Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:48, реферат
Для полного и адекватного исследования психологических особенностей личности в психологии была сформулирована проблема жизненного пути человека. Данная проблема была создана для дополнения работ, посвященных исследованию структуры личности человека, выявления развития движущих сил человека и т.д. Впервые проблема жизненного пути была поставлена Ш.Бюлером, но более глубокое изучение было позднее, исследовали данную проблему многие отечественные и зарубежные психологи.
Введение
Уникальность жизненного пути человека
Жизненная стратегия личности
Пять фаз жизненного цикла человека
Методы исследования жизненного пути
Заключение
Список использованной лиетратуры
- пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса
-
инициатива - своевременная формулировка
жизненных задач и
- ответственность - умение принимать жизненно важные решения;
-
стиль жизни - уникальная конфигурация
личностных черт, мотивов, когнитивных
стилей и способов
2. Жизненная стратегия личности.
Жизненный путь – индивидуальная история личности, её содержание и понимание. Структура жизненного пути включает в себя факты, события и поступки, определяющие становление индивида как личности.
Стратегия жизненного пути начинается с детских мечтаний и подростковых желаний, в которых возникает идея собственного будущего. Жизненная программа каждого реализуется с выбором профессии и основанием конкретных жизненных планов, в которую человек вкладывает свои усилия для воплощения своего призвания. Активное отношение к своей жизненной практике дает возможность человеку осознано определять сюжет жизни во всех пространственно-временных координатах. Человек в ходе своей жизненной практики определяет свой жизненный путь.
Жизненная стратегия является постоянным приведением в соответствии со своим характером и способам своей жизни, сначала исходя из своих индивидуальных особенностей, а затем из возможностей, которые вырабатываются в жизни.
Стратегия жизни может строиться на основе представления о целостности, поэтапности и перспективности своего жизненного пути.
3. Пять фаз жизненного цикла человека (Ш.Бюлер)
№ фазы |
Возраст в годах |
Общая хар-ка фаз жизненного цикла |
1 |
До 16/20 |
Нет семьи, жизненного пути, профессии |
2 |
16/20 – 23/30 |
Предварительное самоопределение, выбор супруга |
3 |
23/30 – 45/50 |
Зрелость, собственная семья, нашел призвание, конкретные жизненные цели, самореализация |
4 |
45/50 – 69/70 |
Стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, постановка жизненных целей |
5 |
69/70 - … |
Старый человек, без социальных связей, бесцельное существование, пассивное ожидание смерти, самозавершенность. |
Ш.Бюлер рассматривал проблему жизненного пути личности как:
- жизнь конкретной личности не случайна, закономерна, поддается объяснению;
-
главной движущей силой
-
человек может реализовать
-
самоосуществление – итог
4.
Методы исследования
К ХХ столетию развитие психологии жизненного пути привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности. Многие из этих способов обозначаются термином «биографический» метод изучения личности.
«Биографический метод» как понятие имеет различные значение. Некоторые из них:
-
это использование
-
использование для анализа
-
использование методик
Биографический метод воплощается через биографического интервью, компьютерные методики жизненного выбора, тесты, ситуативную каузометрию.
Заключение.
Социальное «измерение» личности
обусловливается влиянием культуры и
структуры общностей, в которых человек
был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшими социогенными слагаемыми личности
являются социальные роли, выполняемые
ею в различных общностях (семье, школе,
группе ровесников), а также субъективное
«Я», то есть созданное под влиянием воздействия
других представление о собственной особе,
и отраженное «Я», то есть комплекс представлений
о себе, созданных из представлений других
людей о нас самих.
В современной психологии нет
единого понимания личности. Однако большинство
исследователей считает, что личность
есть прижизненно формирующаяся и индивидуально
своеобразная совокупность черт, определяющих
образ (стиль) мышления данного человека,
строй ее чувств и поведения.
Способности человека определяют
его успехи в различных видах деятельности.
От темперамента зависят реакции человека
на окружающий мир - других людей, обстоятельства
жизни и т. п. Характер человека определяет
его поступки в отношении других людей.
Волевые качества характеризуют
стремление человека к достижению поставленных
целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно,
переживания людей и побуждения к деятельности
и общению.
Направленность и устойчивость личности. Практически никто из исследователей
не возражает против того, что ведущим
компонентом структуры личности, ее системообразующим
свойством (признаком, качеством) является направленность — система устойчивых мотивов
(доминирующих потребностей, интересов,
склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения
и т. д.), определяющая поведение личности
в изменяющихся внешних условиях.
Развитая личность обладает
развитым самосознанием. Субъективно,
для индивида, личность выступает как
его Я («образ Я», «Я - Концепция»), система
представлений о себе, обнаруживающая
себя в самооценках, чувстве самоуважения,
уровне притязаний. Соотнесение образа
Я с реальными обстоятельствами жизни
индивида позволяет личности изменить
свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
Личность представляет собой
во многом жизненно устойчивое образование.
Устойчивость личности заключается в
последовательности и предсказуемости
ее поведения, в закономерности ее поступков.
Но следует учитывать, что поведение личности
в отдельных ситуациях довольно вариативно.
В тех свойствах, которые были
приобретены, а не заложены с рождения
(темперамент, задатки), личность менее
устойчива, что позволяет ей адаптироваться
к различным жизненным обстоятельствам,
к изменяющимся социальным условиям. Модификация
взглядов, установок, ценностных ориентации
и т. д. в таких условиях является положительным
свойством личности, показателем ее развития.
Типичным примером этого является изменение
ценностных ориентации личности в современный
период, в период перехода России к рыночной
экономике.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.