Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 22:52, реферат
Проблема человека и его деятельности в окружающей среде становится все более актуальной, поскольку именно в Человеку опосредованное природа с развитием цивилизации, ее многочисленными связями и взаимозависимости. Современные условия производства требуют от человека все большего - учета возможных последствий ее деятельности. Она по сути своей является одновременно актом и личным и общественным (общественным), а потому влияет как на самого человека, его цели, ценности, дальнейшее развитие, так и на социальную и природную среду. В. И. Вернадский первым осознал, что человек - весьма активная сердцевина биосферы, ее вторжение в окружающий мир порождает т.н. "ноосферу" - продукт деятельности человека. Ему также принадлежит мысль о том, что прагматичный утилитаризм, который вообще присущ человеку, должно уступить место гуманизации в широком понимании.
Реферат на тему:
Триединая система “Человек”
Человек осуществляет обмен с окружающей средой не только энергией, информацией или вещами, но и всеми своими свойствами, некоторые из которых не всегда безопасны.
Проблема человека и его
деятельности в окружающей среде
становится все более актуальной,
поскольку именно в Человеку опосредованное
природа с развитием
В. И. Вернадский хорошо осознал и предупреждал человечество, что его активная деятельность, как сердцевины биосферы, может спричинитися к необратимым и невидшкодовних последствий в природе. Он предупреждал, что не только из интересов всемирной Гармонии, а прежде всего, в собственных интересах человека и человечества в целом не следует нарушать в худшую сторону среду и вселенная: это прямо или косвенно сказывается на генетике человека, уменьшает возможности ее полноценной жизни и наносит невосполнимый ущерб для естественного развития последующих поколений.
В соответствии с современными научными представлениями, "природа" и "общество" представляют собой чрезвычайно сложные системы. Обе системы тесно связаны и влияют друг на друга. Общественная система, хотя и тесно связанная с естественной, может рассматриваться отдельно от нее, поскольку имеет собственные закономерности. Так, процессы, происходящие в природе, характеризуются переходом от менее вероятных состояний к более вероятных. Относительно общества - то здесь процессы двигаются от менее целесообразных к более целесообразных.
"Экономику" часто
считают косвенно подсистемой
двух вышеупомянутых - "природа"
и "общество". С этой точки
зрения "экономическая система"
трансформирует природные
Экономическая система состоит из определенных элементов и связей между ними, из определенных подсистем: производства, распределения, обмена и потребления. Одной из центральных является категория производственных факторов. "Традиционно" производственные факторы делятся на землю, труд и капитал.
С экономической точки зрения важным также является виризнення понятий "производственные ресурсы" и т.н. "естественные" блага. Под "производственными ресурсами" понимают ограниченные отношении экономических потребностей ресурсы - природные и трудовые. Ограниченность является существенной характеристикой производственных ресурсов. Она определяется соотношением между потребностью и имеющимся запасом того или иного ресурса. Другими словами, только те элементы, запасы которых меньше потребность в них, относятся к производственным ресурсам и получают экономическую оценку. Те же элементы (также нужны с производственной точки зрения), потребность в которых меньше запаса, в состав производственных ресурсов не входят. Они образуют т.н. "природные блага".
В наиболее общем виде производственные ресурсы могут быть представлены: предметами труда - элементы природы, впервые выделенные из нее, или такие, которые прошли предварительную обработку; средствами труда - элементы природы, с помощью которых обрабатываются предметы труда; трудовыми ресурсами-рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных сил человека, затрачиваемые для продуктивного сочетания средств труда с предметами труда. Единство двух первых - средства производства, а всех трех вместе - производительные силы общества.
В ходе исторического развития меняется роль и значимость конкретных видов производственных ресурсов. Так, если в традиционной аграрной экономике ключевыми выступали такие ресурсы, как ручная работа, скот и земля, то переход к индустриальной стадии выдвинул на первый план машины и сырье, производимых промышленностью. Становление же постиндустриального общества превращает на главный производственный ресурс образование, информацию, науку. Последняя является качественно отличным производственным ресурсом. Научные знания как продукт представляют собой информацию о законах развития природы и общества, способы их практического применения. Вследствие реализации научных достижений развитие производительных сил все в большей степени осуществляется путем материализации человеческих знаний и в меньшей - за счет распространения объема традиционных ресурсов, которые привлекаются к хозяйственного оборота.
И все же неверно противопоставлять образование и науку таким производственным ресурсам, как средства производства и рабочая сила. Образование и наука не отделяются от них и не добавляются к ним, как некий отдельный ресурс, а наоборот, "протинають" их, поднимая на качественно новый и более высокую ступень.
