Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:45, курсовая работа
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.
Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи.
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то – только совместно с кем-либо. Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.
Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи.
Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.…………………………………………………….
В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.
Задача данной работы – дать
систематизированное обзорное представление
об эволюции семейных отношений, показать
характерные черты и особенности жизненного
цикла семьи, выявить главные проблемы
психологии семейных отношений.……………………………………………...
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моделей межличностных отношений, свидетельствуют об актуальности осмысления психологии семейных отношений.
Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. Отсюда вытекает закономерный вопрос о преодолении нашей отдельности в современном мире. Э. Фромм вопрошает: «Как нам приобрести союз с самими собою, с нашими собратьями людьми, с природой?»
В реалиях XXI века еще острее
стоят вопросы по поводу того, как людям
обрести устойчивый, гармоничный союз
с другим человеком и каким образом сохранить
этот союз на протяжении всей жизни.
Проблема психологии семейных отношений
возникает в плане реализации жизненной
и личностной идеологии человека, в плане
становления семейного сценария человека
и в плане реализации смыслов и целей семейной
жизни. Лучше всего это выразил С.Л. Рубинштейн:
«Отношение к другому человеку, к людям
составляет основную ткань человеческой
жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека
все соткано из его человеческих отношений
к другим людям; то, чего оно стоит, целиком
определяется тем, к каким человеческим
отношениям человек стремится, какие отношения
к людям, к другому человеку он способен
устанавливать. Психологический анализ
человеческой жизни, направленный на раскрытие
отношений к другим людям, составляет
ядро подлинной психологии».
Семейные отношения – это сложный феномен,
сложная психическая реальность, включающая
и мифологические и современные уровни
сознания, и индивидуальные и коллективные,
онтогенетические, социогенетические
и филогенетические основания. Понятие
семейных отношений как состояние принадлежности
индивида некоторому надиндивидуальному
семейному целому охватывает субъективное
время, личностную жизнедеятельность,
национальную культуру и традиции. Однако
разработанного и достаточно завершенного
гносеологического поля не сложилось,
потому что по мере развития научного
познания с основополагающим принципом
объективности неформальные отношения,
эмоциональная близость, любовь, симпатия
всемерно выживались из этого процесса,
а «супружеские узы» и в целом семейные
отношения как психологические феномены
постоянно ускользали от четкого определения.………………………………………………
Комплексное знание базируется на онтологическом допущении, согласно которому объект анализа отличается многовекторностью и разнообразием. «Разум приближается к истине как многоугольник к кругу, чем больше число сторон многоугольника, тем более он приближается к кругу...» .
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследователями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, – психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений, так и для реализации эвристических целей научного поиска в ситуации власти информационных технологий, кризиса общественных систем.
Во многих психологических
исследованиях обсуждается глобальная
ломка социальных стереотипов, индивидуальная
идеология безвременья, дезинтеграции,
изменение социально-психологического
статуса семьи, особенно многодетной,
в некоторых случаях обнаруживается его
деформация, неопределенность и даже частичная
утрата в результате смены отработанных
ритуалов, трансляции в СМИ информации,
построенной на принципах иронии, бессмысленной
жестокости, индивидуализма и мистицизма,
изменения практики повседневного привычного
общения и неадекватности имеющегося
житейского опыта членов семьи наличной
социальной ситуации.………………………………………………………
Если истолковывать «семейные отношения» как понятие, продуцированное ментальной рефлексией относительно истории человека и семьи, то его истоки восходят к философской мудрости Платона (диалоги «Государство», «Законы», «Пир»), Аристотеля («Политика»), Ксенофонта («Домострой»), Плутарха («Наставление супругам»), Ф. Энгельса («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), М. Монтеня («Опыты»), И. Канта («Метафизика нравов»), Г. Гегеля («Философия религии», «Философия права»), Н.Г. Чернышевского («Русский человек на rendez-vous»), А. Шопенгауэра («Афоризмы житейской мудрости»), П.А. Флоренского («Столп и утверждение истины»), В.В. Розанова («Семейный вопрос в России»).
