Умственно отсталые дети в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:59, реферат

Краткое описание

В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. В первой части книги мы отмечали, что это было продиктовано не столько гуманными мотивами, сколько юридическими соображениями. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.

Вложенные файлы: 1 файл

Замских. Умственно отсталые в англии.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. В первой части книги мы отмечали, что это  было продиктовано не столько гуманными  мотивами, сколько юридическими соображениями. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.

До  середины XIX века слабоумных помещали в учреждения для душевнобольных, где они полностью подчинялись  режиму этих учреждений. Это приводило  к тому, что после нескольких лет  пребывания слабоумных в больнице для  душевнобольных их состояние значительно  ухудшалось, и они становились  полностью потерянными для общества людьми.

В середине XIX века в Англии началось движение за общественное призрение, воспитание и обучение слабоумных. Это движение возглавили доктора Д.Конноли, Э.Рид, В.Твиллинг и др.

История первого учреждения для слабоумных в Англии связана с деятельностью  доктора Вильяма Твиллинга. Путешествовавший по Швейцарии В. Твиллинг заблудился в горах и случайно оказался в Абендбергском приюте, руководимом Гуггенбюлем. Увиденное здесь его поразило. По возвращении в Англию Твиллинг изложил свои впечатления об этом приюте в брошюре. С этой брошюрой познакомилась мисс Уайт из города Бата. Содержание брошюры побудило ее открыть в 1846 году в родном городе первый в Англии приют для слабоумных. Вначале в приют было принято всего 3 детей, а через два года он обслуживал 15 воспитанников.

В 1847 году Англию посетил Гуггенбюль. Его приезд вызвал большое оживление. В это время в Лондоне проходил съезд врачей. Доктор Эндрью Рид провел среди участников съезда сбор пожертвований для открытия под Лондоном заведения для слабоумных. Во главе этого заведения был поставлен учитель, работавший ранее в Абендбергском приюте. Медицинский надзор здесь осуществлял доктор Д. Конноли. В своем отчете за 1851 год доктор Конноли отмечает значительные успехи воспитанников: «До сих пор блуждавшие, бессмысленные глаза детей теперь уже смотрят и видят, бессмысленный язык теперь говорит, неподвижный прежде ребенок теперь ходит и прыгает, забитый и замкнутый дух получил свободу»1. В 1856 году в этом заведении находилось 256 воспитанников. Значительные пожертвования поступавшие в это учреждение для слабоумных, позволили ему вырасти в самое крупное учреждение Англии для подобных лиц

В дальнейшем благотворительные заведения  для слабоумных стали открываться  и в других городах Англии, однако они обслуживали незначительное количество лиц, нуждавшихся в этой общественной заботе. К 1871 году во всех учреждениях для слабоумных в  Англии воспитывалось всего 1100 человек, в то время как на учете состояло 30 тысяч идиотов. В то время этим термином обозначали лиц с любой степенью умственной отсталости. Многие слабоумные продолжали находиться в больницах для душевнобольных или же их помещали в работные дома для бедных. С 70-х годов началось движение за отделение идиотов от помешанных. Для решения этого вопроса был создан особый комитет.

После многочисленных заседаний и тщательного  изучения вопросов призрения и воспитания слабоумных этот комитет вынес в 1871 году решение, которое достаточно полно раскрывает принципы и перспективы  развития помощи слабоумным:

1. Идиоты и тупоумные должны пользоваться специальным уходом.

2. Они не должны быть помещаемы  вместе с помешанными.

3. Они могут только в исключительных  случаях помещаться в дома  для нищих,

4. Специальный уход, в котором нуждаются  идиоты и тупоумные, должен быть прилагаем к ним коллективно, в особенности на начальных ступенях воспитания.

5. Идиоты и тупоумные не могут быть с пользой для них помещаемы вместе с нормальными детьми в обыкновенных школах.

6. Улучшение идиота или тупоумного не пойдет вперед, если содержать его отдельно; но в некоторых случаях подобное содержание безвредно (при надлежащем надзоре) для спокойных помешанных.

7. Воспитание идиотов и тупоумных должно быть основано па физических соображениях.

8. Оно должно начинаться в самом  раннем возрасте, лишь только  они в состоянии будут обходиться  без материнских забот; первые  затем шаги на воспитательном  пути должны обусловливаться  достигнутым раньше развитием.

