Технология формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 02:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: составление технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у девушек.
Задачи исследования:
1 Конкретизировать научное представление о содержании понятий, «репродуктивное поведение», «репродуктивное здоровье», «здоровый образ жизни».
2 Исследовать особенности репродуктивного здоровья у девушек по средствам анализа эмпирических исследований.
3 Определить факторы, влияющие на репродуктивное здоровье в современных условиях и выявить влияние возраста на особенности отношения к репродуктивному здоровью у девушек.
4 Составить технологию формирования ответственного отношения девушек к репродуктивному здоровью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ репродуктивного здоровья у студенческой молодежи ………………………………….……………………..5
1.1 Репродуктивное поведение, установки и мотивы на деторождение……………………………………………………………………5
1.2 Репродуктивное здоровье: определение, факторы, влияющие на него, исходя из результатов эмпирических исследований………………….8
Глава II. Организация и проведение эмпирического исследования
особенностей репродуктивного здоровья у студенческой молодежи………14
2.1 Обоснование выборки, задач и методов экспериментального исследования……………………………………………………………………14
2.2 Особенности отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи………………………………………………………..16
2.3 Разработка технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи…………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………42
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………..52
ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………..58
ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………..59
ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………60

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 444.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

Курсовая работа

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕПРОДУКТИВНОМУ ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

 

 

 

Выполнила студентка IV курса

Социально-гуманитарного  факультета

Т.В Логинова

Научный руководитель

к.пс.н., доцент кафедры

социальной  работы

О.А Воронина

 

 

 

КИРОВ

2012

 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретический анализ репродуктивного здоровья у студенческой молодежи ………………………………….……………………..5

    1. Репродуктивное поведение, установки и мотивы на деторождение……………………………………………………………………5
    2. Репродуктивное здоровье: определение, факторы, влияющие на него, исходя из результатов  эмпирических исследований………………….8

Глава II. Организация  и проведение эмпирического исследования

особенностей репродуктивного здоровья у студенческой молодежи………14

  1. Обоснование выборки, задач и методов экспериментального исследования……………………………………………………………………14
  2. Особенности отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи………………………………………………………..16
  3. Разработка технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи…………………..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………37

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………..52

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………..58

ПРИЛОЖЕНИЕ 6………………………………………………………..59

ПРИЛОЖЕНИЕ 7…………………………………………………………60

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования

Ситуация со здоровьем российской молодежи, в  том числе репродуктивным, остается катастрофической. Современная социальная политика призывает к разработке и пропаганде социально-гуманитарных технологий в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи и создания ряда ценностных ориентиров в сфере репродуктивного поведения.

Увеличиваются случаи, когда молодая супружеская пара просто не может иметь детей по разным причинам, связанным со здоровьем. А в семьях, в которых оба супруга вели асоциальное поведение, часто встречаются дети, рожденные с заболеваниями и даже уродствами, что ставит под угрозу продолжение рода.

Исходя из этого, возникает  вопрос: репродуктивная функции населения стала не самой важной, сексуальное поведение существует только ради удовольствия, а здоровье не имеет ценность для молодежи? Или же все-таки молодые люди и девушки сохраняют свое здоровье и начинают свою интимную жизнь для того, чтобы больше доверять друг другу, а в будущем создавать семью, в которой вырастут здоровые дети.

Интерес данного исследования состоит в том, чтобы узнать отношение молодых девушек к репродуктивному здоровью. Очень много научных исследований о добрачных взаимоотношениях, структуре семей, но формирование ответственного отношения к репродуктивному здоровью конкретно не рассматривается. Поэтому данная работа является актуальной и интересной для современного общества.

Цель исследования: составление технологии формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у девушек.

