Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 14:55, контрольная работа
1. Неуверенность в себе. Процесс обретения уверенности.
2. Дневниковые записи как возможность самопознания.
3. Практическое задание.
Тема 2: Уверенное и неуверенное поведение.
План:
1. Неуверенность в себе. Процесс обретения уверенности.
2. Дневниковые записи как возможность самопознания.
3. Практическое задание.
Методические рекомендации.
1 вопрос: описать причины возникновения неуверенности в себе, показать роль мотивации достижения успеха в процессе обретения уверенности.
2 вопрос: раскрыть возможности дневниковых записей для самопознания, привести примеры известных людей, которые пользовались этим приемом.
3 вопрос: Практическое задание: Подобрать упражнения по формированию уверенности в себе.
Важной стороной человеческого самосознания является уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства. Неуверенность в себе, наоборот, проявляется в неверии в свои силы и способности, отказе от выполнения деятельности, удовлетворения своих желаний и потребностей, лишает перспектив личностного роста и развития. Неуверенность нередко сопровождается повышенной тревожностью, ранимостью и незащищенностью, чувством неполноценности. В детстве неуверенность обнаруживается довольно рано. В качестве механизма ее формирования выступает неуспех, умноженный на отрицательные оценки окружающих, насмешки других, которые воспринимаются более болезненно, чем сам неуспех. Неуверенного ребенка можно узнать по специфическим проявлениям его поведения.
Приведем примеры таких проявлений:
• низкая мотивация деятельности, отказ от попыток добиться успеха, притязания на легкую работу;
• высокий уровень тревожности при выполнении любой деятельности: «Я не справлюсь»,
«Я не могу» (форма проявления — прикрывает руками результаты своего творчества, когда воспитатель или учитель подходит с целью посмотреть на процесс рисования, письма, выполнения любого другого задания);
• нерешительность в ситуации выбора и негативные ожидания в соревновательных ситуациях;
• плохая социальная адаптация, застенчивость, повышенная чувствительность к критике;
• отрицательное отношение к дошкольному учреждению, школе, педагогам, сверстникам;
• неспособность в ряде случаев внять похвале, которая воспринимается с недоверием, и т. п.
В итоге неуверенность является той глубинной инстанцией, которая обусловливает различные типы защитного поведения. В то же время следует отметить, что неуверенность — это результат неустойчивой, противоречивой Я -концепции, низкой самооценки, которая может и не осознаваться. Здесь следует искать основные причины неуверенности. Каковы же пути предупреждения и преодоления неуверенности? К ним можно отнести три стратегические линии.
1. Повышение реальных достижений, т.е. достижение объективного успеха.
2. Изменение к ребенку отношения значимых других (людей, детей, одноклассников).
3. Изменение отношения ребенка к самому себе. Перечислим конкретные направления работы с неуверенными детьми:
• педагог должен стремиться целенаправленно создать ситуацию успеха, т.е. заведомо
дать ребенку такое задание, с которым он справится; поставить его в такие обстоятельства, где достижения гарантированы;
• полезно также ставить реальные цели перед детьми в разных видах деятельности и в проблемных ситуациях, требующих определенных усилий, но не превышающих действительных возможностей;
• следует отмечать малейшие положительные сдвиги в поведении ребенка и поощрять их, при этом важно избегать сравнительной характеристики его достижений с достижениями других детей (сравнение нужно проводить с собственными достижениями ребенка, с тем, что было в его недавнем прошлом, отмечая, разумеется, прогресс);
• в случае отрицательного результата работы с ребенком оценивать необходимо его конкретные действия, в случае положительного — можно похвалить ребенка в целом;
• полезно научить детей трезво оценивать неудачу, но обязательно раскрыть перспективы будущих успехов;
• целесообразно привлекать детей к самооценке, и чем раньше, тем лучше, при этом акцентируя в своих комментариях положительные моменты как результаты самооценки, так и саму способность к ней;
• хорошим средством является привлечение к оценке конкретного ребенка других детей с установкой найти положительные моменты в его результатах и способах деятельности;
• необходимо проводить упреждающие занятия с ребенком, чтобы в последующем, когда эти задания будут даны всем детям, он выполнил бы их не хуже других. Это стимулирует позитивное самовосприятие и повышает уверенность в себе.
Причины возникновения неуверенности в себе.
