Технология социальной работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Содержание

Введение
Глава 1. Социально-реабилитационный центр в системе социальной защиты несовершеннолетних
1.1 Социально-реабилитационный центр, как учреждение нового типа: цели, задачи и его структура
1.2 Нормативно-правовые основы деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Глава 2. Основные направления социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном центре. Технологический аспект
2.1 Направления реабилитационной работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в социально-реабилитационном центре
2.2 Роль семейно-воспитательной группы в реабилитации ребенка
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая робота.docx

— 44.13 Кб (Скачать файл)

Курсовая робота

Технологии социальной работы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Научный руководитель

доцент, к. истор. н.

А.В. Соколова

Исполнитель

Студент 721 группы

О.С. Бабюк

Сыктывкар 2010

Содержание

Введение

Глава 1. Социально-реабилитационный центр в системе социальной защиты несовершеннолетних

1.1 Социально-реабилитационный  центр, как учреждение нового  типа: цели, задачи и его структура

1.2 Нормативно-правовые основы  деятельности социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних

Глава 2. Основные направления  социальной работы с несовершеннолетними  в социально-реабилитационном центре. Технологический аспект

2.1 Направления реабилитационной  работы с семьей несовершеннолетнего,  находящегося в социально-реабилитационном  центре

2.2 Роль семейно-воспитательной  группы в реабилитации ребенка

Заключение

Введение

Нарастание социальной напряженности порождает негативные процессы во всех слоях общества. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных отношений, родственных связей, росте безнадзорности и бродяжничества, совершении несовершеннолетними антиобщественных поступков и правонарушений.

Последствия острого  экономического кризиса начала 90-ых годов отразились на нравственном облике части российских семей. Их потенциальные  возможности, жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию детей  претерпели серьезные изменения. Это  негативно сказалось, прежде всего, на детях, которые не получают удовлетворения основных жизненных потребностей в  любви, заботе, внимании и участии  со стороны окружающих, что ведет  к росту детской беспризорности. Поэтому реальностью сегодняшнего дня является рост неполных и проблемных семей, внутрисемейных конфликтов, числа  детей -- социальных сирот. Это влечет за собой рост правонарушений и беспризорности среди детей и подростков, рост наркомании и алкоголизма. Количество пьющих, уклоняющихся от своих обязанностей родителей возрастает. Многие родители не уделяют своим детям должного внимания.

Воспитательная  работа в современной школе, клубах, внешкольных учреждениях также  претерпела изменения. Стали часто  проявляться такие отклонении в  поведении, как нежелание идти в  школу, бродяжничество, употребление ненормативной  лексики, агрессивность, жестокость, административно  наказуемое хулиганство, мелкие хищения.

Из-за нестабильного  психического состояния детей из асоциальных семей невозможно говорить о формировании у них мотивов  нравственного поведения, нравственных ценностей. Таким детям свойственно  чувство тревоги, неуверенности, у  них отсутствует доверие к  людям. И прежде чем укрепить мотивацию  несовершеннолетнего к нормальной жизнедеятельности, важно добиться, чтобы он мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился понимать себя и других. Надо помочь ребенку и подростку разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что среди  несовершеннолетних возрастает количество детей и подростков, употребляющих  спиртные напитки, наркотики и токсические  вещества. Возраст детей, впервые  попробовавших курить, снизился до 6-7 лет, что влечет за собой число  социально-обусловленных и социально-значимых заболеваний.

Продолжает увеличиваться  количество детей, уклоняющихся от учебы  в связи с ростом социального  сиротства, семейного неблагополучия; появилась проблема «дети вне  образования». Сократилось количество детей, посещающих дошкольные образовательные  учреждения. Причина в том, что  многие родители являются безработными и не имеют возможности оплачивать пребывание детей в ДОУ, а также в нарушении родительских обязанностей по воспитанию детей.

Взрослые, не справляясь с проблемой трудоустройства, а  порой даже не пытаясь ее решить, опускают руки и начинают употреблять  спиртные напитки, что незамедлительно  отражается на детях. Сохраняется тенденция  к увеличению числа несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации. В общей системе профилактики социального сиротства и детской  безнадзорности важную роль играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных  детей и подростков.