Задачи исследования:

  1. Конкретизировать научное представление о содержании понятий, «репродуктивное поведение», «репродуктивное здоровье», «здоровый образ жизни».
  2. Исследовать особенности репродуктивного здоровья у девушек по средствам анализа эмпирических исследований.
  3. Определить факторы, влияющие на репродуктивное здоровье в современных условиях и выявить влияние возраста на особенности отношения к репродуктивному здоровью у девушек.
  4. Составить технологию формирования ответственного отношения девушек к репродуктивному здоровью.

Объект исследования: репродуктивное здоровье девушек.

Предмет исследования: особенности отношения к репродуктивному здоровью у девушек, в зависимости от возраста.

Гипотезы  исследования:

Нулевая гипотеза (Но): девушки, обучающиеся в высших учебных заведениях, независимо от возраста, одинаково относятся к репродуктивному здоровью.

Альтернативная гипотеза (Н1): отношение к репродуктивному здоровью молодых девушек старших курсов отличается от отношения к репродуктивному здоровью девушек младших курсов.

 

Глава I. Теоретический  анализ репродуктивного здоровья у  студенческой молодежи

    1. Репродуктивное поведение, установки и мотивы на деторождение

Репродуктивное  поведение представляет собой систему  действий и отношений, опосредующих рождению определенного числа детей в семье, а также вне брака, оно не сводится к «репродуктивному здоровью», оно предполагает полное осуществление репродуктивного цикла (зачатие, беременность, роды). Нарушение непрерывности этого цикла достигается через контрацептивное поведение, которое все шире распространяется при снижении потребности в детях.

В социологии и  демографии, к сожалению, всё ещё затруднено восприятие потребности в детях как мотивирующего механизма поведения. Преобладание норм малодетности заставляет видеть не устремленность к деторождению, а, напротив, к отказу от него. [9].

Проблема падения  уровня репродуктивного поведения современных россиян широко обсуждается, приводятся данные о так называемой депопуляции в России. С. П. Капица приводит данные об ожидаемом уменьшении населения России между 1995 и 2025 гг. от 2 млн. (оптимистический прогноз) до 32 млн. человек (пессимистический прогноз) от численности человек 147,9 млн. человек в 1995 г. в связи с этим значение исследований психологических закономерностей репродуктивного поведения возрастает. Репродуктивное поведение имеет физиологическую составляющую, обусловленную возрастом, характеристиками здоровья, фертильностью (физиологической способностью произвести потомство); культурную составляющую – социальные нормы репродуктивного поведения; психологическую составляющую, представленную потребностями, мотивами, идеальными образами и действиями. [10].

Ведущую роль в  регуляции репродуктивного поведения  играет потребность в детях, а  не ситуация образа жизни.

Потребность в  детях состоит из репродуктивных установок и мотивов, раскрывающих интенсивность побуждений к рождению детей. Определение ситуаций удовлетворения потребности в детях является сложным процессом взаимодействия супружеской пары и семьи в целом. [9].

Репродуктивная  установка представляет собой психическое  состояние личности, обусловливающее взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки не сводятся к числовому выражению намерений о предпочитаемом числе детей. Они характеризуют психологическую предрасположенность, готовность к определенному результату репродуктивного поведения. [9].

В.В. Бойко выделил в потребности в детях два плана: общественный, который привит установками родителей, соответствующие сложившемуся социально-историческому типу семьи и индивидуальный, характеризующий степень любви к детям, свойственная субъекту. [11].

Среди репродуктивных установок выделяются установки  на число детей, установки на пол  ребенка, установки к беременности и благополучному её исходу, а также  установки на интервалы между беременностями. Установки на число детей измеряются обычно с помощью показателей идеального числа («сколько лучше всего иметь вообще детей в семье»), желаемого числа («сколько хотелось бы иметь детей в семье») и ожидаемого числа («сколько детей всего вы собираетесь иметь»). [9].

