Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 18:23, реферат
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
Типологии личности
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.
Типология личности по К.Г. Юнгу
Проблема типологии была выдвинута К.Г. Юнгом в фундаментальном труде «Психологические типы». Решая эту проблему, мы получаем опорные точки зрения для приведения «хаотического избытка индивидуального опыта к некоторому порядку». Кроме того, типология личности предоставляет ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. И, наконец, типология — «существенное средство для определения личностного уравнения практического психолога».
В настоящее время проблема типологии остается не менее важной для психологической науки, как и во времена Юнга, но не более разработанной. К сожалению, так и не создано единой общепризнанной типологии личности, хотя количество типологий по самым различным основаниям, безусловно, увеличилось. Ключевыми проблемами являются выдвижение и описание основания классификации, т.е. определенного признака. Не менее важно обосновать выбор именно этого признака (или признаков). Образцами таких исследований могут быть работы Юнга или Айзенка.
Типология Юнга является одной из самых известных и важных в группе социально-личностных типологий. Юнг описывает две основные установки личности — экстравертированную и интровертированную. Кроме того, он выделяет четыре основные психические функции: мышление, эмоции, ощущение и интуицию. Если у субъекта привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому различаются мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным. Юнг подробно и интересно описывает каждый из восьми возможных типов личности.
Юнг не утверждал со стопроцентной уверенностью, что предложенные им типы действительно являются врожденными свойствами человека. С другой стороны, он же давал по этому поводу такой комментарий, что психологический тип ребенка вполне можно проследить с первых лет его жизни, когда давление воспитания еще не настолько велико, чтобы сформировать какие-то выраженные черты характера. В общем, если подходить к этому вопросу с научной строгостью, врожденность типа не доказана, но с практической точки зрения эту идею все-таки можно принять, поскольку реальные многочисленные наблюдения показывают два момента — во-первых, тип действительно проявляется очень рано, а во-вторых, в течение жизни тип не меняется. С возрастом и с взрослением тип может сглаживаться, но в основе своей человек так и остается тем, кем он был — интровертом или экстравертом. Поскольку психологический тип определяется степенью удаления от средней точки, следует заметить, что можно быть больше или меньше интровертом, больше или меньше экстравертом.
Если рассматривать теорию Юнга во всех деталях, то там, конечно, все несколько сложнее. Деления на интровертов и экстравертов очевидно недостаточно. Два выраженных интроверта могут при этом быть совершенно разными в том, что касается их способа смотреть на мир и взаимодействовать с ним. То же и с экстравертами — они бывают разные. Юнг по этому поводу вводит дополнительное понятие — первичная психическая функция. Всего их четыре, и они тоже делятся на пары противоположностей: чувство и мышление, ощущение и интуиция. Таким образом, тип определяется двумя основными координатами — обращенностью вовнутрь (интроверсия) или вовне (экстраверсия) и той психической функцией, которая у него преобладает.
Характерные черты экстраверта (ориентация сознания наружу):
— Склонен сперва говорить и только затем думать.
— Знает массу людей и многих из них зачисляете в разряд «близких друзей»; любит вовлекать в свои занятия максимальное количество участников.
— Не против того, чтобы почитать или поговорить, пока занят одновременно чем-то, какой-то «фоновой» деятельностью (участвует в беседе, смотрит телевизор, слушает радио); благодаря подобным «отвлекающим факторам» может вести себя рассеянно.
— Контактен и его легко увлекает общение с друзьями, коллегами и незнакомцами, хотя иногда он несколько подавляет собеседников.
— С удовольствием отвлекается на телефонные звонки; нисколько не колеблется, испытывая желание позвонить.
— Любит посещать собрания, причем с тем условием, что его мнение будет услышано.
— Предпочитает развивать новые идеи в рамках коллектива, а не в одиночку; необходимость посвящать много времени размышлениям, без возможности «опробовать» их плоды на других людях, иссушает и изматывает его.
— Находит, что слушать труднее, чем говорить, не любит уступать другим место в центре внимания, и начинает скучать, если не может принимать активное участие в разговоре.
— Предпочитает «смотреть» не глазами, а языком. Пример: «Я потеряла очки. Никто не видел моих очков? Они лежали здесь ещё минуту назад!» Когда вы теряете ход мысли, то предпочитаете опять-таки находить его вслух: «Так о чем же я говорил? Это было как-то связано с утренним собранием… ах да, по поводу предложения Харриетт!»