Важнейшим свойством некоторых работ является попытка объединить различные интерпретации семьи и семейных отношений. Такая установка предполагает аналитическую работу в различных областях психологической теории: психоанализе, интеракционизме, бихевиоризме, психосинтезе, социальной психологии и др. Кроме того, в исследовательское поле включают психологические, социологические, антропологические, философские, биологические и культурологические точки зрения таких авторов, как Л.А. Файнберг, Ю.И. Семенов, М. Мид, Э. Берн, Э. Фромм, Д.Д. Фрэзер, Д. Аккерман, К.Г. Юнг, А. Адлер, И.С. Кон, М.С. Мацковский, А.С. Спиваковская, А.М. Свядощ, В.В. Бойко, В.С. Торохтий, В. Владин, Д. и других известных специалистов.
Отношения между людьми в системе психологического знания понимаются, во-первых, как некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, как оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнеров.
Эти два аспекта – объективный и оценочный – представляют две стороны реальности семейной жизни. Для семьи частота контактов, их содержание определяется тем, как члены семьи относятся друг к другу, т.е. эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия.
Эмоциональные отношения многосторонне изучались Л.Я. Гозманом, значимые отношения – А.А. Кроник и Е.А. Кроник, однако авторы решали задачу по прояснению закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных и значимых отношений в паре или «событийной» группе. С точки зрения семьи это явное сужение предмета анализа.
Если же исходить в целом из межличностных отношений, как наиболее изученной темы социальной психологии, то за глобальностью теоретических моделей теряется феномен собственно семейных отношений.
Вместе с тем в современной
психологии известны масштабные работы,
объектом которых является семья. Исторически
сложилось так, что в отечественной психологической
науке наиболее разработанными оказались
проблемы семьи «как ячейки общества».
В то же время собственно семейные отношения
являются в них маргинальными.…………………………………...
Таким образом, очевидна необходимость
концентрации усилий на изучении семьи
как объекта и семейных отношений как
предмета психологического исследования.……………………………………………
Л.Я. Гозман подчеркивает в эмоциональных
отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую
своим предметом другого человека, аттитюд
на другого человека и эмоциональный компонент
межличностного восприятия.
Следуя этой позиции, объективация
семейных отношений возможна через анализ
как области эмоциональных отношений
членов семьи друг к другу, так и области
объективно существующего процесса развития
семейных отношений на разных стадиях
жизненного цикла семьи. Полноценное изучение
семейных отношений предполагает рассмотрение
их в контексте воздействующих на них
разнообразных условий и факторов.
Супружеские узы как искусство жить
в браке согласно определению М. Фуко определяют
отношения, дуальные по форме, универсальные
по значению и специфические по интенсивности
и силе.
Дуальность семейных отношений обусловлена
половым диморфизмом, с одной стороны,
и двойственностью целей брака – продолжением
рода и дружной совместной семейной жизнью,
с другой.
Универсальность брака и семьи связана с долгом всякого человеческого существа, желающего жить сообразно природе, и одновременно с обязанностью индивида, который намерен вести жизнь, полезную для окружающих и человечества в целом. Матримониальная связь представляет собой универсальный закон.…………………………………
Уникальность семейно-брачных отношений кроется в их эмоциональном и кровно-родственном потенциале. Понимаемые как наиболее важные и тесные из всех возможных отношений, супружеские узы полностью определяют способ существования, который требует определенного искусства бытия вместе.………………………………………..
Семейные отношения в понимании автора осмысливаются как феномен, в котором слияние Я и Значимых Других происходило бы таким образом, что развязка жизни человека наступала бы как итог развития характера и личности человека на фоне гармоничного, могущественного и разумного «единения» с близкими, родными людьми благодаря овладению всеми членами семьи искусства быть вместе, а не просто как финал, обусловленный самой жизненной ситуацией.………………………………….
Соглашаясь с А.А. Кроник и Л.Я. Гозманом в том, что «основными координатами» пространства межличностных отношений являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений и свободный или вынужденный способ создания семейной пары, обратим дальнейшее внимание на устойчивость и динамичный характер семейных отношений.
2. Типология семейных отношений
2.1. Характеристика семьи
Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.
Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».
1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.
3. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.
4. Функция духовная (культурная) общественная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.
5. Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.
6. Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.
В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища - места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.
По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:
Социологи определили следующие условия семейного благополучия:
1. Взаимопонимание между супругами.
2. Отдельная квартира.
3. Материальное благополучие.
4. Дети.
5. Уверенность в прочности брака.
6. Интересный досуг в семье.
7. Интересная работа.
8. Соответствующее образование.
9. Хорошее положение на работе.