9. Идиоты и тупоумные должны получать по возможности полное индустриальное воспитание, имея в виду доставить им — насколько это осуществимо — возможность самостоятельного существования, или, по крайней мере, — сделать их способными облегчить, когда это будет необходимо, тех, которые их поддерживают.

10. Идиоты и тупоумные всех классов должны быть — насколько это допускается благоразумием — поощряемы к возделыванию тех литературных, научных, художественных или механических талантов, которыми иногда случается им обладать; им необходимо поручать иногда исполнение каких-нибудь работ, так как это развивает в них самоуважение и чувство того, что и они приносят какую-нибудь пользу; во всяком случае они должны быть заняты, но притом так, чтобы занятие доставляло им удовольствие».

Эти рекомендации комитета в жизнь претворены не были. В течение пяти лет продолжались дискуссии вокруг приведенных выше решений комитета.

В 1878 году заседавший в Лондоне специальный  комитет, наконец, пришел к заключениям  о перспективах развития общественной помощи слабоумным в Англии.

1. Уход за взрослыми идиотами и тупоумными должен обусловливаться степенью развития их характера и способностей.

2. Только небольшой процент их  может непрерывно совершенствоваться  и оказаться в состоянии вести  самостоятельную жизнь и зарабатывать  себе на пропитание.

3. Значительное количество идиотов и тупоумных может вести самостоятельную жизнь при соответствующей опеке.

4. Значительная часть идиотов и слабоумных будет постоянно нуждаться в пребывании в специальных заведениях.

5. Специальные заведения для идиотов, при разумном использовании труда воспитанников, могут стать учреждениями промышленными или сельскохозяйственными.

Среди олигофренопедагогов Англии второй половины XIX века самым выдающимся является психиатр Вильям Айрленд (1832—1903). Его труд «Идиотизм и тупоумие», вышедший в Англии в 1877 году и изданный в 1880 году в русском переводе в России с предисловием профессора И.П. Мержеевского, был первой в России книгой о слабоумии.

В. Айрленд не только разработал свое учение о клинике слабоумия, но и предложил ряд чисто педагогических и даже методических указаний по обучению слабоумных. В своих педагогических взглядах он исходил из того, что развитие нормального ребенка в значительной степени протекает самопроизвольно. Нормальный ребенок обладает нормальными органами чувств, легко обогащается чувственным опытом; слабоумный же вследствие неумения наблюдать, воспринимать окружающий мир остается в полном неведении. «В случаях идиотизма учить приходится многим таким вещам, которые нормальным ребенком усваиваются или без всякой чужой помощи, или почти без малейшего усилия воспринимаются от матери или кормилиц», — писал В. Айрленд

В связи с этим Айрленд считает очень важным выявлять слабоумие возможно раньше и тут же начинать осуществлять по отношению к слабоумным организованное педагогическое воздействие. Такое воздействие необходимо и для предупреждения образования у них вторичных дефектов, дурных привычек.

Начинать  обучение Айрленд рекомендует с развития речи; этому предшествует или сопутствует развитие чувств. В названном выше труде Айрленд подробно описывает и конкретные приемы этой работы.

Сеть  специальных учреждений для слабоумных стала развиваться более интенсивно с конца XIX века.

Открывались эти учреждения главным образом на средства благотворительности. Наряду с учреждениями крупными, обслуживавшими по несколько сотен воспитанников, в Англии получили особое распространение  приюты — семьи. Эти приюты возглавляли  супружеские пары, которые были для  воспитанников отцом и матерью. В такой семье воспитывалось  до 12 человек. Содержались дети на средства от благотворительных обществ.

§ 2. Английская специальная  школа конца XIX— начала XX века

В 90-х годах XIX века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости.

В 1891 году Лондонский училищный  совет принял решение открыть  «школы специального воспитания» для  умственно отсталых детей. При приеме в эти школы дети должны были быть обследованы врачом, педагогом и  директором школы. Задача этих школ —  стремиться вернуть детей в обычные  школы. Учителю специальной школы  предоставлялась большая свобода  действий в деле развития учащихся. Училищный совет рекомендовал при  специальных школах открывать детские  сады для более раннего выявления  умственно отсталых детей.

Первые специальные школы  для умственно отсталых детей  были открыты в 1892 году в Лондоне  и Лейчестере.

В 1899 году в Англии был  принят закон об обучении умственно  отсталых детей. Этот закон предоставлял право общинам самим решать вопрос: вводить или нет у себя обучение умственно отсталых детей? Если община была согласна обучать этих детей, то государство выделяло для этих целей  средства и устанавливало следующую  регламентацию организации специального обучения умственно отсталых:

1. Обучать умственно отсталых  до 16 лет.