— Нуждается в одобрении и внушении коллег, начальников и подчинённых по следующим вопросам: что он собой представляет, что ему делать, как он выглядит, да и по остальным вопросам тоже.
Характерные черты интроверта (ориентация сознания внутрь):
— Обдумывает и репетирует то, что собирается сказать, и желал бы, чтобы остальные вели себя так же; он часто даете такие ответы: «Мне нужно подумать об этом» и «Я дам ответ позже».
— Любит проводить время в тиши и покое наедине с собой; слишком чувствительно относится к покушениям на свое личное время и склонен приспосабливаться к ним, развивая у себя умение полностью сосредотачиваться, «отсеивая» тем самым звучащие поблизости разговоры, телефонные звонки и прочие помехи.
— Считается человеком, который «прекрасно умеет слушать», но ему кажется, что кое-кто злоупотребляет этим достоинством.
— Время от времени удостаивается ярлыка «тихони»; независимо от того, насколько он с этим согласен, окружающие могут относиться к нему как к человеку скрытному и задумчивому.
— Любит отмечать важные для себя события в обществе одного человека, или нескольких близких друзей.
— Желает научиться более активно и самостоятельно выражать свои мысли; его задевает, когда кто-то выпаливает предложение, которое уже было готово сорваться у вас с языка.
— Любит формулировать свои мысли или выражать чувства так, чтобы его не перебивали, и в свою очередь не прерывает окружающих.
— Испытывает потребность «восстановить силы» после собрания, телефонного разговора, общения; чем более активным было подобное мероприятие, тем большее утомление он чувствует.
— В детстве часто слышал от родителей: «Иди, поиграй с друзьями», поскольку они, вероятно, беспокоились из-за того, что он любит бывать в одиночестве.
— Убежден, что «молчание — золото»; люди, которые не в меру приветливы, кажутся ему подозрительными, и он раздражается, когда они повторяют то, что было только что сказано кем-то еще.
Характерные черты сенсорика (ощущения):
— Предпочитает конкретные ответы на конкретные вопросы.
— Любит сосредотачиваться на том, чем занят в данный момент, и обычно не гадает, что будет дальше. Более того, он предпочитает делать что-либо, а не думать об этом.
— Испытывает особую склонность к таким занятиям, где требуется получение осязаемого результата; несмотря на то, что ненавидит хозяйственные хлопоты, он предпочел бы разобраться на своем столе, чем предаваться размышлениям о своих карьерных перспективах.
— Убежден, что никогда не следует забегать вперед, и не понимает тех людей, которые одержимы стремлением улучшать все вокруг.
— Предпочитает работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; слушая, предпочитает последовательное изложение событий перечислениям наугад.
— Эпитет «фантазер» кажется ему оскорбительным, и его удивляет, что некоторые люди уделяют так много времени тому, чтобы потворствовать своему воображению.
— Читает журналы и отчеты от начала до конца и не понимает, почему некоторым нравится открывать их на той странице, где им заблагорассудится.
— Разочаровывается, когда ему не дают четких распоряжений.
— Использует слова в их буквальном смысле и буквально воспринимает происходящее.
— Легче видит отдельные деревья, чем лес в целом; на работе он счастлив погрузиться в свои собственные дела или в дела своего отдела и не слишком озадачивается тем, как все это впишется в более общую перспективу.
— Готов подписаться под выражением «не поверю, пока не увижу своими глазами.
Характерные черты интуита (интуиция):
— Склонен думать сразу о нескольких вещах; друзья и коллеги часто обвиняют его в рассеянности.
— Считает перспективы будущего скорее заманчивыми, чем пугающими; обычно его больше интересует то, куда он движется, а не положение, в котором он находится.
— Убежден в том, что «скучные подробности» — это тавтология.
— Считает, что время — понятие относительное.
— Любит вдаваться в причины тех или иных событий исключительно потому, что это доставляет ему удовольствие.
— Склонен к каламбурам и любит играть словами
— Замечает за собой привычку искать взаимосвязи и взаимозависимости между большинством явлений, не принимая их такими, какими они кажутся.
— Склонен давать самые общие ответы на вопросы, и не понимает, почему люди так часто не могут следовать его указаниям.