Установки на пол  ребенка и на число детей определенного  пола исследуются гораздо реже. Установки  же на интервалы между рождением  детей изучаются, но редко. Наилучшим  интервалом вступления в брак считается  рождение первенца через 2 года после вступления в брак с интервалом до 4 лет. Чем выше потребность в детях, тем меньше интервал между рождениями.

Одним из важнейших  разделов теории репродуктивной мотивации  является проблема формирования репродуктивных установок, которая происходит посредством: прямого контакта с объектом установки или его символами; взаимодействия с людьми, которые придерживаются определенных установок; усвоении информации о репродуктивном поведении, передаваемом устно, зафиксированной в письменных сообщениях, а также через каналы массовой информации, в том числе через произведения искусства. Множество социально – психологических исследований выявили огромное влияние семьи на развитие ребенка, на формирование базовой системы установок личности. Чем выше потребность в детях у родителей и соответственно чем больше фактическое число детей в семье, тем сильнее потребность в детях у потомства и наоборот. [9].

Репродуктивные  мотивы представляют собой психические  состояния личности, побуждающие  индивида к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей.

Экономические мотивы рождения детей – это мотивы которые побуждают к рождению того или иного числа детей  благодаря тому, что через события  достигаются определенные экономические цели, т.е. цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повысить экономический статус. Если рождение детей не ведет к экономическим выгодам или не предполагает их, то это следует понимать как отсутствие экономических мотивов рождения.

Социальные  мотивы – это мотивы, которые  побуждают к рождению детей в  пределах бытующих социокультурных  норм детности и которые являются индивидуальной реакцией на эти нормы. Социальные мотивы существуют там, где действуют стимулы и льготы, означающие, к примеру, укрепление или повышение социального статуса родителей, рост престижа материнства и отцовства в глазах окружающих. В современной городской малодетной среде родители трех и более детей, подвергаются негативным социально-психологическим санкциям. Они могут становиться предметом насмешек, морального осуждения и других видов негативного общественного мнения. [9].

Психологические мотивы – это мотивы, которые  побуждают к рождению ребенка  благодаря тому, что через это  достигаются какие-то сугубо личностные, как бы внутренние цели личности. Они отражают не общественную, а индивидуальную заинтересованность в детях. Психологические мотивы многообразны, во-первых, это мотивы, связанные с «дарами», идущими от детей к родителям; дети обогащают эмоционально и информационно, так как общение с детьми открывает неизвестные стороны жизни. Это чувства, вызываемые у взрослых при соприкосновении с особым миром детства, уникальностью социальной роли ребенка, особенно роли малыша. Во-вторых, это желание проявить заботу о ребенке, любовь к нему, стремление направлять развитие личности, опекать детей. В-третьих, психологические мотивы обзаведения детьми объединяют все остальные аспекты индивидуального самосохранения родителей, психологического благополучия Я: здесь и желание продолжить себя в детях, скрасить одиночество и не остаться в одиночестве под старость, укрепить брак и т.д. [9].

Анализируя  многообразие репродуктивного поведения, мотивов, установок можно сделать  вывод о том, что для каждого  человека рождение детей – это постоянный выбор. Рожать детей или нет, какое количество один или больше, предохраняться или забеременеть, сохранять свое здоровье или относится к нему безразлично.

    1. Выявление факторов, влияющих на репродуктивное здоровье, исходя из результатов эмпирических исследований

Проанализировав репродуктивное поведение можно  сделать вывод о том, что рождение детей затруднено при наличии  каких-либо отклонений в здоровье, поэтому  важным фактором появления ребенка  является не только психологическая  готовность, но и здоровье родителей, в особенности, матери, потому что процесс развития молодого организма происходит в утробе женского тела.

Репродуктивное здоровье – состояние  полного физического, умственного  и социального благополучия, а  не просто отсутствие болезней или недугов, касающихся репродуктивной системы и её функций и процессов, согласно определению ВОЗ. [8].

Информация о работе Технология формирования ответственного отношения к репродуктивному здоровью у студенческой молодежи