Условия развития воображения у учащихся средних классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования выявить особенности воображения подростков и разработать экспериментальную развивающую программу.
Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.
Предмет исследования: Особенности воображения у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования. Развитие воображения в подростковом возрасте в целом зависит от гибкости мышления.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

 

Актуальность темы: В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление уровня воображения, закономерностей его развития и становления при изучении подросткового возраста.

 На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Кулагина  И.Ю) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

Выявленные для каждого  возрастного этапа законы развития  воображения ложатся в основу построения новых программ обучения и выделения в них специальных заданий, направленных на активизацию творческих процессов и способностей.

Актуальность изучения общих закономерностей развития воображения, диктуется, с одной  стороны, логикой развития психологической теории, а с другой стороны, потребностями педагогической практики.

Цель исследования выявить особенности воображения подростков и разработать экспериментальную развивающую программу.

Объект исследования: воображение ребёнка-подростка.

Предмет исследования: Особенности воображения у детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования. Развитие  воображения в подростковом возрасте в целом зависит от гибкости мышления.

Методологическая основа исследования базируется на общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления; диалектике как общем методе познания, предлагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи; системном подходе как общеметодологическом принципе науки; на принципе историзма, предлагающем генетический объективный подход к изучению явлений, а также на основе следующих подходов и концепций:

- Личностно-деятельностного  подхода Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева,  Пиаже; 

- Теории Л. С. Выготского, Кулагина  И.Ю об опосредованном характере развития творческого воображения в подростковом возрасте;

Методы исследования подбирались таким образом, чтобы изучить целостный процесс психической регуляции творческой деятельности детей 13–17 лет. Так же использовалась литература по теме исследования.

Задачи исследования:

1. анализ психолого-педагогической  литературы по теме  исследования;

2. Выявить особенности продуктивного воображения старших школьников с различным уровнем развития воображения;

3. Разработать рекомендации  по развитию творческого воображения  подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, чтобы дать  несколько определений понятию «воображение».

Практическая значимость состоит в экспериментальном исследовании особенностей воображения подростков.

База исследования: Средняя общеобразовательная школа №5 г.Набережные Челны. Учащиеся  7-8 классов подростки 14-15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая значимость воображения.

1.1 Общие понятия.

Воображение  - особая форма   психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое.

Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях. Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что  человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от  нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его  действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л.Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

Л.С.Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных  впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Согласно Е.И.Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные  или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

Как видно из определений, существенным признаком воображения  считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого  недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением.         

         Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем  всегда предполагается преобразование чувственного материала. Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение – особая  форма человеческой  психики, стоящая  отдельно от остальных  психических  процессов  и  вместе  с  тем  занимающая промежуточное положение  между  восприятием,  мышлением  и  памятью. 

Благодаря воображению  человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно во  многом  помогает  ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны,  или затруднены,  или просто  нецелесообразны. От восприятия   воображение   отличается   тем,   что   его   образы   не  всегда соответствуют   реальности,  в  них  есть  элементы  фантазии,  вымысла.  Если воображение  рисует  сознанию  такие  картины,  которым  ничего  или  мало что соответствует  в  действительности то оно носит название фантазии. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и всё-таки представить себе конечный результат.

Если, кроме того,  воображение  нацелено на будущее, его именуют  мечтой. [18].

Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлёт от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.  [34].

 Г. Эрдман понимал  под воображением или фантазией умов процесс создания образов и воспринятых предметов. Однако применено им толкование понятий «предмет» и «изображение» не позволяет подвести к нему отношения вещей и их понимания, которые являются важными для воображения. [20].

В зарубежной психологии существует несколько точек зрения на воображение и его стороны. Концепция одних идеалистов  сводится к тому, что утверждается полная спонтанность воображения, независимость от действительности. Такой взгляд является принципиально не верным. В действительности воображение человека детерминировано объективной действительностью и направленная на ее отображение.

