Учение о стрессе и его современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:46, реферат

Краткое описание

Проблема психологического стресса особенно активно стала изучаться в последнее время. Этому способствовал ряд обстоятельств, таких как: непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности, условия и организация трудового процесса; существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием техногенных катастроф, террористических актов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...…….3
Понятие «стресс»………………………………………………………………..4
«Триада стресса»…………………………………………………………….…..4
Заключение……………………………………………………………………….6
Список использованной литературы……………………………………………6

Вложенные файлы: 1 файл

реферат эмоции.docx

— 20.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...…….3

Понятие «стресс»………………………………………………………………..4

«Триада стресса»…………………………………………………………….…..4

Заключение……………………………………………………………………….6

Список использованной литературы……………………………………………6

 

 

Введение

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала понятием, объединяющим широкий круг явлений повседневной жизни, в том числе измененного психического состояния под влиянием экстремальных обстоятельств. Феномен стресса требует специального психологического изучения, так как стресс отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности.

Проблема психологического стресса особенно активно стала изучаться в последнее время. Этому способствовал ряд обстоятельств, таких как: непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности, условия и организация трудового процесса; существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием техногенных катастроф, террористических актов.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Основные вопросы, возникающие при изучении и обсуждении сущности психологического стресса и его вредных воздействий на человека. И проблема стресса рассматривается с той или иной степенью глубины разными учеными, в самых различных аспектах.

 

Понятие «стресс»

Впервые понятие “стресс” ввел канадский ученый Ганс Селье. Более полувека назад он создал концепцию, получившую всемирное признание. На основе многочисленных экспериментальных исследований Селье установил, что под воздействием разного рода раздражителей - стрессоров возникает стереотипная, однозначная реакция, названная им “общий адаптационный синдром”. Этот синдром и лежит в основе стресса - состояния напряженности организма, проявляющееся в активизации его защитно-адаптационных механизмов в ответ на воздействие чрезмерного стрессора (по силе, частоте или продолжительности влияния).

Термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия: 1) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; 2) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; 3) сильные как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода; 4) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности; 5) неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

В первых четырех определениях «стресса» не учитываются хорошо известные в настоящее время данные о том, что неспецифические черты адаптационных процессов проявляются и при негативных, и при позитивных воздействиях на организм. Наиболее адекватной можно признать последнюю из указанных трактовок термина стресс.

«Триада стресса»

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора проявления «триады стресса» изменяются по интенсивности. Г. Селье выделяет три стадии этих изменений. Первая стадия развития стресса — мобилизация как бы по тревоге адаптационных возможностей организма — «стадия тревоги». «Ни один организм не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще в стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует  «стадия резистентности» [3, с. 35]. Эта вторая стадия — сбалансированное расходование адаптационных резервов. Ввиду того что адаптационная энергия не беспредельна, рано или поздно, если стрессор продолжает действовать, наступает третья — «стадия истощения». На этой стадии, так же как на первой, в организме возникают сигналы о несбалансированности стрессогенных требований среды и ответов организма на эти требования.

Длительный стресс — постепенные мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Причиной длительного стресса может стать повторяющийся экстремальный фактор.

 

 

Заключение

Концепция стресса определила один из наиболее продуктивных подходов к решению проблем, связанных с перенапряжением человека. Такое перенапряжение — причина ряда неблагоприятных явлений, таких как снижение рабочей активности, «болезни стресса», ухудшение взаимоотношений между людьми и т. п. Поиски способов купирования этих и других неблагоприятных проявлений стресса лежат на путях исследования его феноменологии, функциональных механизмов, его системности и т. д. Психология стресса — это новое в психологии людей современной эпохи. Наша действительность — время значительных индивидуальных психических напряжении, рождающих и новую продуктивность коллективного труда, и болезни стресса.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М., 1995.

2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.  М.: Наука, 1983.

3.       Селье Г. Стресс без дистресса. М.:Прогресс, 1979.


Информация о работе Учение о стрессе и его современное состояние