клиентов с разными учреждениями и службами, органами власти для решения их проблем.

Консультирование бывает социально-психологическим. Цель такого консультирования заключается в налаживании отношений клиента с окружающими людьми, показывает ему несколько путей взаимодействия с окружающим миром. Такие консультации помогают человеку расширить представления о себе, своей ситуации и возможностях, принять ответственность за происходящее с ним. При диагностике применяют интервью, терапию проводят в форме бесед с элементами когнитивной терапии и моделирования ситуаций. В общении с клиентом соблюдают правила поведения, содействующие внедрению. Необходима ориентация на нормы и ценности объекта и безотказность, - умение удовлетворить нужды клиента возможными путями, не отказывая ему.

Существуют стадии социального консультирования. При консультировании специалисту важно понимать, что прежде всего, это контакт двух личностей, который развивается по определенным правилам в определенной последовательности. И этот контакт можно и нужно использовать для пользы общего дела. Можно выделить такие стадии социального консультирования:  
Установление контакта и ориентирование клиента на проблему. Эта стадия длится от нескольких секунд до десятка минут. Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема, это доброжелательно встретить, усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут социальный консультант сумеет проявить себя искренним и заинтересованным собеседником. Консультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с первых минут встречи, встав навстречу клиенту или встретив его в дверях кабинета. Люди легче принимают позицию того человека которому испытывают положительные эмоции и отвергают того, к кому испытывают отрицательные эмоции. Также, позиция консультанта не должна противоречить позиции клиента. Необходимо показывать клиенту, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать и соответствовать удовлетворению его потребностей и интересов. Социальное консультирование имеет ряд особенностей, от которых зависит как эффективность, так и результативность такого взаимодействия.  
В первую очередь необходимо отметить важность правил и установок консультанта.

Качества хорошего консультанта: эмпатия, уважение, конкретность, четкость, знание самого себя и умение другим оказывать помощь в познании ими себя, искренность, соответствие языка и жестов, сиюминутность.

Этика консультирования требует подчинения личных интересов консультанта интересам клиента. Во время выполнения задания консультант предоставляет свои знания и опыт в распоряжение клиента, его задача – найти наилучшее решение в интересах клиента.

Этапы социального  консультирования: подготовка к консультированию, диагноз решаемой проблемы, разработка предложений, анализ данных, выявление причин, знакомство с аналогичными проблемами, изложение предложений, представление предложений клиенту.

 

 

Глава II. Практическое использование метода социального консультирования

 

На примере  работы с неблагополучной семьей рассмотрим поэтапно действия социального работника.

Этапы посредничества: Первый этап – определение проблем клиента, оценки и возможности ее решения. Второй этап – оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решать проблемы клиента. Третий этап – помощь клиенту в установлении контакта с учреждением.

 

Пример работы с неблагополучной семьей. Сведения о семье. Ване 12 лет, он учится в 6 классе. Младшей сестре Лике 5 лет, она посещает дошкольное учреждение; часто болеет. Их мама злоупотребляет алкоголем. Отец детей ведет трезвый образ жизни, но не может уделять достаточного внимания детям, т.к. постоянно вынужден работать, дабы обеспечить семью хотя бы по минимальным потребностям. Семья находится на грани развода, инициатор – муж.

Особенности установления контакта.

Первая встреча (знакомство) с семьей произошла после заседания Комиссии по делам несовершеннолетних, на которой  разбирался вопрос о неисполнении матерью родительских обязанностей. Для беседы был предоставлен отдельный кабинет. Во время первого контакта очень важно выступить не в роли эксперта или контролирующего органа, а в роли сотрудничающего партнера. Предлагается совместная оценка ситуации и поиск путей решения существующих проблем с использованием, как внутренних ресурсов семьи, так и внешних - в виде услуг, предоставляемых специалистами различных служб.

Специалист по социальной работе Центра социальной помощи семье и детям, в дальнейшем выполнявший роль куратора рабочей группы специалистов, рассказал о работе Центра и очертил круг проблем, с которыми обычно обращаются к ним семьи.

На вопрос, в чем  мама видит основную причину своих  трудностей, был получен ответ, что  в семье существуют материальные проблемы, и ей очень трудно одной  справляться с воспитанием детей.

Маме была оказана  эмоциональная поддержка, специалист отметил желание мамы избежать лишения  материнских прав и сохранить  детей рядом с собой. Женщине было предложено сотрудничество, на которое она согласилась.

Сущность семейных проблем, причины их возникновения.

Мать детей - из «алкогольной» семьи. Очень рано она вышла замуж, стремясь покинуть дом, в котором чувствовала себя ненужной и нелюбимой. Однако первое замужество оказалось неудачным: муж злоупотреблял алкоголем, и очень скоро женщина стала выпивать вместе с ним (стаж алкоголизации - около 8 лет).

