Трудные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:46, реферат

Краткое описание

Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные – несчастливы каждая по-своему. Выделяют несколько основных причин неправильного воспитания. Прежде всего, это две крайности родителей в отношениях к ребенку: либо чрезмерная требовательность, жестокая регламентация и контроль, либо – недостаток контроля и полное попустительство. А также – чрезмерное беспокойство родителей по поводу его здоровья или будущего, учёб, отношений со сверстниками

Вложенные файлы: 1 файл

реферат трудные дети.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

«Прислушивайтесь к сердцу ребенка»

или

 «Откуда  берутся  «трудные» дети»

 

Как известно, все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастные – несчастливы каждая по-своему. Выделяют несколько основных причин неправильного воспитания. Прежде всего, это две крайности родителей в отношениях к ребенку: либо чрезмерная требовательность, жестокая регламентация и контроль, либо – недостаток контроля и полное попустительство. А также – чрезмерное беспокойство родителей по  поводу его здоровья или будущего, учёб, отношений со сверстниками…

 

Можно выделить несколько типичных родительских внутрисемейных ролей:

  1. Активный лидер («Мое слово – закон»);
  2. Аналитик (в крайнем выражении – тип зануды, постоянно анализирующий каждый шаг ребенка);
  3. Комментатор («Вот ты помыл руки с мылом – и к тебе не пристанет сегодня бацилла Коха»);
  4. Посредник («Васька из пятой квартиры не хочет с тобой играть – пойду-ка я с ним поговорю»);
  5. Роль старшего помощника и друга…

 

В зависимости от индивидуальных особенностей подростка какая-то роль может сработать, какая-то нет. Не стоит долго читать нравоучения мальчикам и девочкам, у которых большая потребность в эмоциональной пище. И рискованно с тихим, робким ребенком обращаться резко, грубо. Если это девочка, то всемогущий образ отца может способствовать ее страху перед всеми мужчинами вообще. Когда она вырастет, у нее могут не сложится семейные  отношения, она вообще может не выйти замуж. Если же это мальчик, да еще который не может получить пищу для самоуважения в школе, в среде сверстников, то впоследствии, как механизм компенсации потерь, у него могут развиться жестокость и цинизм.

Одно из главных условий правильного  воспитания – это принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом. Выход из неприятных ситуаций зачастую можно найти не методом запрета, а путем переключения энергии подростка в полезное русло. Ломает стулья, будильники – запишите его в кружок «Умелые ручки». 

Дерзит, грубит – надо, в чем  причина. Ведь нередко дети это делают, чтобы привлечь к себе внимание родителей, вечно занятых то стиркой, то варкой, то своими «междоусобицами».

Нервозность родителей сразу передается детям. А разногласия матери и  отца в отношении к поступку сына или дочери вывести подростка  из-под их контроля. Рождение братика или сестренки тоже может вызвать тяжелый стресс, на почве ревности к родителям, хотя не всякий ребенок это ревность может проявить открыто. Негативные эмоции могут копиться годами, чтобы потом найти выход взрывообразно. И родители недоумевают: «Как же так? Всегда была девочка такая тихая, послушная, а теперь…» Чтобы этого не случилось, надо научиться видеть внутреннее состояние ребенка, а не только слушать,  что он говорит. Тихий, послушный ребенок -  это не всегда ребенок благополучный. А если он еще от природы робкий, слабовольный, то эта «послушность» может сыграть в его жизни роковую роль. Ведь когда-нибудь наступит день, когда надо будет действовать самостоятельно, не по указке родителей. Сделает ли он правильный выбор, если до сей поры был только «слепым исполнителем чужой воли»? Такие дети очень часто попадают в плохую компанию, привыкают к алкоголю и наркотикам.

Родители не придают большого значения своим сказанным в сердцах  резким, грубым словам. А дети порой  не в состоянии понять, что это не мнение, а лишь эмоциональная реакция. Они все понимают буквально, без «чувства юмора». «Ты дурак!» - это ранит больше, чем наказание розгами. Наиболее частые способы реагирования детей в подобных ситуациях – это пассивный уход в себя или демонстративная агрессивность. Когда вы пытаетесь подавить агрессивного ребенка, вы не решаете этим возникшую проблему, а только загоняете ее в глубь. Всегда нужно выявить причину агрессии. Возможно, это причина кроется в недополучении ребенком необходимого: любви и ласки, внимания и контроля, уважения и доверия, помощи в складывании правильной системы ценностей. А иногда ребенку требуется просто «выпустить пар»: пошуметь, покричать.

Если семьи с перекосом ценностей  в ту или иную сторону. Семей с  доминирующим тщеславием родителей более всего хлопочет о том, чтобы ребенок чем-то выделялся в обществе: одеждой или способностями и т.д. Этот  эгоцентризм может стать для ребенка роковым. Жизнь впоследствии может так ударить, что выделиться будет нечем. Можно стать нищим, попасть в тюрьму, не поступить в институт… И как тогда жить, если человек с детства не привык честно и с достоинством проигрывать?

Семья с агрессивной  атмосферой готовит обществу будущего хама. Если родители между собой  не могут разговаривать иначе, как  в резких выражениях, язвительно и грубо, то наивно с их стороны ожидать от сына уважения к людям и вежливого обращения. «Если в зеркало глядит обезьяна, из него не выглянет апостол».

