Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:21, реферат
В данном реферате рассматриваются следующие аспекты:
1. Что такое успех в профессиональной деятельности. И как его достигнуть;
2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности. Точки зрения различных авторов.
3. Взаимосвязь самооценки и успешной профессиональной деятельности. Факторы, отличающие успешного человека от менее успешного.
4. Уровень мотивации работника и профессиональный успех.
5. Эффективный темп профессионального успеха
6. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры
Введение……………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие успеха в профессиональной деятельности…....................4
Глава 2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности..7
Глава 3. Взаимосвязь самооценки и успешной профессиональной деятельности……………………………………………………………….…11
Глава 4. Уровень мотивации работника и профессиональный успех…… 14
4.1. Эффективный темп профессионального успеха…………….….15
4.2. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры..15
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы …………
1
КАЛИНИНГРДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Тема: «ТЕХНОЛОГИЯ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила: студентка 89 учебной группы
№ зачётной книжки 86/89
Балабаева Е.Ю.
Проверил: Данченко А.А
Дата сдачи:__________________
Оценка: __________________
Калининград
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие успеха в профессиональной деятельности….................
Глава 2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности..7
Глава 3. Взаимосвязь самооценки и успешной профессиональной деятельности………………………………………………
Глава 4. Уровень мотивации работника и профессиональный успех…… 14
4.1. Эффективный темп профессионального успеха…………….….15
4.2. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры..15
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ………………………………………...
Введение
Одной из самых больших проблем современного человека зачастую является неуверенность в себе, в своих силах и успехе деятельности. Это крайне негативно отражается на качестве его работы и взаимоотношениях с окружающими. Многие люди стараются избавиться от этого комплекса, но не у всех выходит. А ведь неуверенность в себе – главная причина неудач на работе и в личной жизни.
Меняя восприятие определенных объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и новое отношение к своей деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому воспринимая себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и свою мотивацию к деятельности. Существует несколько технологий, позволяющих добиться высокой мотивации минимальными усилиями.
В данном реферате рассматриваются следующие аспекты:
1. Что такое успех в профессиональной деятельности. И как его достигнуть;
2. Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности. Точки зрения различных авторов.
3. Взаимосвязь самооценки и успешной профессиональной деятельности. Факторы, отличающие успешного человека от менее успешного.
4. Уровень мотивации работника и профессиональный успех.
5. Эффективный темп профессионального успеха
6. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры
1. ПОНЯТИЕ УСПЕХА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для человека. Нельзя не признать, что успех или неуспех в деятельности определяет ведущие тенденции развития человека. Известно высказывание У. Джеймса, согласно которому «истина создается успехами этого (нашего) опыта». Соответственно, прежде чем ставить вопрос о тенденциях развития профессионала, необходимо разобраться в психологическом содержании таких понятий, как успех, неуспех, ситуация успеха, успешность деятельности, профессиональная успешность. [1]
В современных условиях под успехом понимается достижение поставленной цели, превышение своих прежних результатов и социальных норм. В тех случаях, когда ожидания человека совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для человека, можно говорить об успехе. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремилась в своей деятельности, либо совпал с его надеждами, ожиданиями (или, строго говоря, с уровнем притязаний), либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Таким образом, успех может быть определен как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, человека и результатами ее деятельности.
В достижении профессионального успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».
Расшифровка этого принципа состоит в следующем:
- необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности;
- важно проанализировать профессиональную ситуацию и выделить две группы условий - способствующих и препятствующих достижению цели;
- из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы;
- из условий, препятствующих достижению цели, выделить те, которые можно изменить и которые изменить нельзя. Подумать, какие из них преобладают;
- если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать;
- условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Гибко и осторожно вести свой жизненный «корабль», стараясь маневрировать так, чтобы рифы и опасные препятствия не пропороли его корпус;
- если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, надо на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация изменится так, что упростится достижение поставленной цели или сама цель перестанет быть значимой.
Многие встречались с тем, что обычно называется успехом или везением. Но немногие смогли вовремя почувствовать, что это - важный и, может быть, единственный шанс изменить себя и свой статус в профессии. Может показаться, что все еще впереди и таких моментов удачи или везения будет еще много. Однако это не совсем так: проходят годы, и работник начинает сожалеть, что не использовал определенные шансы, потерял время и не смог вовремя сконцентрироваться на достижении значимой цели.
Как различить, пришедшее везение - это случайная удача или устойчивый успех? Это действительно трудно понять, потому что успех приходит по-разному. Вспомните, когда в профессиональной деятельности что-то долго не получалось, Вы прикладывали неимоверные усилия, работали на пределе возможностей, старались и вдруг получилось! В этом случае успех воспринимается как необходимый результат долгого и упорного труда.[2]
Но успех может прийти и тогда, когда Вы его совсем не ждали. Вы что-то делали «спустя рукава», не придавая этому большого значения или просто ради удовольствия. Но неожиданно для Вас окружающие приходят в восторг и восхищение, говорят Вам лестные слова о Вашем таланте. Постепенно и Вы сами начинаете верить в то, что Ваше случайное занятие «для души» может стать смыслом Вашей жизни.