Существует множество теорий происхождения неуверенности в себе. Среди них есть как физиологические, так и психологические. Некоторые исследователи объясняют неуверенность в себе тем, что в коре головного мозга неуверенного в себе человека процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Другие исследователи сводят дело к умению адаптироваться к жизни и взаимодействовать: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты - то это и есть неуверенность в себе. Некоторые ученые задавались вопросом, является ли неуверенность генетически передаваемой по наследству. Исследуя этот феномен, они пришли к выводу, что генетическая предрасположенность играет определенную роль, но не первоочередную. Речь идет о заложенном в каждом человеке типе темперамента. Оптимистичные и активные сангвиники с большей вероятностью будут демонстрировать уверенное поведение. Медлительным флегматикам потребуется больше времени на обдумывание и принятие решения, что может выглядеть как неуверенность, но не быть ею. Вспыльчивые холерики часто сначала делают, а потом думают, а сожаления о содеянном испытывают уже «постфактум», когда ничего изменить нельзя. А вот тревожный темперамент меланхолика, пожалуй, наиболее предрасположен к неуверенности.
Нужно помнить, что у каждого темперамента есть свои «слабые» и «сильные» стороны, которые могут быть либо подчеркнуты, либо смягчены воспитанием. Часто неуверенная позиция буквально воспитывается с детства родителями, воспитателями и учителями. Для любого ребенка будет пагубно, если с самого раннего возраста важные для него люди будут подчеркивать промахи и неудачи фразами типа: «Какой ты неловкий!», «Петя может дать сдачи, а ты, трус, - нет!», «Даша всегда руку тянет, а ты даже слова не можешь сказать». Такие высказывания негативно сказываются на самооценке ребенка, а если они повторяются часто, то формируют жизненную позицию «Я ни на что не гожусь!». Уже во взрослом возрасте психологи стараются помочь людям преодолеть эти негативные базовые убеждения.
Если человек уже в детском возрасте решил, что он никому не может быть интересен, что он не сможет «и двух слов вымолвить», что его внешность и характер никуда не годятся, у него появляется социальный страх. Он боится быть отвергнутым или высмеянным. Это мешает и при знакомстве, и при продолжении отношений с кем бы то ни было: с коллегами по работе, новыми знакомыми, потенциальными партнерами. Человек изначально напряжен, а иногда и агрессивен, т.к. ждет нападения и готовится его отразить. Он уверен, что оставит плохое впечатление. Ему очень трудно представить, что может быть по-другому. Страх настолько силен, что мешает человеку даже попытаться наладить отношения. Постепенная череда таких неудач приводит к снижению самооценки, потере чувства самоуважения, ощущению полной неуверенности в себе.
Хамитова Инна Юрьевна - клинический психолог, семейный психотерапевт считает, что неуверенность в себе - это проблема, которая имеет свои корни в глубоком детстве. Есть два типа родителей, которые растят неуверенных в себе детей. Во-первых, это родители, которые систематически подрывают уверенность ребенка в самом себе, постоянно критикуя его: «ты делаешь не так… ты получил 4-ку, но 5-ка была бы лучше». Второй вариант - это родители, которые очень сильно балуют своих детей. В первом случае ребенок становится уверенным в том, что он ничего не может и все делает не так, а во втором случае ребенок совершенно не уверен в том, что он может, а что все-таки не может. Третий вариант - это родители, которые задаривают подарками, тем самым предвосхищают все желания ребенка, которые у него еще даже не появились. Так вырастает человек, который ничего не хочет, ни в чем не уверен, денег заработать не может, так как все обеспечивается родителями. Вот собственно, и получается, что это люди, которые во многом остались еще детьми, детьми своих родителей, которые и сами не понимают, чего они хотят, какие у них цели в жизни, на что они способны. Нет у них внутреннего стержня взрослого человека. Это люди, которые будут опираться на мнение других, потому что не на что опереться внутри себя. И конечно, психотерапевт в таком случае помогает человеку этот стержень внутри себя «вырастить». Ведь зрелая личность мало зависит от мнения окружающих, а также от социальных мнений и установок. Зрелая личность - это человек, который понимает, чего хочет, понимает свой путь, ценит то, что у него есть, и не оглядывается постоянно вокруг себя в поисках одобрения и поддержки. Такой личностью вполне можно стать, было бы желание.
