Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:52, лекция
Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под типом темперамента он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов
Теоретическая часть.
Темперамент.
Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под типом темперамента он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.
Типологии темперамента и их характеристики.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
Практическая часть.
Схема наблюдения за поведением ученика.
Дата, время |
Вид деятельности |
Поведенческие проявления. | |||
Перепады интонации, громкость голоса, плавность и легкость речи, паузы, остановки, междометья и т.п. |
Темп, ритм движений, мимика, пантомимика, жестикуляция |
Общительность, стеснительность - раскованность, разговорчивость-молчаливость, активность – пассивность, ригидность - переключаемость, работоспособность, энергичность, отвлекаемость и т.п. |
Вспыльчивость, неуравновешенность – сдержанность, смена настроения, жизнерадостность и т.п. | ||
02.10.2013. Урок англ.яз. 8-05 – 8-45. |
Ангелина смотрит презентацию одноклассника. |
Протяжно вздыхает |
Подпирает голову двумя руками, смотрит на соседку, плечи опущены, на протяжении 15минут темп и характер движений не меняется |
Пассивна,молчалива, Ригидность,отвлекаемость |
Настроение не меняется. |
8-45 -8-50 |
Отдыхает на перемене |
Спокойно разговаривает с соседкой |
Медленно берет телефон, выражение лица сосредоточенное, присутствует восторженная улыбка |
В течение 5 минут не отвлекается на вопросы и замечания других собеседников |
Сдержана, настроение не меняется |
Урок англ.яз. 8-50 – 9-30. |
Ангелина выполняет |
Снова вздыхает |
Неторопливо заполняет бланк, сосредоточенное выражение лица, плечи опущены |
Пассивна,молчалива, |
Смены настроения не наблюдается. |
04.10.2013. Урок англ.яз. 11-05 – 11-45. |
Ангелина отвечает у доски |
Плавная и легкая речь, нет перепадов в голосе |
Плечи опущены, руки держит вместе за спиной, стоит перекачиваясь с ноги на ногу. |
Пассивна, сдержана, работоспособна. |
Перемены в настроении не наблюдалось. |
11.45 – 11.55 |
Перемена. Отдыхает |
Речь плавная, голос тихий |
Плечи опущены, голову подперла руками и спокойна разглядывает одноклассников. |
Пассивна, молчалива, стеснительна |
Перемен нет |
Урок математики 11-55 – 12.35 |
Ангелина самостоятельно отвечает на вопросы теста. |
Зевает |
В руке прячет шпаргалку, спокойно перелистывает страницы, лицо расслаблено, не переживает |
Пассивна, молчалива, не активна, не отвлекается, сконцентрирована на работе |
Перемен настроения в течение урока не наблюдалось. |
Заключение. Тип темперамента Ангелины.
Итак, Ангелина на протяжении всего моего наблюдения вела себя спокойно и уравновешенно, от одноклассников ее отличала заметная невозмутимость. Ее трудно чем –либо заинтересовать, но она крайне производительна в работе, поскольку дополняет свою медлительность кропотливостью. Ее отличает упорство и настойчивость в работе, не смотря на то, что внешне она остается холодной и безразличной.
Таким образом, можно сделать вывод, что Ангелина флегматик.
Рекомендации по самостоятельной работе школьника, учитывая его типа темперамента.
Вывод.
Флегматик имеет сильный
уравновешенный инертный тип нервной
системы. Мало эмоционален. Его трудно
рассмешить, разгневать или опечалить.
Когда все в классе смеются
по какому-либо поводу, он невозмутим.
При больших неприятностях
Флегматиком можно управлять. Он не испытывает "великих страстей" и не имеет больших притязаний, нередко его вполне устраивает посредственность. Требуется много времени, чтобы расшевелить его (он усваивает со своей скоростью), зато и работу свою он делает основательно и хорошо, как никакой другой темперамент. Флегматик вносит во взаимоотношения стабильность и покой. Хотя его кажущаяся медлительность более темпераментного человека порой может и раздражать, но чего не сделаешь ради желанного покоя! Он иначе не может, у него только такой темп жизни. И приходится приспосабливаться к его темпу, на что нужно запастись немалым терпением. Флегматику надо оставить время, чтобы он мог все усвоить и переварить.
Дополнительно о флегматике можно сказать следующее: в деятельности он проявляет основательность, продуманность, упорство. Как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у него протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо. Причина в уравновешенности и слабой подвижности нервных процессов. В отношениях с людьми всегда ровен, в меру общителен, и настроение у него устойчивое. Его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У него легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у него следует развивать несколько большую подвижность, активность, чтобы проще вписываться в социальное окружение. Иногда у флегматика может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
В психологической характеристике рекомендации легко читаются между строк, если они даже не вынесены отдельно. Но вот все же некоторые из рекомендации следует подчеркнуть:
С флегматиком -
• в группе выделять его с положительной стороны и поощрять,
• постоянно "тормошить" и выводить из состояния пассивности и безразличия,
• общаться с ним почаще, развивая его социальный интеллект, но деликатно,
• находить для него индивидуальные занятия со спокойным темпом работы,
• создавать ощущение, что он интересный человек, поддерживать доверительные отношения.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗВОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии.
Отчет по педагогической практике.
Студентки 5 курса
Филологического факультета
Группы АН-91
Коллади С.К.
Магадан 2013