Правило эффективного действия и достижения профессионального успеха состоит в том, что в момент удачи и везения следует выложиться до конца. В любом случае, то, что наработано, не пропадает зря. У человека формируются профессиональные навыки, выносливость, трудолюбие, упорство. Как правило, в будущем эти качества, несомненно, окажутся полезными в профессиональной деятельности.
Говоря об успешности (эффективности) деятельности индивида, мы имеем в виду одну из наиболее общих и очевидных трактовок этого понятия как соотношения между позитивными и негативными результатами деятельности («доходами» и «расходами»), за исключением результатов эмоциональных. При этом успешность рассматривается как важнейший показатель уровня освоения данной деятельности индивидом. Индивида, находящегося на низком уровне освоения деятельности, характеризует: высокая степень противоречия между целевой и наличной ситуацией функционирования; высокий уровень несоответствия между необходимой и имеющейся, между ожидаемой и поступающей информацией (когнитивный диссонанс и др.); высокий уровень новизны и неожиданности данной ситуации для него; низкий уровень контроля над ней и, как следствие всего этого - высокий уровень трудности деятельности для него и малая вероятность достижения им цели (удовлетворения потребностей). Индивида, находящегося на высоком уровне освоения деятельности, характеризуют противоположные параметры. Иначе говоря, рост эффективности деятельности рассматривается как обеспечиваемый, главным образом, способностями и накоплением опыта, обусловливающими снижение ее трудности и новизны для субъекта, а также уменьшение затрат усилий, времени и т.п., необходимых для ее выполнения.[3]
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЁ УСПЕШНОСТИ
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению становления человеческой сущности.
Н.В.Самоукина даёт описание структуры профессиональной деятельности: термин "профессия" происходит из латинского и французского языков и имеет примерно такое значение: говорить публично, объявлять, заставлять.[4]
Профессия понимается как общность, как область приложения сил, как деятельность и область проявления личности[5]. Профессионал может преобразовывать свою профессиональную деятельность, внося в неё творческие элементы, расширяя область приложения своих сил, придумывая новые средства, приёмы работы.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру. Н.В. Самоукина описывает её таким образом:
- заданные цели, представления о результате труда;
- заданный предмет (исходный материал – не обязательно вещь, но и ситуация неопределённости, любая система, например, социальная, знаковая, художественно - эстетическая и др.);
- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций);
- система прав;
- производственная среда, предметные и социальные условия труда.
И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий пишут, что самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становятся центральным новообразованием ранней юности.[6]
Личностные изменения, происходящие в ходе профессиональной деятельности, приводят к становлению личности как субъекта деятельности. Э.Ф.Зеер под профессиональным становлением субъекта понимает движение личности в ходе профессионального труда. Профессиональное становление субъекта развёрнуто во времени и охватывает период от начала формирования профессиональных намерений до финиша, который заканчивает активную профессиональную деятельность.[7]
Е.А.Климов предлагает возможную группировку фаз жизненного пути профессионала, выделяя следующие фазы: оптации, адепта, адаптации, мастерства, авторитета, наставничества[8].
Фазы развития профессионала:
1) Фаза оптанта или оптации. В данном периоде человек стоит перед проблемой выбора профессии или вынужденной переменой профессии и осуществляет свой выбор. Данная проблема может вставать и перед подростками, и будущими выпускниками средней школы, и профессионалами. Эта фаза завершается формированием реалистического представления о мире труда и своего места в нём, появлением профессионального плана.
2) Фаза адепта или профессиональной подготовки. По мере многолетней профессиональной подготовки у субъекта учебно–профессиональной деятельности происходят существенные изменения в самосознании, в направленности, информированности, умелости.
3) Фаза адаптации молодого специалиста к работе. Имеются различия в социальных, деятельностных нормах учебного заведения и производственного коллектива. В связи с этим специалист должен понять, почувствовать новые нормы, регулирующие его поведение, образ жизни, манеры, внешний облик, освоить "технологические" тонкости профессии и должен научиться соответствовать этим нормам. Профессионал должен адаптироваться к работе.
4) Фаза мастерства. Данная фаза включает характеристики последующих за нею фаз: авторитета, наставничества. Субъект деятельности способен решать самые сложные профессиональные задачи. Мастер отличается от других специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентированностью в своей профессиональной области. Он выработал индивидуальный стиль деятельности, стабильно получает хорошие результаты деятельности.
Информация о работе Технология успеха в профессиональной деятельности