Микаэлян Люси Львовна - психолог, специалист по семейной психотерапии придерживается мнения, что неуверенность в себе, внимание к собственным недостаткам и невнимание к своим способностям, низкая самооценка - часто идут рука об руку и берутся из семейной ситуации в детстве. С другой стороны, тут есть опасность обвинить во всех бедах родителей, мол, так воспитали: не хвалили, критиковали, не давали возможности проявить самостоятельность. Перекладывая ответственность за свои проблемы на других людей, которые к тому же не могут сейчас ничего изменить (т.к. воспитывали, как умели и как могли в тех обстоятельствах, вернуть все на десять-двадцать-тридцать лет назад и сделать по-другому не в их силах), человек не становится ни увереннее, ни самостоятельнее, ни счастливее. Поэтому, прежде всего, следует признать очевидное: детство кончилось, родители свою воспитательную работу завершили. Наверное, было всякое - и плохое, и хорошее. Но для начала стоит обратить внимание именно на радостные моменты и поблагодарить за них. И идти дальше, в соответствии с собственными планами и целями. Если же на данном жизненном этапе пока нет ни планов, ни целей, то необходимо сосредоточиться на том, чтобы обзавестись ими. Этого за человека никто не сделает. Или цели будут не его собственными. Источники неуверенности в себе условно можно разделить на группы, каждая из которых представляет собой определенный уровень регуляции поведения. Эти уровни регуляции, также условно, можно расположить в некоторой иерархии.
1) Навыки (стереотипы) поведения. Поведенческий
репертуар складывается из
2) Когнитивный уровень. Здесь разворачивается
целый ряд процессов, которые
сказываются на уверенности в
себе. В случае негативного развития
возможно формирование
3) Эмоциональные процессы
Все эти три уровня результируются в комбинации качеств, которую люди называют уверенностью (неуверенностью) в себе.
2. Дневниковые записи как возможность самопознания.
Существует несколько способов
записи наблюдений, но, независимо
от того, какой из них принят учёным-исследователем,
нужно соблюдать некоторые общие, совершенно
обязательные правила:
- запись должна производиться по возможности
немедленно или как можно скорее, под свежим
впечатлением;
- факт излагаться с предельной ясностью,
четкостью и выразительностью;
- указывать дату, время дня, место и условия наблюдения;
- записывать разборчиво и понятно.
Пренебрежение любым из этих моментов
создаст массу затруднений при анализе
результатов.
Личный дневник- это дневник, помогающий разобраться в самом себе, окружающих нас людях, происходящих событиях. Такие дневники подразделяется на виды:
- личный дневник «для секретов». Такого рода дневник ведётся для интереса, для запоминания любопытных происшествий. Люди, ведущие такой дневник, запечатлевают на бумагу чувства и эмоции, которые они когда-либо переживали. С дневником делятся переживаниями, высказывают то, что не могут озвучить.
- дневник для самоанализа. Такой дневник по сравнению с другими вести тяжелее. Это связано с тем, что самоанализ – трудное психологическое действие. Но это очень полезно для самого человека: наблюдение себя со стороны, отражение собственного я. Вот основные плюсы ведения записей:
- Постановка целей (самомотивация);
- Планирование, генерация идей (стимулятор творческого мышления);
- Инструмент для укрепления уверенности в себе (возможность выговориться);
- Оценка результатов.
Такой дневник зачастую перерастает в произведение, которое ценно для общества, так как человеческая душа – тайна даже для самих людей, её изучением занимались и продолжают заниматься многие учёные, психологи, писатели.
Дневник как литературный жанр. От собственно дневников стоит отличать литературные произведения (роман-дневник) или другие публикации, использующие дневниковую форму, стилизующие её. Такова, например, публицистика Достоевского его «Дневник писателя» или повесть Гоголя «Записки сумасшедшего» и др. После нескольких лет ведения дневника самые смелые отдавали свой дневник в публикацию, так появились жанры – автобиография, писательский дневник, художественный дневник.
Автобиография (от греч. autоs - сам + bios - жизнь + grapho - пишу) - последовательное изложение, описание самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
Писательский дневник – оригинальный жанр литературы. В нем собрано все сокровенное, все самое характерное в личности писателя. Дневники не сочиняются, а ведутся. Здесь не посредники или «заменители» автора, а сама личность автора. Дневник писателя не отражает и не рисует его образ - он часть его самого, деталь его души, поступков, характера. В нём соблюдаются внешние признаки дневникового повествования — датированность, периодичность ведения; автором приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения; мало описаний внутренних переживаний, то есть преобладает фиксация внешних событий. В отличие от бытового, автор литературного дневника мало пишет о себе, зато отмечает всё, что впоследствии может, по его мнению, представлять исторический интерес, либо отбирает отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство. Основу дневника писателя составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование.