Федеральное агентство по
образованию ФГАОУ ВПО
«Сибирский федеральный
университет»
Хакасский Технический
Институт филиал
Федерального государственного
образовательного учреждения
Высшего профессионального
образования
«Сибирский Федеральный
Университет»
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Психология и
педагогика
на тему:
Типология характеров
Выполнила: студентка 1 курса
Группы 52-1 Щипунова Е.Н
Преподаватель: Романенко Л.А.
2013 год
Оглавление
- Введение……………………………………………………………………3
- Основная часть
- §1. Определение характера…………………………………………4
- §2. Типы характеров………………………………………………...5
- §2.1 Типология характеров по Э.Кречмеру……………….5
- §2.2 Типология характеров по А.Е.Личко…………………6
- §2.3 Типология характеров по К. Леонгарду……………...9
- §2.4 Типология характеров по Э.Фромму………………..12
- §2.5 Типология манипулятивных типов характера (Э. Шостром)……………………………………………………....14
- Заключение……………………………………………………………….16
- Литература…………………………………………………………….…17
Введение
Актуальность:
Изучения характера человека
способствует не только познанию его
самого, но и выявлению определенных
черт и качеств, которые определяют
поведение и влияют на выбор будущей
деятельности человека. Типология характеров
позволяет узнать, какое поведение
присуще человеку, как вести с
ним общение и предотвращать
конфликты и т.д.
Попытки построения типологии характеров неоднократно
предпринимались на протяжении всей истории
психологии. Одной из наиболее известных
и ранних из них явилась та, которая еще
в начале нашего века была предложена
немецким психиатром и психологом Э.Кречмером.
Несколько позже аналогичную попытку
предпринял его американский коллега
У.Шелдон, а в наши дни - Э.Фромм, К.Леонгард,
А.Е.Личко и ряд других ученых.
Цель:
Целью моей работы является
представление современных типологий
характера и их описания.
Задачи:
- Дать определение характера
- Познакомиться с различными типологиями современных ученых.
§1. Определение характера
Характер – это совокупность устойчивых
черт личности, определяющих отношение
человека к людям, к выполняемой работе.
Характер проявляется в деятельности
и общении (как и темперамент) и включает
в себя то, что придает поведению человека
специфический, характерный для него оттенок
(отсюда название «характер»).
Характер может обнаруживаться
в особенностях деятельности, которыми
человек предпочитает заниматься. Одни
люди предпочитают наиболее сложные
и трудные виды деятельности, для
них доставляет удовольствие искать
и преодолевать препятствия; другие
выбирают наиболее простые, беспроблемные
пути. Для одних существенно, с какими
результатами они выполнили ту или иную
работу, удалось ли при этом превзойти
других людей. Для остальных это может
быть безразличным, и они довольствуются
тем, что справились с работой не хуже
других, добившись посредственного качества.
В общении с людьми характер
человека проявляется в манере поведения,
в способах реагирования на действия
и поступки людей. Манера общения
может быть более или менее
деликатной, тактичной или бесцеремонной,
вежливой или грубой. Характер, в
отличие от темперамента, обусловлен
не столько свойствами нервной системы,
сколько культурой человека, его
воспитанием.
Характер человека – это
то, что определяет его значимые
поступки, а не случайные реакции
на те или иные стимулы или сложившиеся
обстоятельства. Поступок человека с характером
почти всегда сознателен и обдуман, может
быть объяснен и оправдан, по крайней мере
с позиций действующего лица. Говоря о
характере, мы обычно вкладываем в представление
о нем способность человека вести себя
самостоятельно, последовательно, независимо
от обстоятельств, проявляя свою волю
и настойчивость, целеустремленность
и упорство. Бесхарактерный человек в
этом смысле – тот, кто не проявляет подобные
качества ни в деятельности, ни в общении
с людьми, плывет по течению, зависим от
обстоятельств, управляется ими.
§2. Типы характеров
Все типологии человеческих характеров исходили
из ряда общих идей. Основные из них следующие:
- Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
- Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
- Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
§2.1 Типология характеров
по Э.Кречмеру
Э. Кречмер выделил и описал
три наиболее часто встречающиеся типа
строения тела и конституции человека:
астенический, атлетический и пикнический.
Каждый из них он связал с особым типом
характера.
- Астетический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – обычно худой или тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.
- Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
- Пикнический тип отличается развитыми внутренними полостями тела, склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Хотя типология Кречмера
была построена умозрительным путем, она
содержала в себе ряд жизненно правдивых
наблюдений. Впоследствии действительно
обнаружилось, что люди с определенными
типом строения тела имеют склонность
к заболеваниям, которые сопровождаются
акцентуациями соответствующих черт поведения.
§2.2 Типология характеров
по А.Е.Личко
Акцентуация характера, по Личко,
- это чрезмерное усиление отдельных черт
характера, при котором наблюдаются не
выходящие за пределы нормы отклонения
в психологии и поведении человека, граничащие
с патологией. Такие акцентуации как временные
состояния психики чаще всего наблюдаются
в подростковом и раннем юношеском возрасте.
Классификация акцентуаций характеров у
подростков, которую предложил А.ЕЛичко,
выглядит следующим образом:
- Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
- Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
- Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они 'способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач'. Поведение этих подростка во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
- Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
- Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также 'комплекс неполноценности'. Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
- Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.
- Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.
- Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А.Е.Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.
- Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
- Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
- Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - 'быть как все'. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет 'моральное' оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
Классификация характеров, предложенная
А.Е.Личко построена на основе результатов
наблюдений и их обобщения и в этом смысле
не является научно точной (по современным
представлениям).
§2.3 Типология характеров
по К. Леонгарду
Близкой к классификациям
А.Е.Личко является типология характеров,
предложенная немецким ученым К.Леонгардом.
Эта классификация основана на оценке
стиля общения человека с окружающими
людьми и представляет как самостоятельные
следующие типы характеров.
- Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У такого человека возникают эпизодич<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial';
font-size: 14pt