Типология памяти. Виды памяти. Механизмы запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 08:24, контрольная работа

Краткое описание

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для учения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 69.17 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

ФБГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет       им. Гагарина Ю.А.

Институт социального и производственного менеджмента

Факультет экологии и сервиса

Кафедра «Менеджмент туристического бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Психология»

на тему: «Типология памяти. Виды памяти. Механизмы запоминания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнил:

    студент(ка) группы ТУРМ-21(С)  з/о

    Фамилия И.О. Рогачева Д.С.

 

    Проверил:

    КПН, доцент,

    заведующая каф "Психология"

    Эйгелис Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                               

 

ВВЕДЕНИЕ     

                          

Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для учения и приобретения знаний.  Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.

Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво   для нашего будущего, а настоящее безвозвратно исчезало бы в прошлом».1

Стремиться понять то, как функционирует человек необходимо, и особенно для специалистов, работающих с людьми. Каждый человек уникален, но возможно найти некоторые закономерности, которые очень помогут в работе с человеком. Ведь чем глубже наше понимание человека, тем эффективнее можно послужить и помочь ему.

В данной работе будет дано определение того, что такое память,  будет сделан обзор видов, основных свойств, качеств и механизмов памяти.

    

 

1. Типология  памяти.

1.1 Основные определения.

Прежде всего, следует отметить что память, в той или иной мере, есть у всех живых существ, но человек стоит на много порядков выше любого существа в мире.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая.

Генетическая память - память, которая хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основной биологический механизм запоминания информации в этом случае –  мутация и изменения в генах. В данной работе генетическая память не будет разбираться подробно, так как она единственная, на которую  мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Механическая -  это механическая способность к обучению, к приобретению какого-то опыта. Данная память ограничена, она накапливается, но не сохраняется, а исчезает с самим организмом. Понятие

"механическая  память" означает память, которая  основана на повторении, без осмысливания действий или материала.

Данные виды памяти существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Но человек гораздо более сложен:  прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.).

Что же такое сама память? Принято считать, что физиологическая основа памяти лежит в так называемых последовательных временных связях, которые возникают в коре полушарий головного мозга, на условно-рефлекторных принципах.2

Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Другое определение, говорит что память - это способность вспоминать

отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

Память трудно свести к одному понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.

Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта:  интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях.

1.2 Основные черты памяти.

 Итак, память – очень сложный  механизм, она состоит из целого ряда специальных факторов памяти, которые мы и рассмотрим.

Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти,  это: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем.

От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. Данные черты памяти будут упоминаться ниже в этой работе, а пока – их краткая характеристика:

    

 
 


 

1. Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти  - 7 элементов (единиц) информации.

2. Быстрота запоминания  - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.

3. Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.

4.  Длительность – способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди

могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.

5. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный ранее опыт.

1.3 Индивидуальные различия памяти

 

Сразу хочется отметить, что когда речь идет о психических явлениях, довольно трудно разложить все "по полочкам" и вывести единый шаблон. Тоже относится и к памяти, ведь несмотря на многочисленные и многолетние исследования, которые проводятся психологами, и нейрофизиологами, физиологические механизмы памяти все еще малоизучены.

Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что  у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.

Разница может быть количественной, например:

    • различная скорость запоминания;
    • в прочности сохранения;
    • в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания.3

Например: некоторые люди чудесно запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, но долго хранят в памяти накопленную информацию.

Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, т.е. в  зависимости от того какой вид памяти доминирует. В зависимости от этого в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы.

Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.

Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как

эйдетическое зрение,  т.е. то, что называют «фотографическая память». Примером может служить человек, который после однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, все же продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его даже по прошествии долгого времени. На самом деле такой вид памяти в той или иной мере не так уж и редок, имеется у многих детей, но в последствие исчезает у взрослых из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит некоторыми людьми (например у художников, музыкантов, где требуется точное воспроизведение увиденного). У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.

Память также зависит от  таких индивидуальных особенностей личности как:

  • интересы и склонности личности; (то, чем человек больше

интересуется, запоминается без труда);

  • отношение личности к той или иной деятельности;

эмоциональный настрой.

  • физическое состояние;
  • волевое усилие и многих других факторов.

Интересно, что память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Память вообще оптимистична по природе: человек всегда стремиться забывать неприятное, а воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, довольно быстро

утрачивают остроту.4

    

 

2. Виды и формы памяти.

 

Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

  • по участию воли в процессе запоминания;
  • по психической активности, которая преобладает в деятельности;
  • по продолжительности сохранения информации;
  • по сути предмета и способа запоминания.   

По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.

  1. Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение

автоматически, без всяких усилий. 

  1. Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует

конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.

По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную, и словестно-логическую.

В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые

участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительно, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.

  1. Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений.

Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

  1. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях.

Как правило, то что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: около 6 мес.

  1. Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал.  Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой,  обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д.  Логическая память при ее

тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает "работать" позже других. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.

  1. Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.

Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает

своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.

  • Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое

воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память , также характеризуется

сильной образностью.

  • Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

Информация о работе Типология памяти. Виды памяти. Механизмы запоминания