Представители ассоциативной  психологии В.Вундт, Т.Рябо и другие пытались свести фантазию к другим психическим процессам или их комбинации. При этом она теряла свою самостоятельность, и в одних случаях ее рассматривали как комбинацию понимания и воли, а в других как комбинацию восприятия, памяти и интеллекта. [30].

Воображение присуще  только человеку. По мнению Э.В. Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишённое фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты». [ Цит.,17]. 

Для «старой» психологии самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений.   

Т. Рябо в известной  работе о воображении, рассматривает  два вида воображения, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее воображение и, с другой творческое, или воссоздающее, воображение.

Воспроизводящее воображение  та же самая память. Под воспроизводящим  воображением психологи понимали такую  деятельность психики, при которой  мы воспроизводим в сознании ряд  образов, пережитых нами, но восстанавливаем  их тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет. Различая эту форму воображения от памяти в истинном смысле слова, психологи говорили так: «Если я, видя сейчас какой-нибудь пейзаж, вспоминаю другой, похожий пейзаж, который я когда-то видел, видел где-то в другой стране, то это деятельность памяти, потому что наличный образ, наличный пейзаж вызывает во мне пережитый образ. Это обычное движение ассоциаций, которое лежит в основе функций памяти. Но если я, погруженный в собственное раздумье и мечты, не видя никакого пейзажа, воспроизвожу в памяти пейзаж, который видел когда-то, то эта деятельность будет отличаться от деятельности памяти тем, что непосредственным толчком для нее служит не наличие вызывающих ее впечатлений, а какие-то другие процессы». Иначе говоря, эти психологи нащупали верную мысль, что деятельность воображения даже  тогда,   когда   оно   оперирует с прежними образами, является деятельностью, которая психически обусловлена иначе, чем деятельность памяти.

Однако здесь психологи  наталкиваются на следующее обстоятельство: вспоминаю ли я прежний пейзаж, глядя на настоящий, или же я вспоминаю его, когда в голове у меня промелькнуло слово — название местности, напомнившее мне пейзаж, который я видел, от этого дело по существу не меняется. Разница между памятью и воображением заключается не в самой деятельности воображения, а в тех поводах, которые вызывают эту деятельность. Сама же деятельность в обоих случаях оказывается очень сходной, потому что, если стоять на точке зрения атомистической психологии, которая из элементов создает сложные формы деятельности, нет другого пути для объяснения деятельности воображения, как предположение о том, что какое-то наличие образов вызывает ассоциированные с ними образы. При таком подходе проблема воспроизводящего воображения целиком сливалась с проблемой памяти: она рассматривалась как одна из функций памяти – среди  многих других ее функций. [5].

Вопрос о природе воображения, как чрезвычайно важный, был переведен в генетическую плоскость и свелся к вопросу о его первичности.

Воображение, так часто называемое «прихотливою способностью», может ли быть подчинено какому-нибудь закону? Вопрос, поставленный таким образом, очень прост, и его нужно сделать более точным.

Наблюдение подмечает  здесь некоторый эмпирический закон, то есть закон, извлекаемый прямо из фактов и служащий кратким их выражением. Его можно выразить следующим образом:

Воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.

Первый период. Он нам  известен как возраст, с которого начинается проявление воображения. У нормального человека это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире – вот в чем оно выражается прежде всего; потом у большинства воображение зависит от влияния страстей и особенно от половой любви. Долгое время оно остается свободным от всякого рационального элемента.

Однако мало-помалу занимает свое место и этот последний. Размышление (разумея под этим словом работу духа) рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить. Этот возникающий антагонизм представлен на следующей фигуре  (рис. 1)

Кривая IM представляет ход  воображения в этот первый период. Сначала она поднимается довольно медленно, потом повышается быстро и держится на высоте, соответствующей  апогею воображения в этой первой форме. Означенная точками линия Rx представляет развитие рассудка, начинающееся позднее; эта линия поднимается гораздо медленнее, но достигает постепенно точки х на уровне кривой воображения. Обе эти интеллектуальные формы стоят теперь друг перед другом, как соперничествующие силы. Часть Мх ординаты приходится в начале другого периода.

Информация о работе Условия развития воображения у учащихся средних классов