Образование у нее – среднее специальное: она продавец-кассир. В настоящее время работает уборщицей с неполным рабочим днем.

Нужно было составить  план выхода семьи из тяжёлой ситуации, определить содержание необходимой помощи и поддержки со стороны специальных служб.

Командой специалистов была составлена программа реабилитации. Были привлечены врач-нарколог, психотерапевт, специалисты Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при районной управе, социальный педагог и классный руководитель образовательного учреждения, в котором обучается Иван.

Женщина в первую очередь нуждалась в лечении алкогольной зависимости и связанных с ней нарушений. Ей была предложена лечебная программа, включающая в себя на первом этапе медикаментозное амбулаторное лечение, направленное на нормализацию физического и психического состояния и снижение влечения к спиртному. На втором психотерапевтическом этапе лечения было намечено ее вовлечение в групповые методы работы. Были предложены групповые релаксационные тренинги под руководством психотерапевта, оказавшиеся для женщины очень эффективными.

Важным этапом стало её участие в работе групп самопомощи «Анонимные алкоголики». Это был огромный шаг не только к выздоровлению от алкогольной зависимости, но и вовлечение в позитивное социальное окружение и формирование нового круга общения, что для нее было особенно актуальным.

Была намечена и проведена  психологическая диагностика познавательной сферы мальчика, результаты которой показали значительную педагогическую запущенность и низкую учебную мотивацию. Ваня был переведен с согласия мамы и самого мальчика в класс коррекционно-развивающего обучения той же школы. Его отметки стали значительно лучше, количество нарушений дисциплины уменьшилось.

Для семьи в целом  были предложены мероприятия по организации  совместной деятельности (с целью  сплочения семьи, укрепления отношений  доверия между супругами и  детьми, развития у женщины чувства уверенности в себе как в матери). Семья участвовала в праздниках, поездках, экскурсиях, тематических вечерах, организуемых в районе для детей и родителей.

Результат  через 3,5 года. Мама не алкоголизируется (первый год после начала лечения поддерживала полную трезвость, затем последовал «срыв» - алкоголизация в течение 2 дней, после чего обратилась к лечащему врачу в наркологический диспансер; далее ремиссия 2,5 года). Посещает собрания Анонимных Алкоголиков (реабилитационная программа «12 шагов»), консультируется по ходу лечения с социальным работником.

Следует отметить, что  при работе с семьей используются принципы индивидуального подхода, то есть ставятся те цели и задачи, которые  адекватны потребностям именно этих родителей и детей со всей историей их неблагополучия, со всеми их недостатками и достоинствами.

 

                           Заключение

 

Проблемы неблагополучной  семьи невозможно решить силами одного специалиста. Специалист, работающий с  семьей, должен хорошо знать все  ресурсы своего района и округа. Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Таким образом, модель посредничества, направленного на достижение соглашения, очевидно, помогает очень многим людям, вовлеченным в конфликт, и в  большинстве случаев является более предпочтительным вариантом, чем состязательный процесс и судебная система в целом. Другая модель, учитывающая важность духовности, сострадательной силы и нашей общей человечности во взаимоотношениях, имеет еще больший потенциал. Как выражение целительной силы разрешения конфликтов, гуманистическая модель примирения может способствовать формированию общественной и социальной гармонии. Акцентируя внимание на исцеляющей силе посредничества и диалога, модель может обеспечить более полное разрешение возникающих конфликтов. Через процесс диалога и взаимной поддержки, вовлеченных в конфликт сторон, практика гуманистического примирения способствует достижению мира в человеческих взаимоотношениях. Она обращается и часто разрешает текущий конфликт, но при этом также облегчает путь к собственному сердцу, так что участники процесса могут найти внутренний мир. Истинный мир - вот настоящая цель гуманистического процесса посредничества.

Эссе в основном посвящено  посреднической модели социального  консультирования, но более полное рассмотрение этого метода потребовало бы также изучения и других методов, таких как: проективное консультирование, рефлексивное консультирование, консультирование процесса, прогностическое консультирование, диагностическое интервью, элемент социально-психологического тренинга, игровые методы. А также подробнее рассмотреть два стиля консультирования: внимающий и влияющий. Это было бы полезно для более полного представления о таком важном методе как социальное консультирование, и, конечно мне, будущему социальному работнику, необходимы не только теоретические знания, но и практическое использование метода для оказания разносторонней и максимальной помощи людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Использованная литература

 

    1. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004. С.51.
    2. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.С.71.
    3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.С.44.
    4. Лысенко Е.М., Молодиченко Т.А. Индивидуальное психологическое консультирование. – М., 2006 С211
    5. Нестерова Г.Ф., Астэр И.В. Технология и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
    6. Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М.: Издательский центр «Академия», 2010.
    7. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.С.79.

Информация о работе Технология социального консультирования