2. Отбирать детей в  специальные школы через школьную  комиссию.

3. Предоставить право  родителям требовать от школьной  комиссии обследования ребенка,  если у них возникают сомнения  в его полноценности.

4. Родителей, которые отказываются  посылать на обследование ребенка,  вызванного школьной комиссией,  подвергать штрафу.

5. Школьные комиссии обязаны  периодически переосвидетельствовать  ребенка с целью возвращения  его в нормальную школу.

6. Такого переосвидетельствования  могут потребовать и родители, но не чаще одного раза в  полугодие.

Поскольку этот закон не обязывал открывать  специальные школы, а лишь разрешал это делать, то этим правом общины пользовались редко.

Специальное обучение умственно отсталых детей  оживилось, когда за это дело взялись  общественные организации. Самая важная роль в этом отношении принадлежит  Национальной ассоциации в помощь дефектным детям, созданной в 1903 году и существующей в наше время.

Эта Ассоциация оказывает воздействие  на административные учреждения Англии, побуждая их открывать специальные  школы. Она же ведет надзор за окончившими специальные школы, трудоустройстве.

В результате деятельности этой организации XX века сеть специальных школ распространилась по всей Англии.

В 1904/05 учебном году в Англии насчитывалось 152 специальные школы в 36 городах, в которых обучалось 7 400 детей; в 1913 году уже имелось 177 специальных  школ с 12,5 тысячами учащихся.

15 августа 1913 года английский парламент  принял специальный акт об  умственной дефективности - «Закон  о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к законам о душевнобольных». Этот закон был принят после десятилетней подготовки. Не будет преувеличением признать этот документ самым полным и тщательно разработанным официальным государственным актом о слабоумных в буржуазных государствах в первой четверти XX века. Касается он главным образом глубоко отсталых.

Названный закон определяет умственную дефективность  как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего  возраста вследствие наследственных причин или болезни и травм.

Этот  закон устанавливает четыре категории  умственно дефективных.

1. Идиоты — это лица, у которых врожденные или приобретенные в раннем детстве умственные дефекты настолько сильны, что они не могут защитить себя от обычной физической опасности.

2. Имбецилы — лица с врожденной или появившейся в раннем возрасте умственной недостаточностью, которая хотя и не доходит до степени идиотии, но все же настолько значительна, что они не способны и не могут быть научены управлению собой или своими делами.

3. Feebleminded persons (слабоумные лица) — это лица, чья умственная недостаточность не доходит до степени имбецильности, но все же выражена настолько, что они нуждаются в уходе, надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих интересов. Эти дети не способны к учению в обычной школе.

4. Морально дефективные — это  лица, чья умственная неполноценность  осложняется агрессивностью или  преступными наклонностями. Эти  лица нуждаются в уходе, надзоре  и контроле для безопасности  окружающих.

Закон от 1913 года ставит целью оградить права  личности слабоумных от вредных для  них посягательств, а общество —  от антисоциальных действий слабоумных.

Закон устанавливает такой порядок  помещения слабоумных в специальных  учреждениях, который исключает  возможность злоупотреблений со стороны родственников ради каких-либо имущественных выгод. Закон требует  тщательного обследования личности, прежде чем ставится диагноз «слабоумие». Этим обследованием должны заниматься не только врачи, но и судебные органы.

Разрешается принудительно помещать слабоумного  в специальное учреждение, если он представляет опасность для окружающих.

Для руководства всеми делами призрения  слабоумных создается состоящий  из юристов и врачей Центральный  государственный совет, а на местах создаются комиссии. Совет и комиссии занимаются учетом слабоумных, организуют для них учреждения, распределяют средства, контролируют деятельность специальных учреждений, организуют индивидуальную опеку над слабоумными.

Учреждения  для слабоумных могут открываться  местными властями, благотворительными организациями и частными лицами. Закон возлагает на население  ответственность за плохое обращение  со слабоумными.

Еще большее развитие сеть специальных  школ получила после принятия в 1914 году закона, который устанавливал типы учреждений для умственно отсталых детей и вменял в обязанность  местным органам народного образования  открывать эти учреждения.

Закон от 1914 года вводит следующую систему  учреждений для умственно отсталых детей:

1) детские сады;

2) специальные классы при обычных  школах;

Информация о работе Умственно отсталые дети в Англии