Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 21:32, реферат
Лица, принимающие решения – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.
Эффективность принимаемых решений в значительной мере зависит от качеств, характеристик, важнейших черт ЛПР. При персонифицированном принятии решений у ЛПР можно выделить индивидуальные черты, присущие конкретной личности, и постоянные черты ЛПР. При коллективном принятии решений важно еще сочетание личностных черт (индивидуальных и постоянных) у членов группы – коллективного ЛПР.
1. Основные черты лпр 2
2. Система ролей руководителя 9
3. Типология лидерства 10
4. Принятие решений в условиях ограничений 18
Список используемой литературы 24
Оглавление
1. Основные черты лпр 2
2. Система ролей руководителя 9
3. Типология лидерства 10
4. Принятие решений в условиях ограничений 18
Список
используемой литературы 24
Лица, принимающие решения – это индивид или группа индивидов, которые производят выбор определенной альтернативы в качестве решения и несут ответственность за последствия реализации данного решения.
Эффективность
принимаемых решений в
Индивидуальные
черты особенно важны для решения
некоторых типов задач. Например,
творческие способности – оригинальность
и гибкость мышления, творческое воображение
– особенно важны при решении
задач творческого характера. В
то же время эти способности не
столь существенны в
Постоянные черты ЛПР – это подмножество относительно устойчивых черт, которые играют роль при решении любых типов задач. Основными постоянными чертами ЛПР являются целеустремленность и характеристика систем памяти.
Целеустремленность. Цель – это положение вещей, ситуация, состояние, которые могут иметь субъективную ценность или полезность для ЛПР.
ЛПР стремится достичь целей путем разработки УР. Цели порождаются потребностями. Многообразие потребностей, даже у отдельной личности, обусловливает сложность системы целей. Еще более сложной является система целей организации.
Достижение
сложных целей может
Такая система способна:
создавать подцели различных подуровней, имеющих иерархическую структуру. На вершине находится главная цель, или цель нулевого уровня, далее – цели первого, второго и других, более низких уровней. Важной характеристикой системы целей является поддержка целями низших уровней целей более высокого уровня;
выбирать
средства (методы, стратегии, программы),
адекватные данной задаче. Адекватные
средства не всегда будут оптимальны.
При решении многих задач осуществляется
поиск удовлетворительного
вернуться в случае прерывания процесса решения (из–за внутренних или внешних причин) через некоторое время к этапу, на котором процесс решения был прерван;
избегать повторений благодаря памяти. При повторении одних и тех же действий достижение цели было бы невозможно;
завершить работу, если достигнута ситуация, субъективная ценность которой соответствует запланированной цели, т.е. выгоде, которую он хотел получить.
Характеристика систем памяти. Для принятия решения ЛПР использует информацию, которая находится в памяти. Различают долговременную и кратковременную память:
Долговременная память ЛПР носит ассоциативный характер. Она имеет очень большую емкость, что обеспечивается возможностью кодирования информации. К этой информации нет непосредственного доступа. Необходимо затратить время и усилия для считывания этой информации. Время считывания в значительной мере зависит от типа информации и способностей конкретной личности. Например, шахматисты имеют большой объем долговременной памяти. Многие из них способны считывать информацию из этой памяти с высокой скоростью. Писатели обладают мощной ассоциативной памятью. Ясно, что возможна тренировка памяти. Однако индивидуальные различия в объеме внешней памяти и скорости считывания информации огромны.
Кратковременная память имеет ограниченный объем. Информация, хранящаяся в этой памяти, непосредственно доступна. Это главная система, где происходит процесс переработки информации в соответствии с целью. Информация поступает в кратковременную память из долговременной памяти или из внешней среды. Результаты обработки информации обогащают долговременную память и, возможно, внешнюю память ЛПР.
Внешняя память практически не ограничена по своему объему, она находится во внешнем окружении ЛПР. Ему требуется время для доступа к этой информации. Примером внешней памяти являются базы данных, ресурсы сети Интернет, справочники, заключения экспертов и т.п.
Принятие
управленческого решения может
сопровождаться ошибками руководителя,
что усиливает напряженность
в его «поле риска». Эти ошибки
могут быть и субъективными, и
объективными, т.е. непроизвольными
и вынужденными.
Таблица 5.1
Субъективные и объективные ошибки ЛПР
Субъективные | Объективные |
1.
Привычка принимать решения по
выбранному шаблону («Мы |
1. Перенасыщенность принимаемых решений, которые поэтому не всегда выполняются |
2. Переоценка возможного успеха («Мне обязательно повезет») | 2. Новые
решения противоречат тем, |
3.
Настрой на субъективно |
3. Новые решения дублируют те, которые были приняты ранее, но не «работают» |
4.
Апелляция к собственному |
4. В принятых
решениях даны нереальные |
5 Недооценка рисков («Со мной это не произойдет!») | 5. Принимаемые
решения оказываются « |
6.
Установка на самый исполнимый
вариант («Зато быстро сделаем» |
6. В новых
решениях заложена |
7.
Стремление доказать свою |
7. Новые
решения принимаются |
8. Подгонка информации под свой замысел решения («Моя идея должна сработать») | 8. Решения принимаются с учетом того, что все ошибки исправятся потом |
9.
Абстрактная выработка решения
(«Смысл понятен, а там |
9. Игнорируется поэтапная процедура принятия решений, так как нет времени |
10. Давление неудач («Я уже не один раз обжигался») | 10. Некому
готовить необходимую |
Многое зависит и от того, кто и как психологически предрасположен принимать управленческие решения. По этому критерию можно выделить пять психологических типов ЛПР.
Рассудочный
тип. Преобладают детализация
Прагматический тип. Преобладают волевые решения на основе здравого смысла и интуиции; происходит быстрое и точное «попадание в цель» благодаря отбрасыванию деталей.
Комплексивный тип. Преобладает «колебательный настрой» в принятии решений, которые могут и затягиваться, и приниматься, и отменяется в зависимости от переживания собственных проблем.
Посреднический тип. Преобладают «мягкие» управленческие решения, впитывающие мнения работников, в которых учитываются те последствия, которые могут позитивно или негативно отразиться на их интересах.
Эвристический тип. Преобладают управленческие решения, которые могут быть сгенерированы по–новому; сильная вера в новую идею затрудняет прогноз в оценке их последствий.
В практике управления и сами руководители, и их команда редко представляют эти психологические типы в «чистом виде». Все они, так или иначе, совмещаются. А поэтому совмещаются и способы принятия УР.
Изучение стиля и психологического типа руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации механизмов принятия УР. Знание требуемого стиля ЛПР необходимо для решения проблемы оценки профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.
Каждый
руководитель в управленческой деятельности
выполняет служебные
Администраторы имеют определенные и устоявшиеся стили деятельности – они варьируются от авторитарного до демократического. Очевидно, администраторы могут действовать с использованием разных стилей в разные периоды времени. Основные разновидности административных стилей руководства таковы:
Демократический.
Отражает систему взаимоотношений,
для которой характерно постоянное
взаимопонимание между
Кооперативный. Часть полномочий по управлению передана коллективу. Комитет – это тот орган, который наиболее часто используется для функционирования кооперативного стиля руководства. Обычно вопросы управления являются постоянными обязанностями членов комитета;
Ограниченное участие. Незначительная часть управленческих функций делегируется персоналу. Специальным рабочим группам предлагается решить вопросы планирования и дать рекомендации. Однако, конечное решение никогда не принимается комитетом, принимающем участие в рассмотрении какой-либо проблемы;
Бюрократический.
При этом стиле управления почти
нет места сотрудничеству или
даже ограниченному участию кого-
Невмешательский. Это хаотичный подход администратора, который, как страус, прячет голову в песке в затруднительных ситуациях. Он позволяет каждому члену коллектива вести себя так, как ему удобно, не заботясь об объективной оценке или последствиях. Он не способствует выработке коллективных решений и не может принять на себя ответственность в трудной ситуации. Подчиненные ничего не знают о способах контроля. Каждый сам решает свои проблемы или терпит неудачу;
Благожелательный деспот. Этот администратор обычно улыбается, слушает вас (или делает вид, что слушает), а затем поступает, как считает нужным. Он обычно говорит: "Я слушаю Вас", "Мы, может быть, примем Ваше предложение". Не потребуется много времени для того, чтобы обнаружить, что это лишь отговорки;