Очевидна необходимость  решения имеющихся проблем на программно-целевой основе, чем и  обусловлена разработка технологий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Успех реализации технологий зависит оттого, насколько каждый исполнитель заинтересован в решении проблемы детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений, и тем самым в формировании комфортного социального пространства нашей страны.

Анализу проблем в неблагополучных  семьях и изучению опыта практической деятельности в работе с детьми из неблагополучных семей посвящены  работы таких авторов, как Е.Ф. Лахова , Е. Ф. Лахова Проблемы семьи и семейной политики в России // Социальная работа с семьей. М., 2000. № 4. 37с. Т.Н. Успенская, Т. Н.Успенская. Крепкая семья - основа общественного благополучия // Социальная работа. М., 2002 . №3. 30с. Г.М.Иващенко пишет, что социальная реабилитация детей  в условиях социально-реабилитационного  Центра - сложный многогранный процесс, в ходе которого психологи, воспитатели  социальные работники изучают личность ребенка, выясняя степень его  дезадаптации, необходимость защиты его прав, проводят психолого-психическую  коррекцию поведения, реализуют  программу его личностного развития, определяют формы его дальнейшего  жизнеустройства, Г. М. Иващенко. О новых  тенденциях в деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации //Работник социальной службы . М., 2003. №1. 20с. Т.М. Хижаева, Т. М. Хижаева. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков находящихся  в трудной жизненной ситуации // Отечественный журнал социальной работы .М., 2003. №3. 33с. А.Н Дрягина, А. Н. Дрягина. Организация, формы и  методы работы социального педагога с неблагополучной семьей // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 57с. В.В.Ремезова, В. В. Ремезова. Благополучие семьи и судьба ребенка // Социальная профилактика и здоровье. М., 2004. №1. 30с. М.М. Плоткин анализирует социально - педагогическую деятельность с детьми и подчеркивает особую роль социальных педагогов и специалистов по социальной работе в защите ребенка от произвола  родителей и обеспечении гарантий на его защиту88 М. М. Плоткин. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. М., 2000. №1. 50с.. И.Ф. Дементьева рассматривает проявление девиаций несовершеннолетних как прямое следствие неблагополучия в семье. И.Ф. Дементьева рассматривает проявление девиаций несовершеннолетних как прямое следствие неблагополучия в семье.99 Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика .2005. №1. 23с.

В связи с этим целью  данной курсовой работы является рассмотрение технологий Социально-реабилитационного  Центра для несовершеннолетних как  субъекта защиты ребенка из неблагополучной  семьи.

Для раскрытия темы автором  был определен ряд задач:

1) описать социально-психологический  портрет ребенка, находящегося  в социально-реабилитационном Центре  для несовершеннолетних;

2) изучить нормативно-правовые  основы социальной работы с  ребенком;

3) изучить специфику работы  социально-реабилитационного Центра  с ребенком;

4) изучить основные направления  коррекционно-реабилитационной работы  с семьей ребенка, находящегося  в Центре для несовершеннолетних;

5) обозначить роль семейной  воспитательной группы в реабилитации  ребенка.

Объектом данной курсовой работы является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Предметом исследования - технологии социальной работы в социально-реабилитационном Центре для несовершеннолетних.

Методами исследования послужили  систематизация статистических данных, индукция, дедукция, традиционный анализ научной, правовой, справочной литературы, официальной статистики, опыта практической деятельности социально-реабилитационных Центров.

Структурно данная курсовая состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения, литературы и приложения. В первой главе идет речь о месте  социально-реабилитационного центра в системе социальной защиты несовершеннолетних. Во второй главе рассматриваются  основные направления социальной работы с несовершеннолетними в социально-реабилитационном Центре их технологический аспект.

Данная работа может служить  в качестве теоретического приложения для студентов и преподавателей факультетов психологии и социальной работы, а так же для людей, интересующихся данной проблемой.