— Предпочитает мечтать о том, на что он потратит свою следующую зарплату, вместо того, чтобы приступить к наведению порядка в своих денежных делах.
Характерные черты логика (мышление):
— Умеет сохранять хладнокровие, спокойствие и объективность в ситуациях, когда все вокруг выходят из себя.
— Предпочел бы участвовать в споре о том, что справедливо, а что — нет, чем о том, как сделать людей счастливыми.
— Любит что-либо доказывать лишь для того, чтобы внести ясность; он вполне способен и на то, чтобы в ходе спора двух сторон занять свою особую позицию лишь для расширения интеллектуального кругозора.
— Может похвастаться скорее твердым умом, чем мягким сердцем.
— Гордится своей объективностью, невзирая на то, что кое-кто объявляет его холодной и черствой личностью.
— Не избегает принятия трудных решений и удивляется тому, почему так много людей досадует на то, что им приходится иметь дело с вещами, которые напрямую не связаны с их проблемами.
— Считает, что быть правым важнее, чем нравиться людям.
— Ценит все, в чем есть следы логической и научной мысли, и доверяет подобной информации.
— Лучше запоминает числа и схемы, чем лица и имена людей.
Характерные черты этика (чувства, эмоции):
— Считает, что «правильное решение» — это то, которое учитывает чувства других людей.
— Чувствует, что понятие «любовь» не поддаётся точному определению, и его сильно задевают попытки некоторых людей дать ему определение.
— Склонен чрезмерно идти навстречу другим людям в их потребностях.
— Ставит себя на место других людей; он из числа тех, кто спрашивает на собраниях: «А как это отзовётся на людях, которых это коснётся?»
— Любит оказывать другим услуги, в которых они нуждаются, хотя считает, что кое-кто этим злоупотребляет.
— Ловит себя на мысли: «Есть ли хоть кому-нибудь дело до того, чего я хочу?», хотя высказать это кому-нибудь ему может быть очень непросто.
— Не колеблясь возьмет назад свои слова, если ему покажется, что он кого-то ими задел, а в результате его обвиняют в непоследовательности.
— Предпочитает гармонию ясности; конфликты повергают его в смущение, так что он либо избегает их («Давайте сменим тему»), либо сглаживает («Давай пожмём друг другу руки и будем друзьями»).
Довольно любопытно, что пара «этика — логика» является единственной парой предпочтений, обнаруживающей тесную связь с полом человека: примерно две трети мужчин является логиками, а почти такое же количество женщин — этиками.
Исходя из своего клинического опыта Юнг приходит к выводу, что у одного и того же человека все четыре функции не бывают развиты одинаково хорошо. Преобладающая над другими психическая функция определяет соответствующий тип поведения. Два типа субъектно-объектной установки (экстравертированная и интровертированная) и четыре вида функций, каждый из которых может преобладать в обеих установках, образуют, таким образом, восемь более частных психологических типов.
Экстравертированный мыслительный тип характерен для людей, которые принимают важные решения исходя исключительно из рассудочных, интеллектуальных мотивов. Люди этого типа склонны создавать схемы (Юнг называет их „формулы") объективной реальности и руководствоваться этими схемами в своей жизни как непреложным законом бытия, не терпя никаких отклонений и требуя полного подчинения этим схемам ото всех окружающих. Они точно знают, как надо. Если эти схемы являются результатом глубокого понимания реальности, то люди этого типа предстают перед обществом в виде новаторов и социальных реформаторов. Но, чем уже схема, тем больше вероятность, что представитель этого типа превратится просто в брюзгу, а служение своему идеалу не остановит его ни перед какими сомнительными с нравственной точки зрения поступками: цель оправдывает средства. Экстравертам мыслительного типа свойственна неполноценность эмоциональной сферы. Они редко сочувствуют людям и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
Экстравертированный эмоциональный тип характеризуется склонностью к эмоциональной оценке всего того, что его окружает и одновременно - к „правильным" эмоциям. Поскольку общей установкой экстравертов является направленность на объект, то и эмоции их обусловлены объектом. Они любят „подходящего" партнера, т.е. партнера отвечающего определенным критериям (например, занимающего соответствующее социальное положение). Они ходят в театр и испытывают те эмоции, которые надо испытывать в театре. От их чувств веет холодом, и они воспринимаются скорее как притворство, нежели как истинная эмоция.