Эта тенденция "проникновения" просвещенские-научного фактора в других факторов производственного процесса, внедрение их достижений в производство, то есть процесс превращения в непосредственную производительную силу носит название технологического прогресса. Суть этого - в постоянном преодоления ограниченности человеческих сил и возможностей. Технологический прогресс может происходить и эволюционно и революционно. Причем, в реальной действительности обе формы сосуществуют в определенной комбинации, перетекают одна в одну. Эволюционный технологический процесс означает постепенное накопление и внедрения новшеств в производство. При этом технологические достижения осуществляются в рамках фундаментальных научных представлений, которые уже сложились. Когда же речь идет о технологическую революцию, то происходит пересмотр, переоценка найфундаментальниших научных принципов, которые вызываются до переворота в производительных силах. Соединившись в процессе производства ресурсы становятся его факторами. Технологический способ производства характеризуется определенным сочетанием производственных ресурсов, определенным набором такого сочетания. Результат такого сочетания - производимая продукция. Взаимосвязь между ней и факторами производства воплощается в показателях "экономической эффективности". Последняя представляет собой объем продукции, приходящаяся на единицу производственных ресурсов.
Экономический анализ можно
вести с позиций как
Анализ экономической эффективности позволил сформулировать один из фундаментальных экономических законов - закон т.н. "ниспадающем эффективности". Этот закон, особенно в варианте "ниспадающем плодородия земли", связывают с именем Т. Мальтуса. Суть закона заключается в том, что каждый дополнительный прирост одного из факторов производства при фиксированных значениях других факторов приводит к уменьшению прироста продукта. Уменьшение дополнительного прироста продукта связано с тем, что растущий объем одного из факторов производства сочетается с фиксированным объемом других факторов. Этот закон подтверждается любым контролируемым экспериментом в области экономики, касается любого фактора производства и потому носит общий характер.
Продукт, созданный в результате технологического сочетания факторов производства, предназначенный для удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, он отражает связь, которая объективно складывается между структурой общественных потребностей и составом производственных ресурсов. Общественные потребности всегда первичные отношении производственных ресурсов. Опережающих развитие структуры общественных потребностей относительно динамики и состава производственных ресурсов - экономическая закономерность. Поэтому общество может ставить только задачи минимизации такого отставания, а не полного его устранения.
Общественные потребности делятся на две основные группы: производственные и непроизводственные. Одна часть произведенного продукта, который создает внутренний годовой оборот предметов труда в процессе производства, является промежуточным продуктом. Другая его часть, которая включает средства труда, прирост запасов предметов труда и предметы потребления, составляет конечный продукт.
Созданный в процессе производства продукт поступает в сферу реализации, где осуществляется его распределение и обмен.
В процессе распределения
произведенный продукт
Первые два потребляются продуктивно в процессе воспроизведения (постоянно повторяемой процессе производства), предметы потребления используются - непроизводственные. С точки зрения стоимости, произведенный продукт делится на стоимость потребленных средств труда (амортизация), потребленных предметов труда (текущие материальные затраты), необходимого продукта (оплата труда), дополнительного продукта (предназначенный для распространения производства).
Между секторами экономики,
выпускающие средства производства,
предметы труда, предметы потребления,
возникает обмен. Он связывает между
собой производство, распределение
и потребление. Обмен предоставляет
каждому из участников экономической
системы необходимые ему
В процессе общественного
воспроизводства между
Сектор, который создает средства труда, направляет часть производимого им продукта в сектора, производящие предметы труда и предметы потребления. Пропорции процесса реализации регулируются законом спроса и предложения, теоретическую разработку которого связывают с именем А. Маршала. Под спросом понимают объем общественной потребности, выраженный в деньгах. Предложение - это объем произведенной продукции, которая попала на рынок.
Для того, чтобы постичь деяния всей социально-экономической системы, нужно хорошо разбираться, с одной стороны, на ее отдельных элементах (деньги, банки, биржи, цены) и поведении агентов на финансовых рынках и рынках товаров домашнего хозяйства (формирование спроса), а с другой стороны - поведении поставщиков и производителей (формирование предложения). С этой точки зрения, одна из центральных проблем деяния реальной социально-экономической системы - достижение общего равновесия на макроуровне, т.е. приблизительное равновесие спроса и предложения одновременно на многих рынках множества товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Эта чудодейственная, на первый взгляд, пропорциональность, сбалансированность, согласованность действий миллионов "домашних хозяйств", фирм, банков, бирж и других элементов системы, хотя и непрерывно нарушается, однако снова и снова восстанавливается. Без этого не может существовать ни одна социально-экономическая система .
Достигается это взаимодействием двух сил - рынка и государства. Но понять принципы работы социально-экономической системы в целом можно только осознав, как действует экономический механизм не в "разобранном виде", а в "сборе", т.е. в реальном существовании. При этом следует четко понимать, что отдельные элементы и формы экономической организации человечество производит в течение тысячелетий. Они объективно производились повседневной экономической практике в процессе длительной экономической истории.
С наступлением новой технологической эры - периода научно-технической революции (II половина XX века) - человечество вошло в такую стадию своего развития, когда произошли качественные изменения в системе "человек - общество - природа".