Глава I. Социально-реабилитационный центр в системе социальной защиты несовершеннолетних

1.1 Социально реабилитационный  центр как учреждение нового  типа: цели, задачи и его структура

Нестабильность социально-экономической  и политической жизни значительно  расширяет спектр социальных, психосоциальных  факторов, активно стимулирующих  детскую безнадзорность, бездомность  и социальное сиротство. Число безнадзорных и беспризорных детей с каждым годом увеличивается.

Основными причинами роста  беспризорности являются неблагополучие семей, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию и  обучению детей, последствия социально-экономических  преобразований в стране, недостаточное  финансирование учреждений образования (в том числе учреждений дополнительного  образования), социальной сферы, системы социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков.

Проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации требуют комплексного решения, вливания дополнительных финансовых ресурсов в целях создания условий  для развития, реабилитации и успешной социализации детей и подростков, нуждающихся в поддержке государства. Своевременное выявление социально  неблагополучных семей позволит определить первоочередные задачи и  основные направления работы по профилактики безнадзорности и беспризорности среди  несовершеннолетних, стабилизировать  внутрисемейные отношения на ранних стадиях семейного неблагополучия, предупредить переход семей в  разряд неблагополучных. В связи  с этим в системе социальной защиты населения были созданы специализированные учреждения для несовершеннолетних, к числу которых относятся  социально-реабилитационные центры для  несовершеннолетних.

Социально-реабилитационные центры, в структуру которых входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных  детских учреждений, так как позволяют  комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной  жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том  числе и на родную семью. Центр  призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими  институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем  несовершеннолетние, нуждающиеся в  государственной помощи, значительно  шире, чем в других социозащитных  учреждениях. Центры предоставляют  детям различные формы социального  обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в  замещающую семью, социальный патронаж.

Статус социально-реабилитационного  центра закреплен в Примерном  положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением Министерства труда и социального  развития РФ в ноябре 2000г. Согласно действующим нормативам, “социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются  из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих  в городе (районе). При наличии  в городе (районе) менее 5 тыс. детей  создается один центр.110 Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.0

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может  включать в себя следующие структурные  подразделения:

- приемное отделение;

- отделение перевозки  несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей; - отделение социально-правовой  помощи;

-отделение социальной  диагностики;

- стационарное отделение;

- социальную гостиницу;

- группу длительного пребывания;

- группы дневного пребывания  и социального патронажа;

- семейную воспитательную  группу;

- отделение помощи семье  и детям и другие структурные  подразделения, отвечающие уставным  целям социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних.

В качестве специализированного  структурного подразделения социально-реабилитационного  центра для несовершеннолетних может  быть образовано отделение, осуществляющее функции, аналогичные функциям социального  приюта для детей (с соответствующей  структурной организацией), которое  осуществляет прием и содержание беспризорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся  в дальнейшем устройстве.111 Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002г. № 25 «Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»1

В качестве примера структуры  социально-реабилитационного центра можно рассмотреть «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Сыктывкара».

ГУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Сыктывкара»  функционирует со 2 апреля 1998 года.

В Центре функционирует несколько  отделений:

- приемное отделение (ПО);

- отделение диагностики  (ОД);

- отделение социальной  реабилитации (ОСР);

- отделение социально-правовой  помощи (ОСПП);

- семейные воспитательные  группы (СВГ).

I. В приемном отделении  проводится клиническое обследование  несовершеннолетних, визуальное наблюдение  за их поведением, психолого-педагогическая  диагностика в соответствии с  утвержденным стандартизированным  набором методик обследования  детей, изучается личное дело, медицинские документы, осуществляется  работа по выявлению источников  и причин социальной дезадаптации  несовершеннолетних. Результаты, полученные  в ходе обследования, выносятся  на социальный консилиум, где  проводится оценка реабилитационного  потенциала несовершеннолетнего  и разрабатывается план помощи  воспитаннику, на основании которого  проводится индивидуальный процесс  реабилитации в отделении социальной  реабилитации.

II. Отделение социальной  диагностики в соответствии с  приказом от 13 марта 2006 г. №44 «О  продолжительности различных видов  работ педагога-психолога» проводит  работу по следующим направлениям:

Информация о работе Технология социальной работы в реабилитационном центре для несовершеннолетних