Играют роль также отношение  родителей друг к другу в случае их развода. Как бы не презирала женщина «мужа - негодяя», - она должна удерживаться от резкого осуждения бывшего супруга. Ведь можно же объяснить ребенку ваш развод коротко и ясно: «Мы разные люди с твоим отцом, не сошлись характерами, нам лучше не жить вместе». Такая постановка вопроса больше способствует доверию ребенка к матери, чем категорическая. Ведь для ребенка оба родителя одинаково дороги.

Необходимо давать детям  правовые знания, прививать правовую культуру, знакомиться с содержанием  Уголовного кодекса. Что такое нарушение общественного порядка, наши дети порой плохо себе представляют. Вот в ночное время из открытого окна несется оглушительный магнитофонный рев. И некому призвать юнцов к порядку. Так у них закрепляется в сознании уверенность, что необязательно считаться с другими людьми. А от наплевательского отношения к людям до преступления – рукой подать.

В прошлом году газеты описывали случай, когда подросток со своей подружкой решили добыть деньги у его родителей. Для этого они взяли в заложники его младшего братишку и, под видом неизвестных преследователей, требовали выкуп. Но милиция взялась за дело, разоблачение было неминуемо, и тогда эти мальчик и девочка убили ребенка, чтобы замести следы преступления. Ибо, в сущности, они понимали, что преступают закон. Но, имея бурную фантазию и находясь под впечатлением заполонивших сегодня наш экран фильмов западного производства, не сумели вовремя провести черту между вымыслом и реальностью. Поэтому очень важно в семейном воспитании обращать внимание на то, что читают наши дети и смотрят по телевизору. Будучи психически, нравственно и умственно ещё незрелыми, подростки зачастую не могут различить героев положительных и отрицательных. Зло очень привлекательно для детей, будучи облачено в художественную форму или преподнесено авторами тенденциозно и однобоко.

Большой вред нашим подросткам и молодежи наносит пьянство. И  с этим бороться нелегко, потому что немало взрослых, не считающих это большим пороком. Если жена мучится с пьянством мужа, то их сын впоследствии тоже может стать алкоголиком.

Народная мудрость гласит, что выбирая себе жениха, девушка  должна понаблюдать, как его отец и мать относятся друг к другу. И действительно, поведение родителей, взгляд на мир, система ценностей играют роль в судьбе ребёнка.

Еще одной важной причиной поведенческих отклонений детей являются нервно-психические заболевания или пограничные состояния психики. Собственно говоря, все это тесно взаимосвязано: проблемы внутри семейных отношений, правонарушения и нервные болезни. Иногда можно наблюдать случайные признаки «нездорового» поведения детей, которые затем не повторяются. Но в любом случае нужно обратить на них внимание и задуматься об импульсах и причинах. Вот одни из признаков «нездорового» поведения:

 

  1. Бывают дети с необычайно развитым, творческим воображением, у которых мысли столь ярки, что превращаются в ощущения. Жажда величественного, мечтательность вкупе с острым желанием выделиться, поставить себя в центр внимания могут привести к истероидному типу поведения. Такие дети не умеют держать в узде свое воображение, плохо отличают вымысел от реальности. Они часто лгут, не давая себе в этом отчет. Художественный, образный тип мышления можно успешно сублимировать в творчестве: в кружке рисования, в драм кружке, в занятиях музыкой и т.д. Ведь эта энергия ребенка должна найти какой – то выход.

 

  1. Другой тип детей из группы психического риска – это робкие, ранимые, душевно тонкие натуры, которые плохо приспосабливаются к смене обстановки, с трудом адаптируются в новых условиях. Из-за обидчивости и трусости они кажутся капризными. Несмотря на тонкий склад души, иногда в них проявляется большая душевная черствость, равнодушие к страданиям окружающих. Если вовремя не заметить эту тенденцию (замкнутость, чрезмерную избирательность в общении, в дружбе), то может развиться так называемый шизоидный тип истерии.

 

Особенно внимательны  должны быть родители в том случае, если во время беременности этим ребенком у матери был токсикоз, если новорожденный  получил родовую травму. А также  психические последствия могут быть от перенесенных ребенком в детстве инфекционных заболеваний, физических и психических травм.

Такие дети нуждаются в  положительных эмоциях больше, чем  другие, в доброй атмосфере они  способны проявить усидчивость и  терпение, трудолюбие и добросовестность, в конфликтной же обстановке теряются «тупеют», опускают руки. В будущем это может привести к противоправным действиям или психическим недугам.

Давайте подведем итог всему  сказанному. Что же делать, чтобы  ребенок не стал «трудным»?  Прежде всего – понять, что ваш ребенок не обязан быть похожим на вас (или на кого-то еще). Если все в семье «одинаковые», то это, наверное, очень скучно, и мало чему можно поучиться друг у друга. Нельзя предъявлять одинаковые требования и к «молчаливому педанту», и к «шумному разгильдяю», и не нужно. Последовательно, постепенно, понемногу надо прививать ребенку недостающие черты.

А как это сделать? Если вы не знаете, то обращайтесь к школьному  психологу и вы получите нужную вам  консультацию по воспитанию вашего ребенка. А сейчас важный совет для всех: «Когда-то была наука педология, которая советовала родителям держаться от детей на расстоянии, воспитывать их в «строгости». Потом выяснилось, что это ложный путь. Современные психиатры и психологи говорят обратное: ребенка с детства надо любить, жалеть и выражать внешне эти свои чувства; лучше «переборщить» в этом, чем недодать душевного тепла».


Информация о работе Трудные дети